Рабочая программа по рисованию для 6 класса умеренной умственной отсталости
Рисование 6 класс
1. Роль и место дисциплины
Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
2. Адресат
Данная программа предназначена для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида
Рабочая программа по рисованию для 6 класса разработана в соответствии:
с Уставом МБСКОУ СКОШИ VIII вида от 2009 г.;
с лицензией на право осуществления образовательной деятельности №71353 от 20 декабря 2013 г.;
с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
c законом РФ «Об образовании»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288)(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 г.;
с программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2000 г.) для детей с легкой степенью умственной отсталости;
с программой обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР, 1983 г.);
с программой обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, разработанной на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбург, являющейся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющим умеренную и тяжелую умственную отсталость под руководством А.Р. Маллера, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии; АПК И ПРО г. Москва;
в соответствии с базисным учебным планом специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида г. Ногинска;
с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Реализует основные принципы и положения Концепции Института коррекционной Педагогики РАО о поэтапном реформировании специального образования.
4. Цели и задачи
Школьный курс по изобразительному искусству в 6 классе направлен на решение следующих задач:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство или различие между предметами;
развитие у учащихся с умеренной умственной отсталостью аналитико-синтетической деятельности, сравнения, совершенствования умения в последовательности выполнения рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных основ реалистического рисунка;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать прекрасное;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
привитие учащимся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости;
содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Обучение организуется на практической наглядной основе.
5. Специфика программы
Значимость этого курса определяется нацеленностью на духовно - нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного мышления. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоциональное оценивание.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основаниями художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут школьникам при освоении смежных дисциплин и в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, рисование с натуры, рисование на заданную тему. Однако прежде чем подойти к этим занятиям с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
6. Основные содержательные линии курса
«Подготовительные упражнения»
«Рисование с натуры»
«Декоративное рисование»
«Рисование на темы»
«Анималистика»
«Беседа об изобразительном искусстве»
7. Структура программы
Подготовительные упражнения
В ходе этих занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии с помощью трафаретов, рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Рисование с натуры
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.
Декоративное рисование
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.
В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для школьников.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом, и соответственно расположенная в пространстве. С целью обогащения зрительных представлений школьников нужно использовать как наглядный материал, так и книжные иллюстрации, плакаты, открытки.
Анималистика
Содержание работы на уроках анималистики является поэтапное рисование животных с использованием различных приемов.
Анималистика связана с предварительным изучением изображаемого животного, его окраски, повадок, среды обитания.
Работа по анималистике имеет определенную последовательность, что выражается в ее поэтапном исполнении.
Беседы об изобразительном искусстве
В 4-8 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 1 произведения живописи, скульптуры, графики, или 2-3 предмета декоративно-прикладного искусства.
Большое внимание учитель уделяет знакомству детей с творчеством знаменитых художников. С этой целью должен использоваться систематизированный наглядный иллюстрационный материал.
8. Знания и умения, которыми могут овладеть учащиеся
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей изображаемых предметов.
Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передавая в рисунке формы, сравнения, пропорции и цвета предметов.
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе и круге.
Отражать свои наблюдения в рисунке, передавая сравнительные размеры изображаемых предметов.
Правильно располагать предметы в рисунке относительно друг друга.
Поэтапно рисовать животных при помощи геометрических фигур, правильно подбирая цвет и размер.
9. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, групповая работы, работа в парах.
10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащихся.
Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3».
Оценка в школе VIII вида должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.
11. Объем и сроки изучения
На изучение изобразительной деятельности в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
12. Материально-техническая база
Портреты известных художников.
Иллюстрации картин.
Серия картин о животных, птицах, насекомых, временах года.
Трафареты геометрических фигур (индивидуально для каждого).
Шаблоны элементов декоративно-прикладного искусства (индивидуально для каждого).
Мольберт.
Художественные фильмы о жизни великих художников.
Тематические мультфильмы.
Аудиозаписи классической и детской музыки.
Презентации, компьютер.
13. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Б.М. Неменский. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-4 классы. М.: Просвещение, 1991 г.
О.А. Никологорская. «Волшебные краски». Книга для детей и родителей. М.: «Аист-пресс», 1997 г.
А.А. Рутковская. «Рисование в начальной школе». М.: «Олма-Пресс», 2002 г.
М.В. Трофимова. «Изобразительное искусство». М.: «Академия развития», 1997 г.
Н.М.Сокольникова. «Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе». М.: «Академия», 1999 г.
Предполагаемые результаты обучения в шестом классе:
Знания и умения, которыми могут овладеть учащиеся:
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей изображаемых предметов.
Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передавая в рисунке формы, сравнения, пропорции и цвета предметов.
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе и круге.
Отражать свои наблюдения в рисунке, передавая сравнительные размеры изображаемых предметов.
Правильно располагать предметы в рисунке относительно друг друга.
Поэтапно рисовать животных при помощи геометрических фигур, правильно подбирая цвет и размер.
3ђЗаголовок 115