Разработка урока по ОРКСЭ — Пасха





РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы православной культуры»)





Разработчик:
Мельникова Наталья Юрьевна








Тема урока: "Пасха"
Цель:
активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков;
развивать художественный вкус, внимание, творческие способности .
воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;
содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради, учебная доска, мел,
Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, исследовательская деятельность.
Этапы урока:
Вводная часть (организационный момент): – приветствие – проверка готовности – тема урока (Слайд 1) Приложение – постановка задачи (цели урока)
2. Основная часть (изучение нового материала): - Сообщение исторических сведений. (рассказ учителя)
- Пасхальные традиции и верования
- Традиции дарения
- Традиционные способы окрашивания яиц
- Пасхальный стол
3. Итог урока. Заключительная часть
Ход урока
Надежды, веры и любви! Прекрасных радостных чудес! И пусть сейчас тепло звучит: Воистину Христос Воскрес! (Слайд 2)

Какие религиозные праздники Вы знаете?
Одним из главных христианских праздников является ПАСХА.
У всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов. Одним из основных обрядов является пасхальная служба. Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Охотники при возгласе священника “Христос Воскресе!” стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа “Воистину воскресе!” говорили: “А у меня рыба есть!”, чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.
Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи. По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде – увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение.
Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо.
В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего – катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” – битье крашеными яйцами.
У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название “Звонильной”. Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья. (Звучит пасхальный звон)
Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы.
Как яйцо может стать красным (сообщение учащегося)
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскресе!”
Пасхальные традиции верования
Учитель: У христиан Запада главный праздник – Рождество, а у нас – Пасха. И прийти к ней надо просветленными, умиротворенными, в чистоте помыслов и дел. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В этом году – на 18 апреля.
Понятно, что верующие соблюдают Великий пост, особенно в Страстную седмицу. Самые истовые на этой неделе едят только ржаные сухари, гороховую похлебку, а пьют только воду.
Ученик1 Понедельник. К встрече Пасхи начинают готовиться с понедельника Страстной седмицы: чистят дом, моют окна, стирают белье, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.
Замочите в этот день горсть овса: на плоской тарелочке, прикрыв мокрой тряпочкой, поставьте в мокрое место, можно даже на батарею. К воскресенью он прорастет, и на эту зрелую лужайку вы поместите крашеные яйца.
Ученик2 Вторник. В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное “молочко”, чтобы потом им поить больных людей.
Ученик3 Среда. В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь ее от дурного глаза и падежа. В городе домашних животных тоже можно с этой целью побрызгать талой водичкой.
Многие в эту ночь ставят тесто на завтрашний кулич. Не забудьте при замешивании теста читать “Отче наш”.
Ученик4 Четверг. В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.
С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось.
В четверг утром пеките куличи, днем красьте яйца, вечером делайте пасху.
Ученик5 Пятница. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.
Суббота. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи, посещение церкви
Фрагмент видео «Икона»
Традиции дарения
(Слайд 4)
Учитель: Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся жизни.
В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями. В нашей школе является традицией проводить конкурс «пасхальное яйцо». В этом году победителем стала Еремкина Юля ученица 7-го класса. (Слайд 5 )
Прежде всего, на Пасху принято дарить декоративные яйца, пасхальные веночки и игрушки. Это – цыплята, уточки и гнезда.
Подарки запаковывают в прозрачную бумагу и украшают лентами двух цветов – желтого и зеленого. Это цвета пробуждающейся жизни.
Идеальный пасхальный цветок (речь идет о живых срезанных цветах) – в крапинку. Лучше садовая лилия. Хороши также нарциссы.
А вот розы в Пасху не дарят. Они могут присутствовать исключительно в украшении церкви.
Традиционные способы окрашивания яиц
(Слайд 6, 7)
Перед началом окрашивания яйца рекомендуется обезжирить, вымыв их с пищевой содой, и сварить вкрутую в подсоленной воде, чтобы они не потрескались.
1-й способ: отварить в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном количестве воды, процедить и положить в отвар сваренные яйца и держать их на маленьком огне до получения нужного цвета.
2-й способ: обезжиренные яйца обмотать цветными линяющими нитками или кусочками ткани, обернуть марлей, чтобы нитки и ткань хорошо держались, и варить не менее 10–20 минут до получения мраморного рисунка.
3-й способ: окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать, пока они не остыли. Чтобы они блестели, смазать растительным маслом.
4-й способ: окрашивание яиц “в крапинку”. Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.
5-й способ: Березовыми листьями. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой березы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в теплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.
6-й способ: Соками различных плодов и овощей. Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным, соком шпината).
После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.
Другие способы оформления пасхальных яиц (Слайд 8)
Пасхальный стол
(Слайд 9, 10)
У пасхального стола нет ограничений.
Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седмицы.
Состоятельные люди готовили на этой неделе до 40 разных блюд – по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.
Когда вы “чокаетесь” пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.
Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер – это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.
Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. В зажиточных семьях на стол подавали более сорока блюд, по числу дней Великого поста.
Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.
Но непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили загодя и несли в субботу в церковь – святить.
3. «Пасха» в моей семье – рассказ ученицы 4 класса Антипиной Дарьи
Пасха – это один из главных праздников христиан. В моей семье празднуют так: мама и я печем куличи, папа и Таня красят яйца, Олеся убирает в доме. Все заняты подготовкой к празднику. У нас есть традиция: мама ставит возле иконы кулич и три яйца. Еще мы играем в разные игры с яйцами. Например, мы бьемся яйцами. Победителем считается тот, чье яйцо не треснет и побежденный должен отдать свое яйцо. Вот так моя семья празднует Пасху!
Пономарева Елизавета- ученица 4 класса.
Подготовка к празднику «пасха» в моей семье начинается с поста. В эти дни мама готовит специальную еду. В последний день поста мы ездим в церковь с23.00 до 05. Часов. После этого дома мама накрывает праздничный стол, а я ей помогаю. Еще мы с папой объемся яйцами.
Еще в этот день мы ходим в гости к бабушке и тете. Когда входим говорим: «Христос Воскресе»
А они в ответ: «Воистину Воскресе».
3. Итог урока: Заключительная часть
– закрепление пройденного материала; (Слайд 11,12) Приложение










15