Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлым нарушением речи «Помоги Буратино» по лексической теме «Школьные принадлежности» (интеграция «Коммуникация», «Познание»)


Конспект
НОД в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлым нарушением речи «Помоги Буратино»
по лексической теме «Школьные принадлежности»
(интеграция «Коммуникация», «Познание»)
Учитель – логопед: Пономарёва С.В.
Цель:
Расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школьных принадлежностях.
Образовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме «Школьные принадлежности»;
- Совершенствование навыков звукового анализа;
- Совершенствование грамматического строя речи (совершенствование навыков словообразования);
- Совершенствование навыков слогового анализа;
- Развитие способности выразительности мимики;
- Совершенствование навыка согласования числительных с существительными;
- Совершенствование навыка составления слов.
Развивающие задачи:
- Развитие связной речи;
- Развитие общей моторики, координации речи с движением;
- Совершенствование навыка правильного речевого выдоха.
Воспитательные задачи:
- Воспитания навыка сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.
- Формирования готовности к школе.
Оборудование: магнитная доска, игрушка «Буратино».

Ход занятия.
Педагог:
- Ребята, в детском саду вы много рисовали, лепили. Скоро вы пойдёте в школу.
Скажите, с каким настроением вы будете утром идти в школу? (С хорошим).
- А как можно показать своё хорошее настроение? (Дети улыбаются).
- Давайте подарим своё хорошее настроение своим друзьям, посадим своё «хорошее настроение» на ладошку и подуем на неё. (Дети дуют на ладошку длинной воздушной струёй, педагог при этом следит, чтобы дети выполняли упражнение правильно).
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришёл Буратино. Он грустит и обращается к нам за помощью. Буратино продал свою азбуку за четыре монеты и теперь не может пойти в школу.
А чтобы вернуть свою азбуку, ему нужно пройти много сложных испытаний. Поможем ему, ребята, вернуть монеты, чтоб буратино мог купить себе азбуку? (Да).
- Ребята, сейчас я вам дам предмет, который понадобится для учёбы в школе, а вы найдите пару для своего предмета, которая изображена на картинках, лежащих на столах, и займите это место. (Дети занимают места за рабочими столами).
- Ребята, а сейчас мы с вами расскажем нашему проказнику Буратино какие принадлежности и для чего нужны нам в школе. (Педагог выставляет картинки на доску, дети называют школьные принадлежности). (Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения).- Молодцы, вы отлично справились с этим испытанием.
- Следующее наше испытание называется «Что положишь в портфель?»
(Согласование числительных с существительным)
Я вам покажу цифру и назову предмет, а вы составите предложения.
Например: я положу в портфель две тетради.
Дети выполняют задание. (Педагог выдаёт одну монету)
- Следующее наше испытание называется «Измени слово» (образование существительных женского рода).
Ребята я вам назову слово мужского рода, а вы мне называете слово женского рода.
Например:
умник – умница,
ученик - ученица,
учитель – учительница,
отличник – отличница,
троечник – троечница,
скромник – скромница,
первоклассник – первоклассница,
озорник – озорница,
школьник – школьница.
- Замечательно, вы справились с этим заданием. (Педагог выдаёт вторую монету)
- А сейчас, я вам предлагаю с Буратино немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь,
Можно сесть и помолчать,
Только – чур! – нельзя скучать! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
- Молодцы, Буратино было очень весело на переменке.
- А сейчас нас с вами ждёт следующее испытание. Оно называется «Собери ранец» (Совершенствование навыков слогового анализа).
- На столе лежат карточки с изображением школьных принадлежностей, на доске помещены изображения ранцев.
- Я вам предлагаю представить себя настоящими первоклассниками. В синий ранец соберите те принадлежности, в названии которых есть три слога, а в красный ранец соберите те принадлежности, в названии которых содержится два слога.
- Молодцы, вы замечательно справились с эти испытанием. (Педагог выдаёт третью монету).
- Ребята, Буратино нам принёс слова и просит их прочитать. Педагог высыпает из конверта карточки с напечатанными на них слогами.
- Ой! А слова то все рассыпались. И теперь нам необходимо собрать все эти слова.
- Я вам назову слоги, а вы назовите то слово, которое получится из названных слогов.
Слова: КАРАНДАШ, РУЧКА, АЛЬБОМ, ЛИНЕЙКА, ПЕНАЛ, ПАПКА.
- Молодцы, вы прекрасно справились с этим испытанием.
- Ну а теперь нам предстоит самое сложное испытание.
- На доске написано слово (школа). Вам необходимо составить звуковую схему слова. (А затем по схеме один ребёнок у доски проводит звуковой анализ слова). (Педагог выдаёт четвёртую монету).
- Ребята, мы помогли Буратино. И он теперь может купить себе азбуку и пойти в школу.

Рефлексия.
Дети оценивают свою деятельность в процессе проведения занятия.