Консультация Структура рабочей программы образовательной деятельности возрастных групп в ДОО


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Родничок»
Круглый стол
«Структура рабочей программы образовательной деятельности возрастных групп в ДОО»
Подготовил: Степанова
Мария Алексеевна,
старший воспитатель
Новые Зори
28.09.2016г.
АКТУАЛЬНОСТЬ

Программно-методический бум, развернувшийся в сфере дошкольного образования после принятия Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), связывают, в первую очередь с признанием дошкольного образования первым уровнем общего образования. Однако не все понимают, что при этом программные документы системы дошкольного образования существенно отличаются от «школьных» аналогов как по структуре, так и по содержанию. Это утверждение связано со спецификой дошкольного детства, уникальностью данного возрастного периода в жизни человека и вытекающими из этих истин особенностями реализации образовательных программ дошкольного образования (например, отсутствие учебных предметов, итоговой аттестации воспитанников, введение целевых ориентиров в качестве образовательных результатов и пр.).
В итоге на практике сложилась ситуация, когда педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) испытывают необоснованное давление со стороны органов надзора и контроля в сфере образования, которые требуют сформировать пакет нормативных документов по «школьному» типу и предоставить, например, рабочие программы учебных предметов. Главная проблема, спровоцировавшая данную ситуацию, – отсутствие в нормативных документах федерального значения точного названия и определения рабочей программы и методических рекомендаций по ее составлению.
Понятие «рабочая программа» связано с понятием «образовательная программа» как частное с общим, что подтверждается законодательством. В п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий... который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Таким образом, рабочие программы являются обязательной составной частью комплексного документа – образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с тем же Законом № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного общего образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы дошкольного образования (далее – ООП ДО), а значит и входящие в ее состав локальные нормативные документы.
Педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (п. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ). Следовательно, рабочая программа – есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса.
Проблемным при этом остается вопрос о названии и содержании рабочих программ в ДОО. Так, если исходить из определения, представленного выше, то речь должна идти о рабочей программе «учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)», которые в образовательных программах дошкольного образования не выделяются. Действующим законодательством в сфере дошкольного образования предусмотрены «иные компоненты» – образовательные области – «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей... социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» – написано в п. 2.6 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).
Однако в Комментариях к ФГОС дошкольного образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249) указано, что «содержание образовательной программы (программ) дошкольной образовательной организации не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно – индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития... Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях...». Оно «зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей» (п. 2.7 ФГОС ДО). Следовательно, педагоги ДОО должны разработать рабочую программу образовательной деятельности для определенных детей конкретной возрастной группы на указанный период времени.
Итак, в ДОО должны ежегодно разрабатываться рабочие программы для всех укомплектованных дошкольных групп (для детей одного возраста или разновозрастных групп) различной направленности (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей или оздоровительной) с учетом режима пребывания детей в течение суток (групп сокращенного, полного или продленного дня, кратковременного или круглосуточного пребывания) и установленного времени освоения ООП ДО.
В различных методических источниках и на интернет-ресурсах часто употребляется термин «рабочая программа педагога», который не является нормативно закрепленным в системе дошкольного образования. Реализация одной рабочей программы осуществляется как минимум двумя воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а также педагогами, замещающими их по производственной необходимости. Некоторые части рабочих программ (например, отдельные задачи образовательных областей художественно-эстетического, физического развития дошкольников) могут реализовываться другими педагогами детского сада – музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре и пр. При этом они должны принимать непосредственное участие в процессе разработки рабочих программ для возрастных групп по профилю своей педагогической деятельности.
Проектирование содержания рабочей программы должно осуществляться каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательных областей. Допускается совместное написание рабочей программы творческим коллективом педагогов детского сада. Например, если в ДОО функционирует несколько групп одного возраста и одной направленности, творческая (рабочая) группа педагогов может разработать проект рабочей программы, который затем дополняется (корректируется) конкретным педагогом (педагогами) в соответствии с особенностями каждой группы (учитываются контингент детей, профессиональные интересы педагогов группы, пожелания родителей и пр.).
Для упорядочения процесса и содержания педагогического проектирования рабочих программ, придания данному виду деятельности официального статуса и нормативно установленного вида в ДОО должно быть разработано положение о рабочей программе, закрепленное локальным актом (далее – Положение). В Положении указываются требования к разработке рабочих программ, их структура, сроки утверждения, ответственные исполнители и процедура разработки.
Для организаций, реализующих программы дошкольного образования, действующим законодательством не предусмотрена какая-то особая структура рабочих программ, не определено их конкретное содержание, поэтому при разработке можно руководствоваться требованиями ФГОС ДО.
Так, ФГОС ДО содержит раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», следовательно, в соответствии с ними могут быть составлены и рабочие программы.
Таким образом, рабочая программа – это локальный документ внутреннего пользования, в котором моделируется образовательная деятельность по реализации ООП ДО с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО.
Рабочие программы являются внутренним стандартом образования и определяют специфику организации образовательного процесса в конкретной возрастной группе.
Рабочая программа выполняет функции индивидуального инструмента педагога, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС ДО и ООП ДО детского сада. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальную модель образования в группе.