Технологическая карта урока по литературе Стихотворения М.Ю.Лермонтова Молитва, Ангел, Когда волнуется желтеющая нива

Технологическая карта урока литературы

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №100 Казимова Анастасия Владимировна

Тема урока: «Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется Ф.И.Тютчев»
(Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»). 7 класс.

Тип урока: ознакомление с новым материалом (дети сидят в группах).

Дата урока: ноябрь 2013.

Образовательные ресурсы:
1.Программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной;
2.Учебник-хрестоматия «Литература» для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной;
3. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс.  Коровина В.Я.
4. Видеофрагменты из документального фильма «Великая тайна воды» (Ролики 1, 2, 3).
5. Аудиозаписи 1 и 2.
6. Интернет-сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Формы и методы, технологии обучения: групповая форма работы; фронтальная беседа и элементы игровой деятельности; наблюдение и анализ; создание синквейна; работа с источниками информации.

Оборудование урока: проектор, презентация (Приложение 1), тексты (Приложения), записи на доске.

Цели урока: познакомить со стихотворениями М.Ю. Лермонтова, в рамках духовно-нравственного эксперимента провести параллели с духовными жанрами, показать детям необходимость владеть словом посредством демонстрации научно-популярного фильма.






Планируемые образовательные результаты:

Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения:
1 – низкий, 2 – средний, 3 - высокий

Предметные
Иметь понятие о молитве как о литературном жанре в лирике М.Ю.Лермонтова.
1.Знать, что М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Молитва».
2.Соотносить произведение М.Ю.Лермонтова с духовным жанром.
3.Видеть различия между произведением поэта и религиозной службой.

Познавательные
Приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией.
1.Понимание лирического произведения.
2.Анализ художественных средств.
3.Комплексный анализ лирического произведения.

Коммуникативные
Воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом.
1.Умение сформулировать и высказать свое мнение.
2.Умение договориться в паре и в группе.
3.Уметь аргументированно доказать свою точку зрения.

Регулятивные
Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.
1.Уметь работать по плану.
2.Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения.
3. Оценивать правильность выполнения своих действий.

Личностные
Определение своего эмоционального состояния.
1.Ответственно относиться к учению.
2.Осознавать ответственность за работу в группе.
3.Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.


Ход урока

Этапы урока
и цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



Универсальные учебные действия



познавательные
коммуникативн
регулятивные
личностные

Организационный этап: проверить подготовленность к уроку, организовать внимание.
Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой.


Проявляют готовность к восприятию учебного материала.
Приветствуют учителя.
Готовятся к уроку литературы.
Контролируют эмоции, перестраиваются с предыдущего урока.

Мотивационный этап: актуализировать знания и проверить выполнение домашнего задания
Выявляет уровень знаний о пройденном материале с помощью вопросов:
-О произведении какого автора мы закончили разговор на прошлом уроке?
-Что вам запомнилось? Слайд 2.
Приглашает продемонстрировать выполнение домашнего задания.
-Кто прочитает наизусть отрывок из «Песни про купца Калашникова»?
Выдают информацию о поэте, читают отрывки наизусть.
Отвечают на предложенные вопросы. Высказывают собственное мнение относительно изученного материала.
Проговаривают предыдущие цели, оценивают степень усвоения пройденного материала.
Выражают адекватные эмоции, отвечают за выполнение домашнего задания.

Этап постановки учебной задачи: подготовить к изучению нового материала, сообщить тему и цели урока.
Озвучивает тему урока (записи в тетрадях):
Нам не дано предугадать.  Как слово наше отзовется Ф.И.Тютчев.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова.
-Приглашаю вас прикоснуться к тайне слова, ощутить значимость наших слов через знакомство со стихами Ю.Лермонтова.
Слайд 1, 2, 3, 4. Видеоролик 1.
Устанавливают причинно-следственные связи между словом, водой и молитвой.
Понимают версию фрагмента, анализируют, создают высказывание, оформляют записи.
Сверяют видеофрагмент с целью урока.
Критически осмысливают свое понимание материала.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе: обеспечить осмысление материала, глубину понимания.
Создает проблемную ситуацию и обеспечивает актуализацию субъектного опыта.
-Почему текст молитвы оказывает такое воздействие на воду?
-Что вы знаете о молитве?
Организует работу с источниками или выдержками из источников.
(Приложение 2)
Обеспечивает формирование целостной системы знаний о жанре.
-Знаете ли вы молитвы?(Приложение 3)
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Высказывают свое мнение, корректируют его и создают письменное высказывание.
Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта.
Опираются на общечеловеческие ценности, критически осмысливают свои понятия.

Ознакомление с новым материалом: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.
Предлагает новый материал. Слайд 5, 6, 7, 8.
-По воспоминаниям О.А.Смирновой, для княгини М.А.Щербатовой М.Лермонтов, ухаживающий за молодой вдовой в 1839-40г., написал стихотворение, потому что «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».
Активизирует материал вопросом:
-Когда человек обращается к молитве?
-Согласны ли вы, что тоска – это и есть трудная минута? Именно так начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году.
-Предлагаю воссоздать текст стихотворения из разбежавшихся строчек, воспользовавшись ножницами и клеем. Используйте свои знания о рифме, размере стиха. (Приложение 4).
В процессе работы включает романс на стихотворение М.Лермонтова «Молитва». Аудиозапись 2.
Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию.
Участвуют в дискуссии в процессе подбора материала, организовывают работу в группе, договариваются с товарищами.
Выдвигают индивидуальные версии, определяют цель и совместно работают по плану.
Примеряют роли лидера, исполнителя, контролера и др. Контролируют свои эмоции в случае несогласия с участниками группы, предлагают свои варианты, справляются с эгоизмом.

