Статья Патриотическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира и литературного чтения по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА.
Буткина И.Ю.
г.Казань, МБОУ «Гимназия №8»
e-mail:irina.butсkina2011@yandex.ru, тел.: 8(845)276-71-68

Дал клятву я: жизнь посвятить народу, Стране своей - отчизне всех отчизн. Для этого, хотя бы жил столетья, Ты разве бы свою не отдал жизнь?!
Мусса Джалиль.
Патриотизм как цель и результат
патриотического воспитания молодёжи –
это проявление любви к Родине,
отчизне, отечеству.
Владимир Даль.

Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших на- правлений в системе образования России, так как способствует формированию у детей чувства любви к Родине, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его вели- ким свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.
Цель патриотического воспитания – развитие у школьников гражданственности, патрио- тизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному про- явлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплиниро- ванности.
Те позитивные изменения, что произошли за последние годы в нашей стране, новые подходы к решению ряда проблем, связанных с воспитанием детей, обусловили переосмыс- ление сущности патриотического воспитания, его места и роли в жизни общества. Идея воспитания патриотизма и гражданственности наконец-то становится государственной, была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Решение проблемы воспитания патриотизма требу- ет на современном этапе развития общества создание новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и па-
триотическое воспитание имеют свои особенности. Чрезвычайно важным в аспекте исследу- емой проблемы является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувству- ют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ре- бенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
А это значит, что правильно и продуманно составлены курсы по окружающему миру и литературному чтению в начальной школе по программе развивающего обучения Л.В.Зан- кова, которые включают в себя знакомство с природой нашей Родины, бережное отношение к природе родного края, а главное, знакомство с историей России, её историческим прош- лым, важными и славными историческими событиями в жизни нашего народа. Поэтому учи- теля, работающие по программе развивающего обучения Л.В.Занкова, смогли плавно перей- ти к введению в российских школах Федерального государственного образовательного стан- дарта начального общего образования.
Ведь необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма в младшем
школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника началь- ной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознатель- ный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны, среди прочих, отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чув- ства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этни- ческой и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества и др.
Среди предметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны быть отражены в предметах «окружающий мир» и «литературное чтение» следующие:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за на- циональные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотнос- ти, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье- сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, из- мерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных ар- хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю- щем мире.
Таким образом, само содержание федерального стандарта образования по предметам «окружающий мир» и «литературное чтение» нацеливает педагогов на проведение целе- направленной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников. В дея- тельности учителя по патриотическому воспитанию младших школьников должна четко прослеживаться последовательность, системность, преемственность. В первом классе ребята, обучающиеся по программе Л.В.Занкова, на самых первых уроках окружающего мира знако- мятся со страной, где они живут, с городом или деревней, в которых живут, знакомятся с природой родного края, отправляются на первые экскурсии. Во втором и третьем классе на- чинают изучение исторического прошлого Руси с X по XVI века. А уже в четвёртом классе глубоко изучают Петровскую эпоху в России XVIII века, важные и переломные историчес- кие события XIX и XX веков, современной России. Под патриотическим воспитанием обыч- но понимают взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, кото- рое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Главной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострада- ние, сочувствие, находчивость, любознательность. Основным средством для воспитания па- триотизма учащихся является включение их в разнообразные виды практической деятельнос- ти и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Основны- ми задачами патриотического воспитания ребенка младшего школьно- го возраста являются:
1) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родно- му дому семье, школе, городу, селу;
2) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к куль- турному наследию своего народа;
3) формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
4) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особен- ностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
В содержание по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста пе- дагог должен включить следующее: приобщение детей к культурному наследию, праздни- кам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкаль- ному фольклору, народным играм; знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родствен- никами, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в раз- ные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Начиная с первого класса, на уроках по изучению окружающе- го мира рассматриваются вопросы и задания по изучению истории родного города, края,
страны. Учащиеся-занковцы знакомятся с государственными символами России, узнают, что они означают, откуда появились. Проводится классный час на тему «Государственные сим- волы». Далее при изучении темы «Современное человечество» учащиеся младших классов рассказывают о своей семье, детям предлагается придумать герб, флаг и девиз для своей семьи. Любовь к своей стране, к своему народу всегда неразрывно связана с любовью к сво- им близким и родным, поэтому детям предлагается создать родословную своей семьи. Обыч- но дети охотно знакомят своих одноклассников с историей своего рода, семьи, традициями и творчеством своих родных. На уроках литературного чтения знакомятся с произведениями русских поэтов о русской природе, с устным народным творчеством народов России.
