Научная статья Воспитание любви к родному (кумыкскому) языку


В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства.
Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, - это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков, т.е. гуманные адаты, способы организации труда, художественные промыслы, украшающие жизнь людей, праздники, обряды, многожанровый фольклор горцев и многое другое.
Не случайно на первом месте среди составляющих содержании нашего наследия стоит родной язык. Ибо родной язык является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков. Еще К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. И с уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, не соприкасаются с художественными промыслами обречен на постепенную духовную гибель. В этих условиях одной из важных проблем в обучении и воспитании является сохранение и развитие родных языков, культур, традиционных промыслов Дагестана.Поэтому работу по обучению родному языку мы начинаем с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой.Не секрет, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они не жене желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Такое- «воспитание» - фактически отчуждение молодого поколения от родных духовных корней- нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа.Здесь уместно привести слова выдающегося просвещенца – гуманиста и педагога – демократа дореволюционной Росси И.Я Яковлева «Русский язык не в место родного, а вместе с родным»Культура-нравственные ценности родного народа подрастающему поколению следует передавать не как безжизненные реликвии славного прошлого, а как нравственно-этнический ориентир во всей их предстоящей взрослой жизни, что в дальнейшем поможет нам, учителям, решить проблему сохранения и развития родных языков, культур, традиционных промыслов народов Дагестана. Сегодня пред российской школой стоит приоритетная задача-воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти свое место в постоянно меняющей действительности.Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности-вот моя первостепенная задача как учителя-словесника. И начинаю эту работу с народных истоков.Любовь к своей Родине начинается с малого-любви к земле, где ты родился.У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь.Изучение языка, культуры, истории своего народа-святая обязанность каждого из нас.Обучение школьников с учетом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, культурного наследия, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса. Для ребенка одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти свое место в окружающем мире, четко осознавая свою неразрывную связь с родной землей, со своей малой родиной. Главное- вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления. При общение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остается и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости стойкости, честности, доброты, мудрости. Фольклор кумыкского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки . И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.В школьных учебниках в родной литературе, как и в учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно-фольклорными связями в произведениях кумыкских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество. Фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.Приобщение к культуре кумыкского и других народов происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Я думаю, включенный в урок краеведческий материал оживляет рассказ учителя, пробуждает интерес к предмету, усиливает воспитательное воздействие, способствует формированию личного отношения. В опыте работы тема классах я провела уроки по темам «Фольклорные элементы и народно нравственные идеалы». Для того чтобы разнообразить средство раскрытия национального мышления своих героев, писатели обогащают язык персонажей пословицами, поговорками, крылатыми, бытующими в народе. Уважение к родителям и к традициям в культуре. Для этой цели я использую поговорки, народные приметы, стихи, песни, а таких уроках во взаимосвязи с фольклором пытаемся осмыслить отношение детей к устному народному творчеству, выявить степень влияния народных идеалов, народной культуры, фольклорной поэзии на формирование мировоззрения, мировосприятия.Такой урок воспитывает уважение у школьников к народным идеалам, бережное отношение к фольклору, любовь к искусству слова – родной классической литературе.Для каждого учителя-словесника очень важно, создать на уроке положительный эмоциональный настрой, побудить учащихся к творческой деятельности: написанию сочинения рассказа по рисунку, сочинения-описания портрета литературного героя, и т.д.Воспитание любви к родному языку, народному языку, народному творчеству, национальной культуре- дело сложное и важное. Именно уроки, литературы, внеклассная деятельность помогает найти пути для решения этой насущной задачи. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры. И пусть каждый урок дает детям лишь какую-то часть необходимой информации, постепенно складывается целостная картина. И если мы сохраним богатство традиций, культуры-то главным образом мы сохраним наш язык. Время требует от нас поиска новых форм и приемов работа, чтобы прививать любовь к родному языку, к родной земле. И на этом пути использование фольклора родного языка одним из ключевых и убедительных средств.