Методы воспитания основ поликультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста


Методы воспитания основ поликультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Содержание методов воспитания основ поликультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста определено с учетом факторов: необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, что обеспечено следующей логикой:отвосприятиякультурысемьи, собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.
Старшая группа (6 год жизни).
Познакомить детей с:
с понятием «родословная»,
народами, проживающих на Юге и Севере России,
познакомить с элементами русской государственности.
Расширить представления детей о:
о народном искусстве России и ближнего зарубежья (прикладное искусство; народные росписи; музыкальное искусство; одежда, куклы и другие игрушки).
Научить детей:
называть столицу России, геральдику России,края, в котором проживает ребёнок,
отличать и называть особенности культурынародов, проживающихнаЮгеи Севере России и в ближнем зарубежье: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры,
выполнять правила народных игр, приёмам игры на народных инструментах;
петь народные песенки.
Воспитывать:
умение выстраивать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками различных национальностей.
интерес к народным игрушкам, песенному, устному и прикладному русскому народному творчеству, творчеству народов ближнего зарубежья,
стойкий интерес к изготовлению игрушек, макетов с поликультурной тематикой,
желание принимать участие в драматизации песенного и устного народного творчества.
Подготовительная к школе группа (7 год жизни).
Познакомить детей:
на основе сравнительного ознакомления России и Англии, Индии, Японии (страны можно выбрать по усмотрению педагогов) с особенностями государственности, экологии, культуры, традиций, обычаев, современных достижений в спорте, музыке, литературе.
с тем, что доброжелательность по отношению к другим людям - это стремление порадоваться вместе, посочувствовать, оказать помощь и поддержку в трудный момент, выражая это не только словами, но и конкретными поступками,
со способами проявления доброжелательного отношения к другим: узнать об обычаях, традициях жизни и взаимодействовать с ними с учётом этого знания
с тем, что в активной жизненной позиции в сообществе других людей важнейшее значение имеет адекватное отношение к чужим людям.
Сформировать у детей:
начальное знание английского языка,
умение детей вступать в диалог, учитывая национальные, гендерные и возрастные особенности собеседника.
умение доброжелательно относиться к пожилым людям независимо от их национальной принадлежности: уважительно говорить с ними, внимательно выслушивать, помогать по дому, принести лекарство, выполнить просьбу, рассказать о прошедшем дне, событиях в детском саду.
опыт проявления доброжелательности в мелочах: улыбка, волшебное слово, жест приветствия, помощь и т.п. Доброжелательный человек умеет сочувствовать, проявлять внимание (выслушать, подать руку, принести стул, рассказать сказку и т.п.).
Развивать:
способность детей находить данные о культурах разных стран в информационном пространстве с помощью взрослых и самостоятельно.
Стимулировать детей:
использовать в речи категориальные понятия, демонстрирующие ясность понимания разных культур («Общее в этих культурах...», «Русские и японские игры отличаются...», «В индийских и английских сказках есть общее и отличия» и др.
желание употребления литературной лексики, символики цветов в коммуникациях с представителями разных культур.
Воспитывать:
отношение к культурным символам, формулам как основе для активного самопроявления себя в мире.
доброжелательное отношение ребёнка к Миру Культуры, основываясь на произведениях фольклора,
умение проявлять доверие и дружелюбие по отношению к гостям из других стран - радушно принимать их, даже если это незнакомые люди, и стремиться сделать так, чтобы они чувствовали себя уютно. Проявлять доверие - значит заботиться о человеке, дажеесли он тебя об этом не просит. Умение следовать правилам этикета, принятым в разныхстранах, позволит выразить доброжелательность и гостеприимство.
Формы работы с детьми:
В основе образовательной системы - проектная деятельность
Познавательный блок: музейная педагогика, презентации, фильмы, энциклопедии, живопись, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструирование, проблемные ситуации.
Коммуникативный блок: изучение иностранного языка, все виды бесед, рассказы педагогов, переписка с детьми детских садов России, зарубежных стран, интернет общение и онлайн общение с воспитанниками ДОУ России, Англии, Индии, Японии
Социальный блок:внутрисадовское телевидение, детские мультипликационныестудии,
игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам; коррекционноразвивающая работа социального педагога и педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении.
Чтение художественной литературы: библиотека детского сада, презентации, медиа библиотека, литературные вечера, викторины, классическое чтение, театрализованная деятельность, медиа клуб.
Художественное творчество: изучение творчества разных народов, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов, пейзажная лирика по впечатлениям от страны),
Музыка: ознакомление с народными инструментами, все виды (приемлемые) музыцирования, музыкально-дидактические игры, презентации, развлечения и праздники.
Физическое развитие: подвижные игры разных народов, праздники и развлечения, спартакиады, дошкольный туризм, ознакомление со спортивными достижениями разных стран.
Темы для изучения:
Государственность;
Экология;
Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура);
Устное народное творчество;
Классическая детская литература;
Изобразительное искусство;
Семейный традиции, национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, столовый этикет, гостевой и общественный этикет), права и обязанности дошкольника;
Национальные подвижные игры;
Достижения современного спорта, олимпийское движение.
Формы работы с родителями: Сайт поликультурного образования дошкольников «Вместе».
Детско-родительский клуб «Дадим шар земной детям».
Участие родителей в медиа клубе детского сада.
Активизация данной проблемы на сайте детского сада.
Экскурсионные презентации родителей «Мы там были, мы это видели!»
Организация дошкольного туризма выходного дня.
Выставки. Конкурсы.
Семинары-практикумы, мастер-классы.
Медиа консультации по теме.
Техническое и технологическое обеспечение: Организация мини-музея.
Интерактивные доски.
Лингафонный класс.
Оборудование внутрисадовского телевидения.
Организация студии детской мультипликации.
Оборудование мобильного компьютерного класса.
Медиа библиотека: фильмы, компьютерные игры, презентации, медиа энциклопедии, сборники русской народной и национальной музыки.
Электронная энциклопедия:«Живопись русских художников и художниковзарубежных стран».
Раздел «Зарубежная литература» в библиотеке детского сада.
Русская народная и национальная игрушка.
Русская народная и национальная посуда.
Русские народные и национальные костюмы.
Оборудование изо студии муфельной печью