В содержании предмета окружающего мира по системе Л.В.Занкова имеется значитель- ная историческая составляющая. Дети знакомятся с историей Отечества, они получают отдельные, наиболее важные и яркие исторические сведения. Патриотическое воспитание школьников должно являться приоритетной целью изучения исторической составляющей предмета. В третьем классе изучение истории нашей страны начинается с тем «Расселение славян в лесах. Первые русские князья. Принятие Русью христианства в X – XII веках.», а за- канчивается темами «Создание Московского государства. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Народы Сибири в XII – XV веках.». В четвёртом классе учащиеся начинают изучать историю России с конца XVII века, когда в России начинается Петровская эпоха. Это такие важные темы, как «Россия при Петре I. Русский морской флот. Город на Неве – Санкт-Петер- бург. Развитие культуры в России. Становление Российской науки. Великий русский учёный М.В.Ломоносов.». А заканчивается изучение истории в начальных классах важными собы- тиями, которые происходили в России в XX веке, и с современной Россией. Патриотические чувства воспитываются при введении таких тем, как «Россия – наша Родина. Москва – сто- лица России. Устройство государственной власти. Государственные символы. Праздники России.». На уроках литературного чтения ребята знакомятся с Гимном Российской Федера- ции.
В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъем- лемой частью величия Российского государства. С такими важными героическими события- ми нашего народа учащиеся-занковцы знакомятся и в третьем классе, изучая нашествие Зо- лотой Орды на Русь и разгром ханского войска, Ледовое побоище, когда Александр Невский со своим войском разбил на Чудском озере рыцарей. В четвёртом классе ребята подробно знакомятся с важными для русского народа событиями Отечественной войны 1812 года, ког- да вся страна поднялась на защиту своей Родины против армии Наполеона. Учащиеся знако- мятся с великим Бородинским сражением, во время которого так ярко был воплощён талант М.И.Кутузова как полководца, что явилось переломным моментом Первой Отечественной войны и победой русской армии. И, конечно, глубоко и полно изучают события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, когда русский народ вёл освободительную войну по очистке нашей земли от фашистских захватчиков. К празднику Победы можно предло- жить учащимся составить рассказы о родственниках, которые участвовали в боях или труди- лись в тылу в годы Великой Отечественной войны. Помощь в этой работе детям могут ока- зать взрослые. Учащиеся 3 – 4 классов могут оформить свои рассказы и сообщения в виде докладов. Возможно проведение мероприятий со следующей тематикой: «Они защищали Ро- дину», «России доблестной сыны», «Памятники и памятные места нашей местности» и дру- гие. На такие мероприятия хорошо бы пригласить участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла – родственников учащихся. При возможности уместно посещение
местного краеведческого музея с организацией тематической экскурсии «Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Все четыре года мои ребята изучают и историю своего родного края: «Моя республика», «Мой родной город – Казань», «Казань - хозяйка Летней Универсиады 2013 года» и другие мероприятия. При изучении краеведческого материала, также входящего в содержание окру- жающего мира, дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края, знакомятся с его достопримечательностями. Можно организовать проектную деятельность младших школьников, направленную на поиск сведений о замеча- тельных людях – воинах, тружениках, писателях, художниках и т.д., которые жили или живут в данной местности. Знакомя учащихся с картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, необходимо стремиться развивать высокие социальные моти- вы и благородные чувства детей: единства со своим народом, гордости за него и свою Роди- ну, ее героической истории, любви к родной природе. Фактически на каждом уроке окружа- ющего мира имеются прекрасные возможности для патриотического воспитания детей млад- шего школьного возраста. Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников осуществлялась более результативно, необходимо соблюдение определенных педагогических условий: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к реше- нию проблем воспитания патриотизма детей. Эти педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако первое условие выполняется лишь при создании благоприятных возможностей для проявления творчества, инициативы, самостоятельности каждому ребен- ку, насыщения его жизни положительными эмоциями. Для этого и необходимо осуществле- ние тесного и позитивного контакта семьи и педагога. Для выполнения второго условия не-обходима определенная профессиональная подготовленность педагога к осуществлению процессса формирования патриотических чувств, что предполагает наличие у него соответ- ствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также его способности к самосовершенствованию. Обычно в педагогической литературе выделяют следующие критерии и показатели патриотизма: эмоционально-чувственный (вы- ражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познава- тельной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказы- вать помощь окружающим). Но самым важным показателем, несомненно, является потреб- ность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание се- бя частью своего народа.
Хочется поделиться тем, что работая в своём классе по программе развивающего обуче- ния Л.В.Занкова за последние четыре года с 1-го по 4-ый класс были представлены открытые мероприятия по патриотическому воспитанию младших школьников:
в 1-ом классе – внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю»;
во 2-ом классе – внеклассное мероприятие «Они защищали Родину: мои близкие – участники Великой Отечественной войны»;
в 3-ем классе – урок «Народы Сибири»;
в 4-ом классе – интегрированный урок «Генералы Отечественной войны 1812 года».
Проведение таких мероприятий даёт положительный толчок по воспитанию в наших детях любви к своему Отечеству, гордость за граждан России, которые ради неё готовы были от- дать жизнь, которые старались прославить нашу Родину, старались сделать жизнь народа в нашей стране лучше.
Воспитание патриотизма у детей является частью комплексного подхода в воспитании, направленного на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе // М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
2.  Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
3. Амонашвили Ш.А. Одиннадцать тысяч школьных ступенек //Учительская газета. 1984. 29 ноября.
4.  Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17





15