Методическая разработка лекционного занятия «Введение. Предмет и задачи фармакологии»

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»














Методическая разработка лекционного занятия
«Введение. Предмет и задачи фармакологии»

дисциплина «Фармакология»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)

Преподаватель: Якименко И.Ф.

















Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 4
Протокол № ____ от
„____” ___________ 20 г.
Председатель ЦМК
Стремякова Е. А.


Методическая разработка лекционного занятия

Тема. Введение. Предмет и задачи фармакологии.
Учебные цели:
После изучения данной темы студент должен знать :
- Разделы фармакологии.
- Основные этапы развития фармакологии.
- Источники получения лекарственных веществ.
- Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии (И.П. Павлов, С.П. Боткин).
- Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата.
- Значение фармакопеи, понятие о списках лекарственных средств А и Б.
Воспитательные цели :
Изучение данной темы способствует воспитанию:
чувства профессиональной гордости;
педантизма при заполнении медицинских документов;
гуманного отношения к пациентам.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Общее время занятия – 2 часа
Оснащение занятия: таблицы, схемы, стенды.
Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы.


План проведения занятия

№/п
Название
этапа
Описание
этапа
Цель этапа
Время,
(мин.)

1
Организационный этап.
Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.
Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.
5


2
Изложение нового материала
Дать понятие фармакологии и ее основных задач. Разделы фармакологии.
Создать мотив для изучения предмета фармакологии. Активизировать познавательную деятельность студентов.
5



Основные этапы развития фармакологии.


Способствовать формированию готовности получить необходимую информацию о развитии фармакологии.
5



Краткий исторический очерк о развития науки. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии.

Сформировать мотив для изучения работ отечественных ученых-фармакологов. Активировать познавательную деятельность студентов для получения дополнительной информации по предмету.
40



Источники получения лекарственных веществ и средств.
Знать какие источники используются для получения лекарственных веществ и средств.
15



Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б.
Знать правила хранения лекарственных средств.
10

3
Заключение
Подвести итоги, повторить основные положения лекции, ответить на вопросы студентов.
Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности медицинской сестры.
5

4
Задание на дом
Написание реферата на одну из тем:
- «Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии»
- «Пути изыскания лекарственных средств»;
- «Фармакопея и ее значение»
Способствовать формированию навыков организации собственной деятельности, выбора методов и способов выполнения профессиональных задач.
3

5
Резерв времени преподавателя
2



Рекомендуемая литература

Основные источники:
Н.Б. Анисимова, «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, изд. Мед. 2009 г.
М.Д. Гаевый, П.А. Галенко- Ярошевский, В.И.Петров, Л.М. Гаевая «Фармакология с рецептурой», учебник изд. центр «Март», 2010 г.
В.В. Майский «Фармакология», учебное пособие для мед. училищ, Учебное пособие – М: «ГЭОТАР-Медиа» 2010 г.
Н.И. Федюкович, «Фармакология», 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2009 г.
Д.А. Харкевич, «Фармакология с общей рецептурой», учебник 3 изд. исправленное и дополненное – М «ГЭОТАР - Медиа» 2009 г.
В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей, ООО «Издательство»СпецЛит»,2002 г.

Дополнительные источники:
Э.Г. Громов, «Справочник по лекарственным средствам», справочник 2007 г.
М.Б. Ингерлейб, «Полный лекарственный справочник медсестры», 2008 г.
Большой справочник лекарственных средств: под ред.Л.Е. Зиганшиной, В.К. Липахина, В.И. Петрова, Р.У. Хабриева. – М., 2010
Майкл Дж. Нил, под ред. Р.Н. Аляутдина «Наглядная фармакология», перевод с английского, (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2008 г.
В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», Ростов н/Д: Феникс, 2007 .г
М.Д. Машковский «Лекарственные средства», «NOT VALID RECORD» 762785 в 2Т., 2007 г.
Петров Р.В., «Лекарственные средства» справочник – путеводитель, ГЭОТАР МЕДИА, 2008 г.
Д.А. Харкевич «Фармакология», учебник, 2009 г. ГЭОТАР МЕДИА.
Н.,И. Федюкович., «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», М.Мед. 2008 г.
А.Г. Чучалин, Ю.Б. Белоусов «Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр), 2007 г.

Интернет-источники:
13 LINK "http://www.booksmed.com/" 14http://www.book
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Тема. «Введение. Предмет и задачи фармакологии»
План лекции
1. Понятие фармакологии.
2. Основные этапы развития фармакологии.
3. Краткий исторический очерк о развития науки. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии.
4. Источники получения лекарственных веществ и средств.
5. Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б.
6. Заключение.

ФАРМАКОЛОГИЯ - это наука о взаимодействии химических соединений (веществ), используемых как лекарственные вещества, с живыми организмами, в частности, экспериментальных животных, человека.
При этом фармакология изучает эти соединения со стороны их динамики, то есть со стороны производимых ими у животных и человека, различных в качественном и количественном отношении функциональных, биохимических, морфологических изменений, как во всем организме, так и в отдельных его органах и системах.
Название данной науки происходит от греческих слов PHARMACON (лекарство, активное начало) и LOGOS (слово, учение).
Термин "лекарство" является производным французского слова DROGUE (сухая трава) и под термином "лекарство" подразумевают любое вещество, которое может быть использовано с целью:
1) диагностики,
2) профилактики,
3) облегчения или лечения заболеваний человека или животных,
4) регуляции рождаемости.
ФАРМАКОДИНАМИКА - описывает, как действуют конкретные лекарства на организм, и по каким механизмам, какие полезные и нежелательные сдвиги в работе органов, систем и в обмене веществ они вызывают.
ФАРМАКОКИНЕТИКА - описывает, что происходит с конкретным препаратом после его введения тем или иным путем.

ЗАДАЧИ ФАРМАКОЛОГИИ:
1. Совершенствование лекарственных средств в уже известных классах химических соединений с целью приближения к идеальному препарату в каждой из таких групп. Т.Е. химическим путем получают огромное количество вариантов из существующих препаратов с улучшенными качествами: удлинение действия препарата, превращение препарата в его нейтральные метаболиты, меньше побочных эффектов.
2. Создание лекарств с новыми точками приложения в организме, с новым механизмом действия на патологический организм.
3.получение синтетических аналогов гормонов , химических посредников передачи нервных импульсов, т.е. получаются вещества естественным подобным действием.
4.анализ и освоение опыта народной медицины в области фитотерапии.
Многие из новых лекарств удерживаются в назначении врачей и на прилавках аптек лишь первые 5 лет. Если же препарат "пережил" 10-15 летний срок широкого применения продолжает интересовать больных и врачей, то он входит в "золотой фонд" фармакотерапии.

История применения лекарственных веществ в медицине восходит к древнейшим временам. Уже давно люди при заболеваниях инстинктивно стремились для облегчения своих страданий прибегать к той или иной терапии. Лечебные средства они черпали из мира растений, а по мере накопления опыта стали использовать вещества животного и минерального происхождения. Отыскание лечебных средств было эмпирическим, то есть на основании личного опыта, причем внимание обращалось прежде всего на такие средства, которые привлекали древнего человека формой, окраской, запахом, вкусом, сильным физиологическим действием. Самые древние письменные источники по фарма