Этап первичной проверки понимания изученного материала: установить правильность и осознанность изучаемого материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.
Предлагает прослушать текст стихотворения, сверить воссозданные тексты с эталоном, оценить результат своей деятельности.
Слайд 9. Аудиозапись 1.
-Услышали ли звучание романса на эти стихи?


Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют.

Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют вслух.
Оценивают степень достижения цели.
Выражают эмоции в соответствии с результатами деятельности.

Этап закрепления новых знаний: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Задает вопросы, связанные с организацией деятельности:
-Все ли сразу согласились с предложенными вариантами?
-В чем состояла трудность собрать строчки?
Задает вопросы на понимание текста.
-Какие художественные приемы, использованные поэтом, вызвали затруднения? (Инверсия в начале текста).
Организует краткий анализ лирического произведения.
(Приложение 5)
-Слова молитвы принесли покой душе поэта. Возможно ли такое? Вспомним первый видеоролик, подтвердим наши выводы научными фактами. Взгляните, какой след оставляют слова на воде.
Видеоролик 2.
Соглашаются с трудностью работы в группе, когда выдвигается сразу несколько версий.
Фиксируют записи художественных приемов в тетрадь (название, примеры из текста)
Включаются во фронтальную работу над анализом лирического текста.
Предлагают индивидуальные ответы на вопросы, самостоятельно исправляют ошибочные версии.
Критически осмысливают свое поведение во время работы группы. Отвечают за свои предложения.

Этап обобщения и систематизации: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных связей.
Организовывает беседу, задавая вопросы:
-Имеют ли силу слова человек?
-Можно ли произносить их, не будучи твердо уверенным в воздействии?
-Вся ли информация, окружающая нас, полезна человеку?

-Лирика М.Ю.Лермонтова владеет довольно сильной энергией. Русский поэт и философ Д.С.Мережковский пишет, что в 12-13 лет А.Пушкин казался ему взрослым, а М.Лермонтов был для него ребенком, и стихи его были заученными с детства как молитвы.
-Я приглашаю вас прочитать стихи, так восторгавшие Д.С.Мережковского.
-Здесь предложены тексты и других авторов, созданные в жанре молитвы, интимного обращения к высшим силам..
-Чье произведение вам кажется наиболее приближенным к молитве? (Приложение 6).
Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.

Демонстрируют разную степень владения смысловым чтением, сравнивают и выбирают нужную информацию.
Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.

Различают мнения, предположения других участников группы, объясняют выбор материала друг другу и коллективу.
Выдвигают версии относительно излишнего количества информации.




Определяют проблему, связанную с жанром молитвы.
Осваивают новые правила, стремятся применить их в личной жизни.





Осознают свои эмоции в различных речевых ситуациях.

Этап самоконтроля знаний и способов действий: организовать деятельность по созданию синквейна.

Организует деятельность по применению новых знаний.
-Какое стихотворение вам понравилось?
-Есть в нем что-нибудь общее со стихотворением М.Лермонтова? Что в нем общего с молитвой?
Предлагает создать синквейн, начальным словом которого может быть «Молитва». Слайд 10.
Образец работы ученика.
Молитва.
Благодатная, умиротворяющая.
Примиряет, успокаивает, смиряет.
Весомость каждого слова в молитве.
Покой.
Выбирают необходимую информацию, готовят ответы на вопросы и готовят синквейн.
Осознанно используют речевые средства для ответов на вопросы и создания собственного продукта.
Создают продукт.
Осознают свой выбор и отвечают за него, признают уровень своих достижений.

Этап объяснения домашнего задания: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Демонстрирует видеоролик-образец выполнения домашнего задания. Видеоролик 3. Слайд 11. Три уровня домашнего задания:
1.Выучить наизусть стихотворение «Молитва».
2.Создать презентацию в три кадра к любому из предложенных стихов.
3.Создать озвученный ролик к любому из предложенных стихов.
Готовятся представить информацию в предложенных формах.
Планируют использовать технические средства для выражения собственного мнения.
Оценивают степень готовности к самостоятельному выполнению
работы. Осуществляют пошаговую самопроверку.
Выбирают один из видов работы, отвечают за свой выбор и оценку.

Этап подведения итогов занятия: дать качественную оценку работы класса, инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.
Сообщает о завершении работы на уроке, предлагает по желанию озвучить готовые синквейны. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Предлагает закончить предложение: «Я доволен, что у меня получилось» Слайд 12.
Зачитывают работы и оценивают степень усвоения материала.
Высказывают свое мнение относительно усвоенного материала.
Сверяют свои достижения с планом урока.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.


чђ Заголовок 1“ђ Заголовок 25ђ Заголовок 35ђ Заголовок 415