Урок по ОБЖ на тему Оказание первой помощи при клинической смерти
Открытый урок по ОБЖ на тему «Первая медицинская помощи при клинической смерти»
Учитель: Кожокару Е.Р.
Тема: «Экстренная реанимационная помощь»
Цели:
Образовательные:
Повысить компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях (терминальное состояние).
Учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять экстремальную ситуацию, собственными силами и действиями решать ее.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков и умений в оказании ЭРП.
Воспитательные:
Повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся.
Создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.
Класс: 11 класс МБОУ «Школа № 9Материал к уроку:
Проектор
Презентация новой темы
плакаты
Время урока: 45 минут.
Ход урока:
№ этапа Название этапа Содержание Время на этап оценивание
Деятельность учителя Деятельность учеников I Организационный момент
Добрый день! Начать наше занятие хотелось бы с эпиграфа(слайд 1). Знаменитый писатель Бернард Шоу заметил: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». Давайте подумаем, как вы считаете:
Что хотел сказать автор этих слов?
Какое отношение мы должны проявлять друг к другу?
Что такое помощь?
Как вы наверно уже догадались, темой нашего занятия будут правила оказания первой помощи, а именно сегодня мы поговори об экстренной реанимационной помощи(слайд 2)
Давайте вместе запишем план урока, на который будем опираться(слайд 3):
План работы:
Понятие клинической смерти, её отличие от биологической.
Признаки клинической смерти.
Причины клинической смерти.
Восстановление деятельности сердца и лёгких:
а) на чём основана техника непрямого массажа сердца;
б) сердечно-лёгочная реанимация: техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких, их сочетание.
5. Признаки восстановления сердечной деятельности.
Раз мы с вами обозначили наши основные задачи, тогда приступим и начнём с самого главного – что же такое клиническая смерть и как помочь человеку в этом случае. учащиеся отвечают на вопросы учителя, слушают вступительные слова учителя. 5 минут Оценивается активность детей, желание работать. Осознанное, осмысленное восприятие сообщения. Мобилизация воли и концентрация внимания на активную работу в классе.
II
Актуализация знаний, умений и навыков
Но прежде чем начнём работать по плану, давайте обсудим следующую ситуацию (слайд 4)
В результате острой сердечной недостаточности человек упал. Оказавшийся поблизости прохожий приложил палец к сонной артерии пострадавшего, затем вздохнул огорчённо и пошёл дальше.
Почему пострадавшему не была оказана медицинская помощь? (Ответы учеников).
Свои выводы:
Возможно, прохожий знал об одной важной особенности клинической смерти, но не умел оказывать экстренную реанимационную помощь.
Он знал признаки смерти, но не знал особенности клинической смерти. Эта особенность даёт надежду на оживление, т.е. на реанимацию.
Возможно, он всё знал и умел, но не захотел помочь.
У человека чувство ответственности за безопасность своей жизни сочетается с чувством ответственности за жизнь окружающих его людей, готовность прийти на помощь. По нормам Международного гуманитарного права солдат обязан оказать помощь даже противнику, если он нуждается в ней, не смотря на то, что противник, возможно, несколько минут назад пытался этого солдата убить.
«Помоги ближнему, и когда – нибудь тебе тоже помогут».(слайд 5 ) Учащиеся должны дать ответы на вопросы учителя, активно участвовать в обсуждении, групповой работе, уметь применять на практике полученные знания. 5 минут Оцениваются умение детей рассуждать, делать выводы, находить пути решения в непростых жизненных задачах.
III Формирование новых знаний Теперь, когда мы с вами вплотную подошли к новой теме, нам необходимо выяснить, что же такое клиническая смерть, и какие у неё признаки.( слайд 6)
Клиническая смерть – пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти.
Характеризуется полным прекращением всех внешних проявлений жизни. Однако в течении 5-7 минут возможны обратимые процессы, восстановление функций центральной нервной системы, оживление – реанимация. Значит, необходимо приступить к оживлению немедленно.
(Слайд 7) Признаки клинической смерти
Отсутствие дыхания
Отсутствие реакции зрачка на свет.
Отсутствие пульса на сонной артерии.
Отсутствие сознания.
Из-за чего может произойти клиническая смерть? (ответы учеников)
А теперь скажите, как мы можем помочь человеку?
(ответы детей). Правильно, непрямой массаж сердца, Но как это помогает, сейчас я вам объясню (слайд 8)
У пострадавших, находящихся в состоянии клинической смерти, в результате резкого снижения мышечного тонуса грудная клетка приобретает повышенную подвижность. Поскольку сердце располагается в грудной клетке, то при нажатии на её передние отделы оно может быть сдавлено настолько, что кровь из полости сердца будет поступать в кровеносные сосуды. При прекращении сжатия сердце расправляется и в его полость насасывается новая порция крови. Неоднократно повторяя такую манипуляцию можно искусственно поддерживать кровообращение.
Давайте с вами посмотрим на технику непрямого массажа сердца. (Слайд 9)
Теперь давайте попробуем с вами оказать первую помощь и провести искусственный массаж сердца.
(Вызывается ученик (несколько учеников, если хватает время), который повторяет манипуляции. Обсуждаются допущенные ошибки. В тетрадь записываем правильные действия.
Затем обсуждается техника ИВЛ. (Слайд 10))Учащиеся участвую в обсуждении темы, отвечают на вопросы учителя, слушают лекционный материал, применяю полученные знания и навыки на практике. 20 минут Уровень восприятия, осознание, осмысление, понимание, умение творчески и логически мыслить, находить пути решения поставленных задач, умение применить знания на практике.
V Подведение итогов урока. Рефлексия
Ответьте, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились?
(Учащиеся отвечают)
Да, мы знаем теперь способы оказания первой помощи при клинической смерит. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию.
- Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.
Давайте ответим на главный вопрос:
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
- Ребята, какой знак препинания нужно поставить в конце этого предложения?
(Обучающиеся приходят к мнению, что вместо вопросительного знака в этой фразе должен стоять восклицательный знак).
(Преподаватель объявляет оценки учащимся)
- В качестве домашнего задания я предлагаю Вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ! Дети участвуют в обсуждении, оценивают свою работу.
5 минут Умение подводить итог