План-конспект урока литературы на тему М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива…
Методическая разработка урока литературы
в 8 классе.
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»(анализ текста)
Учитель: Кузнецова И.А.
Методическая разработка урока литературы
в 8 классе
Форма обучения :лабораторное занятие (2 часа)
Тема: М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»(анализ текста)
Цель урока: -через анализ поэтического текста увидеть особенности зрелой лирики Лермонтова ,изменение лирического героя (по сравнению с лирическим героем периода ранней лирики);
-определить своеобразие авторской позиции и стиля;
-соприкоснуться с прекрасным классическим текстом.
Ход урока.
Предварительно класс делится на 4 группы ,получает домашнее задание :
1)прочитать стихотворение ,посмотреть в толковом словаре значение непонятных и ключевых слов;
2) подготовить выразительное чтение стихотворения.
1
Лирика начинается с ритма, с музыки, поэтому её нужно слушать ,а не смотреть. Рождается мелодия ,а потом настроение. Следовательно ,мы сначала выразительно читаем вслух, а потом делимся впечатлениями , которые возникли во время работы с текстом.
2
Работа по вопросам и заданиям.
Назовите год создания стихотворения.
К ранней или поздней лирике Лермонтова относится это произведение?
Каков лирический герой ранней лирики поэта?
Каков лирический герой лирики этой поры(1837г.)?
Обобщите ,сделайте выводы.
3
Продолжаем работать по вопросам все вместе.
Какая конструкция перед нами с точки зрения грамматики,в частности синтаксиса?
Предложение, которое разделилось на 4 строфы.Почему?(это мысль,одна,мимолётная)
Давайте посмотрим ,о чём же эта мысль?
Работа в группах:(в стихотворении 4 строфы,следовательно,на каждую группу – 1 строфа)
Вопросы для каждой группы (раздаются на листочках):
Найдите и запишите ключевые слова вашей строфы;
Как связана ваша строфа с предыдущей ,последующей?
Какие художественные средства и приёмы использует автор в данной строфе(эпитеты ,олицетворения ,инверсия и т.п.)?
Как они помогают понять идею стихотворения?
Что можете сказать о звукописи в данной строфе?
Что можете сказать о цветовых ощущениях?
Учащимся предлагается добавить свои вопросы , если в этом возникнет необходимость.
Далее следует отчёт групп. Остальные слушают ,дополняют(ведь они работали с текстом дома).
Итоги.
Итак ,что же дал нам анализ?,давайте всё обобщим,объединим,сделаем выводы.
Первые 3 строфы начинаются со слова когда.
-Что же вместилось в это когда?(осень-весна-лето-весна-зима)
Некое суммирующее мгновение бытия.
-Что же это за мгновение?Что чувствует лирический герой в это мгновение?
Ощущение гармонии сердца с разумом ,земным и небесным.Мгновения единства того,что раньше было разделено на несоединимые половинки.
-Какая картин бытия разворачивается перед нами?(красота средней полосы России,а не романтический пейзаж гор)
Вы сказали,что автор использует олицетворения,следовательно,перед нами очеловеченная картина.
Картина,исполненная одухотворённой жизни.
Природо наделена человеческими чертами,а конкретно чертами ребёнка.
-Почему именно ребёнка?Какие ассоциации связаны с детством?(Чистота,непосредственность ,доверчивость,незащищённость).
Детство- начало жизни.
-Какое же настроение у лирического героя?Какими чцвствами наполнено стихотворение?
Это герой,ощущающий себя готовым жить,видит во всём начало жизни с её хрупкостью,незащищённостью.
Это мгновение доверия к жизни,искреннего ощущения счастья.Трудно представить это ощущение в ранней лирике Лермонтова.
Ради таких мгновений стоит приходить в жизнь.
В заключении урока звучит выразительное чтение стихотворения наизусть(несколько учащихся,подготовлен.заранее)
15