Урок по окружающему миру «Что человечество ценит больше всего»



Тема урока: «Что человечество ценит больше всего»


Цель: Научить учащихся объяснять общечеловеческие ценности.
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке окружающего мира; урок освоения новых знаний).


Оборудование:

Для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс , 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с высказываниями.

Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, авторы:А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, маркеры.



ХОД УРОКА:


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. момент.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.





Постановка проблемы.
Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах, вы знаете.





-Какие герои противостоят друг другу в этих сказках?


-Чем похожи друг на друга Иван-царевич, Золушка и Али-баба?

-Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники?



Работа в парах.
(Карточки на столах у учащихся - ассоциации к словам добро и зло)
(любовь, радость детей, смерть, война, вражда, друг, убийство, ненависть, обман, мир, счастье и т.д.)
- Расположить в две колонки. Объясните свой выбор.

-А кто из героев всегда побеждает в сказках?

- Что можете сказать обо всех сказках? Что их объединяет?

(На экране появляется следующая запись: «Сказки во многом похожи- добро побеждает зло».)

-Посмотрите на экран. Какой хочется вам задать вопрос?








3. Работа в парах.
- Расставьте буквы в нужной последовательности, и вы получите понятия, без с которыми мы хорошо знакомы, без которых мы не можем решить поставленную проблему.
В Е С О С Т Ь - СОВЕСТЬ
Р А М О Л Ь - МОРАЛЬ
Учитель: Раскройте каждое понятие.
(Ученики пользуются словарём в конце учебника)


3.Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло?
-Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество?

-Мы знаем, что мораль существует в любом обществе.

- А какие общественные группы человек может назвать своим сообществом?

(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы(семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники, болельщики) и задание: какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение.







-Человечество является общественной группой?

-У всех жителей планеты могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль?

-Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.


-Проверим наши предположения по учебнику стр.106.
-Что общего у всего человечества?

4.Поиск решения проблемы(открытие нового знания).
А.Общечеловеческие ценности: мораль и культура.

(На экране проявляется высказывание (2 слайд) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.»
-Именно это общечеловеческое правило позволяет понимать не только наши народные сказки, но и других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки.

- Какой можем сделать вывод?

( На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А вам хотелось бы отправиться по миру?
-В каких странах хотели бы побывать, что увидеть?
-Рассмотрите памятники архитектуры. (показывает слайды)
-Чем они отличаются?

-Какие вам понравились больше всего, какие бы хотели увидеть в своём путешествии?
-Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока?
-Что объединяет все памятники культуры?
-Значит, представление людей о красоте сходно?
(на доску прикрепляется карточка: «стремление к красоте».)




Б. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования.

Прослушивание музыкального произведения
И. Дунаевского “Чтобы тело и душа были молоды”
- К чему призывает эта музыка? (Ответы учащихся).
- А вы любите заниматься спортом? Кто из ребят нашего класса посещает спортивные секции?
-Какие спортивные международные соревнования знаете?
-Почему люди разных стран, культур с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях?
-Проверим наши предположения по учебнику стр.108




(на доску прикрепляем карточку: «спорт, дружба, справедливость».)


6. Выражение решения проблемы.

- Мы сегодня отвечали на многие вопросы, я хочу обратить ваше внимание на вопрос, который записан на доске.
- Это главный вопрос нашего урока.
- Сможете ответить на этот вопрос?


8. Работа с рабочей тетрадью.
Страница72 №1.
-Соотнесите общечеловеческие ценности с предметом их выражения.

9. Подведение итогов.
У вас на партах карточки. Продолжите фразу:
Общечеловеческие ценности – это __________________



10. Рефлексия деятельности.





Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Как вы в целом оцениваете работу класса, покажите знак.
- Как вы оцениваете работу учителя?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Поднимите свои карточки настроения.



11. Домашнее задание.
- Учебник. Стр.109. выполнить 3-4 задание.
-Рабочая тетрадь. Тема 20. Задание 2-4.







(ученики перечисляют сказки). «Золушка», «Али-Баба и сорок разбойников», «Иван Царевич» и другие.



-Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.

-Они добрые


-Они злые.












-Добрые герои.







(Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?» Проблема урока появляется на экране.


Совестью называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла.
Мораль – это правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. В них говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими.

3.
-С помощью совести человек может отделять добро от зла.

-Мораль.




-Семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники.


(Ученики совещаются в группах, один из группы выходит к доске, прикрепляет карточку с названием общественной группы к доске и отвечает. Ответы могут быть такими: В семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.д.
-Да.

-Наверно, могут.


(Ученики предлагают разные варианты: злоба и ненависть- это плохо, а добро и любовь- это хорошо.
(дети находят материал и читают).

-Моральные ценности.

4.



















-Да.

-(дети отвечают).

-Созданы в разное время, в разных городах и странах, совершенно не похожи друг на друга.

-Здания такие разные, а увидеть хочется всё!

-Красивы, памятники культуры.

-Каждый красив по-своему.
-Да.

















-Олимпийские игры, Чемпионат мира, Европы.
-Дружить с различными народами, побеждает сильнейший.
-(дети работают с учебником).
-Спорт- такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле.
-Именно спорт способствует установлению мирных дружеских отношений между странами.


6.



- Да.

8.

(дети выполняют задание в тетради, а затем проверяют).

9.
- спорт, дружба, справедливость, памятники истории, достижения культуры




























Рисунок 2Рисунок 315