Рабочая программа по математике для 6 класса умеренной умственной отсталости
Математика 6 класс
1. Роль и место дисциплины
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение математике направлено на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнений, обобщений, классификаций и др.), произвольного запоминания и внимания. Курс обеспечивает доступность обучения, накопление опыта, моделирования (объектов, связей, отношений) и является продолжением органической частью школьного математического образования.
2. Адресат
Данная программа предназначена для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIIIвида
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана в соответствии:
с Уставом МБСКОУ СКОШИ VIII вида от 2009г.;
c лицензией на право осуществления образовательной деятельностью №71353 от 20.12.2013;
с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
c законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288)(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;
с программой специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида М.Н.Перова, Т.И. Бугаева, И.Г.Старкова «Математика» (под ред. И.М. Бгажноковой), рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»;
с программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2000 г.), для детей с легкой степенью умственной отсталости;
с программой обучения глубоко-умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР, 1983 г.);
с программой обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, разработанной на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №123 г.Екатеринбург, являющейся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющим умеренную и тяжелую умственную отсталость под руководством А.Р. Маллера, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии; АПК И ПРО г. Москва
в соответствии с базисным учебным планом специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида г.Ногинска;
с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Реализует основные принципы и положения Концепции Института коррекционной Педагогики РАО о поэтапном реформировании специального образования.
4. Цели и задачи
Основной задачей обучения счету детей с умеренной умственной отсталостью (F 71) как всего процесса обучения в школе VIII вида, является социальная адаптация учащихся с целью дальнейшей адаптации в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
Исходя из задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида математика преследует следующие цели:
формировать доступные математические знания, умение практически применять их в повседневной жизни;
максимально развить у учащихся, средствами данного учебного предмета, коррекцию недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитать у школьников целенаправленную деятельность, навык контроля и самоконтроля, умение принимать решение, устанавливать общечеловеческие и производственные отношения в современном обществе.
Обучение организуется на практической, наглядной основе.
5. Специфика программы
Математический материал в классах для детей с умеренной умственной отсталостью максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Обучение выстраивается с учетом особенностей познавательной деятельности и личностных качеств умственно-отсталых детей и служит для их компенсации и коррекции.
Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. При отборе содержания, для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно-то доступно, что доступно-то интересно, что интересно-то вызывает желание познавать новое.
С позиции принципа доступности рассматривается так же предъявляемый детям учебный материал каждого урока. Объем, последовательность происхождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого в отдельности.
Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. С этой позиции в программу введены такие темы как «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными навыками», «Работа с калькулятором».
Реализуется обучение математике в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Тот минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.
Большое значение имеет использование межпредметных связей.
Так в 5-9 классах содержание задач по математике увязывается с содержанием программы по социально-бытовой ориентировке (СБО).
Отличается содержание программы по математике одного класса от другого только пределом счета и видом работ по той или иной теме, поэтому можно говорить о программе не класса, а года обучения.
Предел счета, который доступен обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году.
Представленные в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью (F 71).
Однако, для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Более приемлемая формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся.
6. Основные содержательные линии курса
Повторение материала 5 класса по каждому разделу.
«Нумерация»
«Устный счет»
«Арифметические действия»
«Арифметические задачи»
«Меры»
«Работа с денежными знаками»
«Работа с календарем»
«Временные понятия»
«Работа с калькулятором»
«Геометрический материал»
«Рекомендуемые практические упражнения»
7. Структура программы
Нумерация
Повторение материала 5 класса.
Нумерация в пределах 10.
Нумерация в пределах 20
Понятие «единицы» (1-один, одна, единица).
Понятие десяток (10-десять единиц, один десяток).
Образование и чтение чисел второго десятка. Чтение и запись чисел. Числовой ряд от 0 до 20.
Счет прямой и обратный в пределах 20. Сравнение рядом стоящих чисел.
Понятия «столько же», «равно» (дай, покажи, возьми, раскрась столько же, добавь, отними, чтобы стало столько же) с использованием наглядных материалов.
Устный счет в пределах 20
Счет группами по 2 и по 5.
Присчитывание и отсчитывание по 1 в пределах 20.
Арифметические действия
Решение примеров на сложение в пределах 20 без перехода через разряд.
Таблица сложения с 1 единицей в пределах 20.
Решение примеров на вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.
Таблица вычитания с 1 единицей в пределах 20 на конкретном материале.
Арифметические задачи
Составление и решение простых задач в пределах 20:
на нахождение суммы и остатка;
на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Решение простых задач, в условиях которых имеются понятие «дороже-дешевле».
Решение задач по рисунку.
Понятия: условие, вопрос, действие, ответ (с помощью учителя).
Действия в задаче даются по аналогии с действиями примеров.
Меры
Меры стоимости: рубль, копейка, обозначение: «р.», «к.».
Мера длины: сантиметр, обозначение «см».
Работа с маленькой линейкой (20 см).
Меры емкости: литр, обозначение «л».
Работа с литровыми емкостями.
Работа с денежными знаками
Монеты: 10к., 5к., 1р., 2р., 5р., 10.р.
Купюра – 10 р.
Распознавание, их название.
Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Набор изучаемого числа монетами по 5к., 10к.
