Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
МКОУ «Детский дом-школа»
Саткинского Муниципального района
Учитель истории, обществознания
Барышева Лариса Анатольевна
Статья в журнал «Работник социальной службы»
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
«Нравственное и патриотическое воспитание учащихся
на уроках истории»
На протяжении более двух десятилетий проведения реформ в нашей стране и, в частности, в системе образования многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем гордились многие поколения наших соотечественников – победы в войнах, освоение новых территорий, деятельность великих полководцев, подвиги героев – стало рассматриваться исключительно с критических позиций. Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Патриотизм стал считаться отжившей ценностью, мешающей строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе в истории своей страны. Болезненными для общества проблемами стали: растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде; преступность, алкоголизм и наркомания; рост числа молодежных организаций откровенно фашистской ориентации. Российское общество оказалось тяжело больным. Спасти его могла только национальная идея, благодаря, которой общество могло бы объединиться. Долго власти искали эту идею и, наконец, нашли. Вернее поняли, что для русского человека патриотизм является его характерной чертой, и только прививая молодым людям любовь к Родине, гордость за свой народ, можно спасти нацию. Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимости вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.
Для решения проблемы на государственном уровне были разработаны Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», направленная на преодоление проявившихся в последние годы негативных тенденций в среде учащейся молодежи. В постановлении правительства № 422 о «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» указывается, что «основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан России высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Указывается, что для достижения этой цели необходимо создание системы, направленной на повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращения их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения.Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.
Воспитание патриотизма я всегда считала основной составляющей на уроках истории, даже тогда, когда общество было в поиске, у меня не было сомнения в своих целях. Первое, что я должна привить своим детям – это любовь к своей истории, Родине, городу. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Понятие патриотизма и гражданственности
Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.
Воспитание патриотизма на уроках истории
Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве”. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.
Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Реализация принципа воспитывающей направленности обучения способствуют большие возможности отечественной истории при ее системном и комплексном изучении.
Каждый период истории России драматичен и напряжен. Задача на уроках отечественной истории - раскрыть и донести до сознания школьника преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Повышению эффективности исторического образования способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др. В старших классах я считаю необходимым условием применение личностно – ориентированных технологий, которое предполагает отказ от авторитарной модальности в общении, а создаются партнерские, доверительные отношения между учителем и учащимися, а это влияет на качество усвоения материала и воспитания школьников. Патриотическая направленность занятий основывается на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Вот здесь и играет большую роль индивидуально-личностное отношение к изучаемым темам, эмоциональное восприятие исторического материала.
Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в обществе, семье, школе и быстро реагируют на эти изменения. Методы показа, рассказа, экскурсии пробуждают фантазию ребят, совершенствуется их эмоциональная и интеллектуальная сфера личности. Уже в младших классах дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, долг и ответственность, а основу любви составляют огромное терпение и постоянный труд. В V классах учащиеся изучают историю Древнего мира, где они получают первые знания о государстве, демократии, законах, гражданском обществе. Важно, чтобы уже в этот период ученики прикоснулись к прошлому Отечества. 10 часов в курсе истории Древнего мира отводится на изучение родного края. На этих уроках школьники знакомятся с историей людей, которые проживали на территории Урала. И моя задача состоит в том, чтобы учащиеся прониклись любовью к родному краю и своим предкам, формировать у пятиклассников чувства гордости за свой народ. На вопрос, заданный пятиклассникам, что такое патриотизм, они отвечают: «Это любовь к Родине, семье, школе, природе, ко всем людям».
Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка.
Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.
С идеей общности судьбы учащиеся знакомятся на первых уроках отечественной истории: « Восточные славяне в древности». Такую работу лучше провести, разделив класс на группы, дав задание проанализировать текст письменных источников о славянах. Особое внимание обратить на работу Маврия Стратега, который писал: «Племена славян и антов, сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству … Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, ..охраняют их в случае надобности..Находящихся в плену они не держат в рабстве..». Такие документы способствует формированию у школьников уважительное отношения к своим предкам. Восточные славяне предстают перед ними как трудолюбивый, мужественный, свободолюбивый и мирный народ, который осознает свою общую судьбу.
Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Здесь большое воспитательное значение играют уроки на тему: « Борьба с иноземными захватчиками». Особым интересом пользуется тема «Александр Невский». Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…», вызывают гордость за нашу страну, за ее героев. На этих примерах воспиталось не одно поколение. Важно, чтоб здесь учащиеся сделали вывод: защита своего Отечества – долг гражданина. Необходимо вспомнить, что народ России благодарен великому полководцу и по праву в 21 веке Александр Невский стал именем России, это еще раз доказывает, что героические страницы своего прошлого мы помним, храним в памяти и гордимся своими предками.
Со второй половины XIV века клич "За землю русскую!" возродился в сочетании с другим: "За веру православную!". Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу. Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета. Все темы, которые связанны с Куликовской битвой для воспитания этих качеств играют большую роль. Анализируя исторические предпосылки и условия, важные факторы проявления героизма народных масс учащихся, в первую очередь, должны обратить внимание на следующее: политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, дала возможность укреплению экономики московского княжества; роль митрополита Алексия и старца Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом; историческая миссия русского народа, защитившего народы Европы от ордынского гнета. При изучении этого исторического периода ведется работа не только с учебником истории, но и художественной литературой, например, повестью И. Сукневича «Битва на поле Куликовом», пишутся рефераты, даются характеристики исторических лиц, создаются презентации. Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XIV века, учащиеся сами делают вывод, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» - современно звучит и сегодня в России.
В теме «История народов России XVI-XVIII вв.» урок «Патриотический подъем русского народа в борьбе против польско-литовских захватчиков» посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси - эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков. Одним из методов работы здесь может быть работа с источниками и их обсуждение, которое приведет к тому, что учащиеся осознают, что в смутное время перед народом встал выбор либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества. В работе с грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».
Школьники подходят к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. Здесь обязательно нужно помнить, что день народного единения отмечается, именно 4 ноября в честь тех героических событий, что еще раз подчеркивает связь поколений. Мы живем, чтобы помнить.
В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как "Отечество" и "патриотизм". Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление "мы - россияне". В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова: "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...". Такой подход к военной службе был закреплен в "Учреждении к бою", "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах. История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.
Благодатным материалом для воспитания патриотизма является Отечественная война 1812 года. Героизм не только русской армии, умение и талант ее полководцев, а и мужество всего русского народа. Важным для воспитания учащихся является подъем на защиту Отечества народных масс. « Война не по правилам», так Наполеон назвал партизанскую войну. Изучая документы, дополнительную литературу, составляя презентации, обсуждая спорные вопросы, важно прийти к выводу: ни свою жизнь, ни свою свободу, ни жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю и этим гордились.
Воспитание гражданской позиции и гордость русскими людьми, верными своему Отечеству достигается на уроках, посвященных реформаторам. Особенно, следует обратить внимание на государственную деятельность П.А. Столыпина. Патриот своей страны, хотел видеть ее великой. Его слова: « Вам нужны великие потрясения, мне нужна великая Россия», характеризует этого человека как гражданина своей страны. Отдал жизнь во имя величия России. Изучение деятельности великих личностей направлено на осмысление роли личности в истории, от которых зависит судьбы народов и судьбы страны. Важно, чтобы учащиеся причисляли себя к субъектам исторического процесса и начинали понимать, что историю творят люди. В после октябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Значительнее слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. Долгие годы наш народ жил в мире деформированных нравственных ценностей: без прошлого, без веры, без бога, с коротенькой после октябрьской историей. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что "не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний. Менталитет советского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальные черты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков. Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террора и насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения, культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимого менталитета "советского человека», по выражению Л.Н.Пушкарева "сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях".