Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения на основе примерной Программы основного общего образования по географии, авторской Программы по географии Е.М.Домогацких(М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. )к учебнику Е.М.Домогацких «Введение в географию».
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Цель изучения географии в основной школе:
- познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии.
Задачи изучения географии :- сформировать географическую культуру личности и обучить географическому языку;
- сформировать умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- сформировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Место учебного предмета в школьном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. 34 ч (1 ч в неделю) в 5 классе. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5 классе являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.Персоналии
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
специфику географии как науки;
специфики методов географических исследований.
Умение определять:
отличительные особенности географических методов исследования;
рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (6 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности формы и размеров Земли;
свойства географической карты и плана местности;
географические следствия вращения Земли;
Умение определять:
отличительные особенности изображений земной поверхности;
направления на карте и плане;
стороны горизонта.
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.Основные образовательные идеи
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
причины и следствия географических путешествий и открытий;
маршруты путешествий
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности оболочек Земли;
специфику географической оболочки.
Умение определять:
отличия природных объектов;
отличия оболочек Земли.
Практические работы
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.Основные образовательные идеи
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
географические особенности природы и населения материков и океанов;
особенности взаимодействия океана и суши;
значение Мирового океана.
Умение определять:
специфику природы и населения материков;
характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Резерв времени – 2 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать)
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
Учащиеся должны уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры географических объектов;
проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Тематическое планирование
№ Тема раздела Количество часов
1 Наука география. 2
2 Земля и ее изображение. 6
3 История географических открытий. 12
4 Природа Земли. 2
5 Путешествие по планете Земля. 12
Календарно – тематическое планирование
Номер урока Дата проведения Тема урока Решаемые проблемы Планируемые результаты
план факт предметные метапредметные УУД личностные УУД
1 Что такое география. Раскрывать значение термина: « география» знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли;
уметь организовывать наблюдения за погодой
Формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя;
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками и их применение в различных жизненных ситуациях.
2 Методы географических исследований.
Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы.
Научиться давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде.
3 От плоской Земли к земному шару.
Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус.
Научиться определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.
4 Форма, размеры и движение Земли. Уметь давать определение понятиям и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли.
Научиться давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.
5 Глобус и карта.
Практическая работа «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности». Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая и физическая карта, топографическая карта, план местности и уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности.
Научиться делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
6 Ориентирование на местности.
Практическая работа «Определение с помощью компаса сторон горизонта».
Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.
Научиться давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
7 Обобщающий урок по теме «Земля и ее изображение». Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Научиться выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли и значения географических знаний.
8 По следам путешественников каменного века.
Представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности.
Научиться объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
9 Путешественники древности. Представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности. Научиться выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
10 Путешествия морских народов. Представления о возможности совершенствования длительных путешествий морскими народами. Научиться объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
11 Первые европейцы на краю Азии. Представления о возможности совершенствования длительных путешествий европейцами в Азию. Научиться определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
12 Хождение за три моря.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов». Представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина. Научиться объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
13 Морской путь в Индию. Представление об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
14 Открытие Америки. Представление о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия. Научиться определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Х. Колумба.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
15 Первое кругосветное плавание. Представление о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия. Научиться определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Ф. Магеллана Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
16 Открытие Южного материка. Представление о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка. Научиться определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Дж. Кука.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
17 Поиски Южной Земли продолжаются. Представление о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли. Научиться определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Дж. Кука.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
18 Русские путешественники. Представление о географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками. Научиться объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
19 Вокруг света под русским флагом. Представление о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды. Научиться объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
20 Обобщающий урок по теме «История географических открытий».
Практическая работа «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». Навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять и показывать на карте маршруты путешествий. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
21 Мировой океан и его части. Раскрытие значения терминов, формирование представления о Мировом океане и его составных частях. Научиться объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.
22 Значение Мирового океана для природы и человека.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли». Раскрытие значения терминов, формирование представление о живых организмах в Мировом океане и его значении. Научиться объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Обозначать на контурной карте материки и океаны.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознание роли Мирового океана для природы и человека.
23 Путешествие по Евразии.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка». Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры «рекордсменов» материка. Научиться объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы и населения.
24 Путешествие по Африке. Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры «рекордсменов» материка. Научиться объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы и населения.
25 Путешествие по Северной Америке. Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. Научиться объяснять особенности природы и населения Сев. Америки. Определять специфику природы и населения материка по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
26 Путешествие по Южной Америке. Раскрытие значения терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки. Научиться объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения материка по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
27 Путешествие по Австралии. Раскрытие значения терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки. Научиться объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения материка по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
28 Путешествие по Антарктиде. Раскрытие значения терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки. Научиться объяснять особенности природы Антарктиды Определять специфику природы материка по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и материка.
29 Обобщающий урок по теме «Путешествие по планете Земля». Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами. Научиться объяснять особенности природы и населения материков. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт природы и населения материков.
30 Что такое природа?
Практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе». Раскрытие значения природы, природных объектов и объектов, созданных человеком. Научиться объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознание роли природы в жизни человека.
Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.
31 Оболочки Земли. Литосфера, атмосфера. Раскрытие значения оболочек Земли. Научиться объяснять особенности географических оболочек. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.
32 Оболочки Земли. Гидросфера, биосфера. Раскрытие значения оболочек Земли. Научиться объяснять особенности географических оболочек. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.
33 Обобщающий урок по теме «Природа Земли». Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами. Научиться объяснять особенности географических оболочек.
Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание специфических черт оболочек Земли.
34 Урок обобщения и контроля за курс 5 класса. Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами. Научиться выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений; объяснять особенности природы и населения материков; объяснять особенности географических оболочек. Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Понимание роли и значения географических знаний.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
Е.М.Домогацких. Введение в географию: рабочая тетрадь для 5 класса.
Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];
http://nsportal.ru[Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»];
http://metodsovet.su[Методический портал учителя «Методсовет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.mioo.ru[Сайт Московского института открытого образования];
http://www.uchportal.ru[Учительский портал];
http://www.методкабинет.рф[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://indigo-mir.ru[Сайт Центра дистанционного творчества];
http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];
http://pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];
http://www.drofa.ru[Сайт издательства «Дрофа»];
http://www.fipi.ru[Сайт Федерального института педагогических измерений];
http://easyen.ru[Современный учительский портал];
http://www.openclass.ru[Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
http://www.schoolpress.ru[Портал «Школьная пресса»];
http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru[Сайт журнала «Молодой ученый»].
Материально-техническое обеспечение
География
№ Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения Необходимое кол-во Примечания Имеется в наличии
Основная школа Старшая школа Базовый уровень Профильный уровень   Стандарт общего образования по географии Д     Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии 1
  Стандарт полного среднего образования по географии   Д Д   Авторские учебные программы по курсам географии основной школы Д     1
  Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы   Д Д 1. Библиотечный фонд 1.1. Учебники и учебные пособия Учебники должны быть рекомендованы (допущены) к использованию в учебном процессе. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии 1.1.1. Начальный курс географии. 6 кл. К     4
1.1.2. География материков и океанов. 7 кл. К     1.1.3. География России. Природа. 8 кл. К     7
1.1.4. География России. Население и хозяйство. 9 кл. К     11
1.2. Дидактические материалы 1.2.1. Рабочая тетрадь по начальному курсу географии К     В состав библиотечного фонда рекомендуется включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам 4
1.2.2. Рабочая тетрадь по курсу "Материки, океаны, народы, страны" К     -
1.2.3. Рабочая тетрадь по курсу "География России" К     6
1.2.4. Методические рекомендации по начальному курсу географии Д       1
1.2.5. Методические рекомендации по курсу "Материки, океаны, народы, страны" Д       1
1.2.6. Методические рекомендации по курсу "География России" Д       1
1.3. Определители 1.3.1. Малый атлас руководящих ископаемых     ПМогут быть использованы во время полевого практикума по геологогеоморфологическим профильным программам 1
1.3.2. Определитель минералов и горных пород для школьников     П-
2. Печатные пособия 2.1. Таблицы   2.1.1. Ориентирование на местности Д     В кабинете географии могут быть и другие таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта 1
2.1.2. Богатство морей России Д     -
2.1.3. Способы добычи полезных ископаемых Д     1
2.1.4. Воды суши Д     1
2.1.5. Животный мир материков Д     1
2.1.6. Календарь наблюдений за погодой Д     4
2.1.7. Климат России Д     1
2.1.8. Основные зональные типы почв земного шара Д     -
2.1.9. Основные зональные типы почв России Д     -
2.1.10. План и карта Д     1
2.1.11. Полезные ископаемые и их использование Д     1
2.1.12. Растительный мир материков Д     1
2.1.13. Рельеф и геологическое строение Земли Д     1
2.1.14. Таблицы по охране природы Д     -
2.1.15. Типы климатов земного шара Д     1
2.2. Портреты Комплект
2.2.1. Набор "Путешественники" Д     Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте -
2.2.2. Набор "Ученые- географы" Д     -
2.3. Карты мира 1
2.3.1. Важнейшие культурные растения Д       -
2.3.2. Великие географические открытия Д       1
2.3.5. Зоогеографическая Д       -
2.3.6. Карта океанов Д       1
2.3.7. Климатическая Д       1
2.3.8. Климатические пояса и области Д       1
2.3.9. Машиностроение и металлообработка   Д     -
2.3.10. Народы Д       -
2.3.11. Политическая Д Д   Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации 1
2.3.12. Почвенная Д       1
2.3.13. Природные зоны Д       1
2.3.14. Природные ресурсы   Д     -
2.3.15. Растительности Д       -
2.3.16. Религии Д       -
2.3.17. Сельское хозяйство   Д     -
2.3.18. Строение земной коры и полезные ископаемые Д       1
2.3.19. Текстильная промышленность   Д     -
2.3.20. Транспорт и связь   Д     -
2.3.21. Урбанизация и плотность населения   Д     -
2.3.23. Физическая Д Д   Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации 1
2.3.24. Физическая полушарий Д       1
2.3.25. Химическая промышленность   Д     1
2.3.26. Черная и цветная металлургия   Д     1
2.3.27. Экологические проблемы Д Д   Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем -
2.3.28. Экономическая   Д     -
2.3.29. Энергетика   Д     -
2.4. Карты материков, их частей и океанов -
2.4.1. Австралия и Новая Зеландия (социально- экономическая)   Д     -
2.4.2. Австралия и Океания (физическая карта) Д       1
2.4.3. Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения) Д       -
2.4.4. Антарктида (комплексная карта) Д       1
2.4.5. Арктика (комплексная карта) Д       1
2.4.6. Атлантический океан (комплексная карта) Д       1
2.4.7. Африка (политическая карта) Д       1
2.4.8. Африка (социально- экономическая)   Д     -
2.4.9. Африка (физическая карта) Д       1
2.4.10. Африка (хозяйственная деятельность населения) Д       -
2.4.11. Евразия (политическая карта) Д       1
2.4.12. Евразия (физическая карта) Д       1
2.4.13. Евразия (хозяйственная деятельность населения) Д       -
2.4.14. Европа (политическая карта)   Д     1
2.4.15. Европа (физическая карта) Д       1
2.4.16. Европа (хозяйственная деятельность населения) Д       -
2.4.17 Индийский океан (комплексная карта) Д       1
2.4.18. Северная Америка (политическая карта) Д       1
2.4.19. Северная Америка (социально-экономическая)   Д     -
2.4.20. Северная Америка (физическая карта) Д       1
2.4.21. Северная Америка (хозяйственная деятельность населения) Д       -
2.4.22. Тихий океан (комплексная карта) Д       1
2.4.23. Южная Америка (политическая карта) Д       1
2.4.24. Южная Америка (социально-экономическая)   Д     -
2.4.25 Южная Америка (физическая карта) Д       1
2.4.26. Южная Америка (хозяйственная деятельность населения) Д       -
2.5. Карты России 2.5.1. Агроклиматические ресурсы Д       1
2.5.2. Агропромышленный комплекс Д       -
2.5.3. Административная Д       1
2.5.4. Водные ресурсы Д       1
2.5.5. Восточная Сибирь (комплексная карта) Д       1
2.5.6. Восточная Сибирь (физическая карта) Д       1
2.5.7. Геологическая Д       -
2.5.8. Дальний Восток (комплексная карта) Д       1
2.5.9. Дальний Восток (физическая карта) Д       -
2.5.10. Европейский Север России (комплексная карта) Д       -
2.5.11. Европейский Север России (физическая карта) Д       1
2.5.12. Европейский Юг России (комплексная карта) Д       -
2.5.13. Европейский Юг России (физическая карта) Д       1
2.5.14. Западная Сибирь (комплексная карта) Д       -
2.5.15. Западная Сибирь (физическая карта) Д       1
2.5.16. Земельные ресурсы Д       -
2.5.17. Климатическая Д       1
2.5.18. Легкая и пищевая промышленность Д       1
2.5.19. Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность Д       1
2.5.20. Машиностроение и металлообработка Д       -
2.5.21. Народы Д       -
2.5.22. Плотность населения Д       -
2.5.23. Поволжье (комплексная карта) Д       -
2.5.24. Поволжье (физическая карта) Д       1
2.5.25. Почвенная Д       1
2.5.26. Природные зоны и биологические ресурсы Д       -
2.5.27. Растительности Д       -
2.5.28. Северо-Запад России (комплексная карта) Д       -
2.5.29. Северо-Запад России (физическая карта) Д       1
2.5.30. Тектоника и минеральные ресурсы Д       -
2.5.31. Топливная промышленность Д       -
2.5.32. Транспорт Д       -
2.5.33. Урал (комплексная карта) Д       -
2.5.34. Урал (физическая карта) Д       1
2.5.35. Физическая Д       -
2.5.36. Химическая промышленность Д       -
2.5.37. Центральная Россия (комплексная карта) Д       -
2.5.38. Центральная Россия (физическая карта) Д       1
2.5.39. Черная и цветная металлургия Д       1
2.5.40. Экологические проблемы Д       1
2.5.41. Электроэнергетика Д       -
2.6. Рельефные физические карты -
2.6.1. Восточная Сибирь Д       -
2.6.2. Дальний Восток Д       -
2.6.3. Кавказ Д       -
2.6.4. Полушария Д       -
2.6.5. Пояс гор Южной Сибири Д       -
2.6.6. Россия Д       -
2.6.7. Урал Д       -
2.7. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала 2.7.1. Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000) Ф       -
3. Цифровые образовательные ресурсы 3.1. Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса географии, в том числе задачник Д/ПД/ПД/ПЦифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля) -
3.2. Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы) Д/ПД/ПД/ПЦифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по географии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся -
3.3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии Д/ПД/ПД/ПКоллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения) +
3.4. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности Д/ПД/ПД/ПК общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных +
3.5. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности Д/ПД/ПД/ПК специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, учебная картографическая система, временная ось --
4. Технические средства обучения (средства икт) 4.1. Мультимедийный компьютер Д Д ПОсновные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) -
4.2. Сканер с приставкой для сканирования слайдов Д Д Д Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения 4.3. Принтер лазерный Д Д Д   1
4.4. Цифровая видеокамера Д Д Д   -
4.5. Цифровая фотокамера Д Д Д   -
4.6. Слайд-проектор Д Д Д   -
4.7. Мультимедиа-проектор Д Д Д   -
4.8. Стол для проектора Д Д Д   -
4.9. Экран (на штативе или навесной) Д Д Д Минимальные размеры 1,25 * 1,25 м -
5. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) 5.1. Видеофильмы и видеофрагменты 5.1.1. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность Д       +
5.1.2. Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку     Д   -
5.1.3. Памятники природы Д     Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте +
5.1.4. Города России Д     Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте -
5.1.5. Крупнейшие города мира Д Д Д Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте -
5.1.6. Видеофильм о русских ученых- географах Д     Рассказывается об ученых- географах, чьи имена упомянуты в стандарте +
5.1.7. Видеофильм об известных путешественниках Д     Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте -
5.1.8. Наша живая планета Д       -
5.1.9. Озеро Байкал Д       +
5.1.10. Уроки из космоса. Ожившая карта Д       -
5.1.11. Реки России Д     Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте -
5.1.12. Воронежский заповедник Д       +
5.1.13. Крупнейшие реки мира Д     Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте -
5.1.14. Восточная и Северо-Восточная Сибирь Д       -
5.1.15. Восточно-Европейская равнина Д       -
5.1.16. Вулканы и гейзеры Д       +
5.1.17. Выветривание Д       -
5.1.18. Высотная поясность Д       -
5.1.19. Географическая оболочка Д       -
5.1.20. Опасные природные явления Д       1
5.1.21. Горы и горообразование Д       -
5.1.22. Загадки Мирового океана Д       -
5.1.23. Камчатка Д       1
5.1.24. Корея   Д     -
5.1.25. Ландшафты Австралии Д       -
5.1.26. Ландшафты Азии Д       -
5.1.27. Ландшафты Африки Д       -
5.1.28. Ландшафты Северной Америки Д       -
5.1.29. Ландшафты Южной Америки Д       -
5.1.30. Страны и народы Азии Д Д Д   -
5.1.31. Страны и народы Африки Д Д Д   -
5.1.32. Страны и народы Северной Америки Д Д Д   -
5.1.33. Страны и народы Южной Америки Д Д Д   -
5.1.34. Заповедные территории России Д     Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте +
5.1.35. Общие физико-географические закономерности Д       5.1.36. Современная политическая карта мира   Д Д   -
5.1.38. Ступени в подземное царство Д       -
5.1.39. Уссурийская тайга Д       1
5.1.40. Антарктида Д       -
5.1.41. Арктика Д       -
5.1.42. Великие географические открытия Д       1
5.1.43. Глобальные проблемы человечества   Д Д   -
5.1.44. Современные географические исследования Д       -
5.1.45. Земля и Солнечная система Д     В кабинете географии могут быть и другие видео- фильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта -
5.2. Слайды (диапозитивы) В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта -
5.2.1. География России Д     -
5.2.2. Ландшафты Земли Д     -
5.2.3. Природные явления Д     -
5.2.4. Население мира Д     -
5.2.5. Минералы и горные породы Д     -
5.3. Транспаранты -
5.3.1. Абсолютная и относительная высота Д       -
5.3.2. Высотная поясность Д       -
5.3.3. Горизонтали Д       -
5.3.4. Горы и равнины Д       -
5.3.5. Градусная сеть, определение широты и долготы Д       -
5.3.6. Национальные парки мира Д       -
5.3.7. Образование вулканов Д       -
5.3.8. Образование осадков Д       -
5.3.9. Образование подземных вод Д       -
5.3.10. Отраслевой состав народного хозяйства России Д       -
5.3.11. Понятие о природном комплексе Д       -
5.3.12. Пороги и водопады Д       -
5.3.13. Почва и ее образование Д       -
5.3.14. Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы Д       -
5.3.15. Речная система и речной бассейн Д       -
5.3.16. Солнечная радиация и радиационный баланс Д       -
5.3.17. Земля во Вселенной Д       -
5.3.18. План и карта Д       -
5.3.19. Литосфера Д       -
5.3.20. Гидросфера Д       -
5.3.21. Атмосфера Д       -
5.3.22. Биосфера Д       -
5.3.23. Население мира Д Д Д В кабинете географии могут быть и другие транспаранты, содержание которых соответствует разделам стандарта -
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 6.1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности) 6.1.1. Теллурий Д       -
6.1.2. Компас ученический Ф       4
6.1.3. Теодолит     Д В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль -
6.1.4. Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая) Д       -
6.1.5. Линейка визирная П      -
6.1.6. Мензула с планшетом П      -
6.1.7. Нивелир школьный П      -
6.1.8. Угломер школьный П      -
6.1.9. Штатив для мензул, комплектов топографических приборов П      -
6.1.10. Рулетка П      -
6.1.11. Молоток геологический П      -
6.1.12. Набор условных знаков для учебных топографических карт Д       -
6.1.13. Магнитная доска для статичных пособий Д       -
6.1.14. Полевая геохимическая лаборатория     П  -
6.2. Модели -
6.2.1. Модель Солнечной системы Д       -
6.2.2. Глобус Земли физический (масштаб 1:30000000) Д       3
6.2.3. Глобус Земли политический (масштаб 1:30000000) Д       -
6.2.4. Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50000000) Ф       5
6.2.5. Строение складок в земной коре и эволюция рельефа Д     Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши -
6.2.6. Модель вулкана Д       -
6.3. Расходные материалы, реактивы -
6.3.1. Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории     П  -
7. Натуральные объекты -
7.1. Коллекции -
7.1.1. Коллекция горных пород и минералов Д       2
7.1.2. Коллекция полезных ископаемых различных типов П    Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия 7.1.3. - Коллекция производства:
- шерстяных тканей
- шелковых тканей
- льняных тканей
- хлопчатобумажных тканей   П  --
7.1.4. Коллекция по производству чугуна и стали   П  -
7.1.5. Коллекция по нефти и нефтепродуктам   П  -
7.1.6. Коллекция по производству меди   П  -
7.1.7. Коллекция по производству алюминия   П  -
7.1.8. Шкала твердости Мооса    ПЦелесообразно использовать в ходе полевого практикума для определения твердости минералов и горных пород -
7.1.9. Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов Ф       -
7.2. Гербарии 7.2.1. Гербарий растений природных зон России П      2
7.2.2. Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России   П    -
7.2.3. Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира   П    -
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Список источников
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
Стандарт основного общего образования по образовательной области «География».
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы / Е.М.Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Н.А.Татаровская подпись Ф.И.О.
29.08.2015 года
Приложение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
1. Основоположником физической географии является:
а. Аристотель
б. Страбонв. Геродот
г. Птолемей
2. В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин описывал природу и население:
А. Китая
Б. Индии
3. Египта
Г. Сибири
3. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
А. 10-11 века
Б. 14-15 века
В. 15-16 века
Г. 19-20 века
4. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции
А. Х Колумба
Б. Ф. Магеллана
В. Васко да Гамы
Г. А. Веспуччи5. Джеймс Кук внес большой вклад в исследование берегов:
А. Африки
Б. Северной Африки
В. Южной Америки
Г. Австралии и Океании
6. Первое русское кругосветное путешествие совершила экспедиция
А. Беринга и ЧириковаБ. Попова и Дежнева
В. Крузенштерна и Ю. Лисянского
Г. Беллинсгаузена и Лазарева
7. Кто первым достиг Южного Полюса
А. Ф.НансенБ. Р.АмундсенВ. Р. ПириГ. В. Баренц
8. Расположите в хронологическом порядке знаменитые путешествия
А. Ф. Магеллана Б. М. Поло В. А.Никитина9. Распределите условные знаки по группам:
Линейные Площадные Точечные
А. Населенные пункты
Б. Железные дороги
В. Болота
Г. Реки
Д. Озера пресные
Е. Медные руды
10. На картах и глобусах используют систему
А. Относительных высот
Б. Абсолютных высот

11. Чтобы отличить холм от впадины используют:
А. Изобаты
Б. Горизонтали
В. Азимут
Г. Бергштрихи12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:
А.ИзотермыБ.ГоризонталиВ.ИзобатыГ.ИзогиетыД.Изобары13. Какие инструменты можно использовать для измерения извилистых расстояний по карте?
А. Транспортир
Б. Курвиметр
В. Линейку
Г. Циркуль-измеритель
14. Зеленый цвет на физической карте показывает:
А. Леса
Б. Поля
В. Пастбища
Г. Низменности (высоту рельефа от 0-200 м над уровнем моря)
15. Переведите масштаб из численного в именованный :Численный Именованный
1: 25 000 1: 10 000 000 1: 130 000 000