Набор изучаемого числа 20 купюрами по 5р., 10.р.
Набор изучаемого числа купюрой 10р и монетами по 1р., 2р., 5р..
Замена 10 рублевых монет на купюру 10 р.
Размен купюры в 10р монетами по 1 рублю.
Работа с календарем
Два календаря: на год и на месяц.
Количество месяцев в году.
Название текущего месяца (со слов учителя).
Порядковый номер месяца.
Дата и день недели текущего учебного дня в календаре.
Дата и день недели предыдущего и последующего дня в календаре.
Название и пересчет рабочих и выходных дней недели. Счет прямой и обратный по календарю в пределах изучаемой единицы.
Временные понятия
Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра.
Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Неделя – 7 дней. Название дней недели.
Год – 4 времени года. Название времен года.
Год – 12 месяцев. Название месяцев года.
Работа с калькулятором.
Упражнения на клавиатуре.
Кнопки: выключение, включение, сброс, цифры, знаки (+), (-), (=).
Набор двухзначных числе по образцу и под диктовку.
Чтение с калькулятора двухзначных и однозначных чисел.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.
Геометрический материал
Круг, квадрат, треугольник, овал.
Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Обводка по шаблону и штриховке.
Линии: прямая, кривая.
Рисование от руки кривой линии.
Линейка. Вычеркивание по линейке прямых линий.
Нахождение на линейке изучаемого числа (с названием сантиметров).
Точка. Построение по точкам при помощи линейки заданной фигуры.
Рекомендуемые практические упражнения.
Экскурсия в супермаркет. Определение цены и массы различных товаров. Изучение информации по кассовому чеку.
8. Знания и умения, которыми могут овладеть учащиеся
называть,записывать числа в пределах 20 в прямой и обратной последовательности;
считать группами по 2 и по 5 в пределах 20;
раскладывать двузначные числа на десятки и единицы(помощь учителя);
сравнивать числа в пределах 20;
решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка ,на увеличение и уменьшение на несколько единиц( с опорой на наглядность);
пользоваться единицами измерения стоимости(рубль, копейка),длины(сантиметр),емкости(литр),времени(сутки);
пользоваться календарем для установления кол-ва суток в месяце, месяцев в году;
пользоваться калькулятором для решения арифметических действий на сложение и вычитание в пределах 20;
чертить квадрат, треугольник по заданным точкам.
9. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ. Знания оцениваются по 5-бальной системе, при этом оценка должна отражать не только уровень знаний в пределах определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.
11. Объем и сроки изучения
На изучение математики (счет) в 6 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
12. Материально – техническая база
набор карточек «Числа от 1 до 20»;
демонстрационный материал;
таблицы:
«Сравнение чисел»;
«Задача»;
«Времена года»;
«Название месяцев»;
«Дни недели»;
«Компоненты арифметических действий»;
«Единицы измерения величины»;
«Состав числа».
задачи с наглядной основой;
калькуляторы, счетные палочки;
денежные знаки достоинством: 10к., 5к., 1р., 2р., 5р., 10.р;
часы (электронные и механические);
раздаточный дидактический и геометрический материалы;
трафареты;
компьютер, презентации по математике.
13. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
«Итоговые тесты по математике» 4 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, изд. «Астрель», 2007 г.
«Контрольные и проверочные работы по математике» 1-4 классы, О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, изд. «Астрель», 2007 г.
«Грамматика русского языка и математики (в таблицах)» М.В.Василенко
Сборник упражнений 1-2 класс, Т.В.Шклярова, «Просвещение», 2000 г.
«Яркие уроки. Цифры и счет», Москва «Росмен», 2010 г.
«Знакомьтесь, геометрия», Е.П.Бененсок, Е.В.Вольнова, Москва «Росмен», 2010 г.
«Математика. Учебник-тетрадь», Т.К.Жикалкина, 2 класс, «Просвещение», 2000 г.
Математические прописи «Задачи в клеточку»,изд. «Карапуз», 1998 г.
«Сложение и вычитание до 10», С.И.Волкова, «Просвещение», 1992 г.
Математические развлечения для младших школьников «Раз, два, три – отвечай!», «Москва», 1993 г.
Игровые и занимательные задания по математике, Т.К.Жигалкина 1 класс, «Просвещение», 1993 г.
Для учащихся:
Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала, 2 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, изд. «Астрель», 2003 г.
3000 примеров по математике от 1 до 10, 1 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, изд. «Астрель», 2011 г.
Контрольные и проверочные работы по математике, 1 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, изд. «Астрель», 2011 г.
3000 задач по математике, 1 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, изд. «Астрель», 2012 г.
Предполагаемые результаты обучения в шестом классе:
Знания и умения, которыми могут овладеть учащиеся:
называть, записывать числа в пределах 20 в прямой и обратной последовательности;
считать группами по 2 и по 5 в пределах 20;
раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (помощь учителя);
сравнивать числа в пределах 20;
решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение на несколько единиц (с опорой на наглядность);
пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (сантиметр), емкости (литр), времени (сутки);
пользоваться календарем для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
пользоваться калькулятором для решения арифметических действий на сложение и вычитание в пределах 20;
чертить квадрат, треугольник по заданным точкам.
3ђЗаголовок 115