Разработка внеклассного мероприятие для учащихся 5-7 классов по теме Пасха
МКОУ Яркульская СОШ Купинского района
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 5-7 классов
«Пасха»
Автор: учитель истории и обществознания
Азимова Светлана Петровна
Адрес: 632743 НСО Купинский район
с. Яркуль ул. Советская 51 кв.1
Яркуль 2012
Тема: Пасха
Цель : познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие
Задачи:
1.Закрепить знания об обычаях и обрядах празднования праздника Пасхи.
2. Повторить народные приметы и пословицы, связанные с праздником Пасха.
3. Научить учащихся новым пасхальным играм.
4.Развивать творческие способности детей.
Основные понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха). Красная горка,
Чистый четверг, Страстная седмица.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с пословицами
Формы и виды деятельности: игровая деятельность
Предварительная подготовка: учащиеся должны узнать о традициях празднования Пасхи, побеседовав с людьми старших поколений,
приготовить пасхальную игру
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Выразительное чтение стихотворения А. Майкова учителем Задание: прослушав стихотворение, попробуйте определить тему нашего урока.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,Из всех церквей народ валит.Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес!С полей уж снят покров снегов,И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес…Христос воскрес! Христос воскрес!Вот просыпается земля,И одеваются поля,Весна идет, полна чудес!Христос воскрес! Христос воскрес!(А. Майков 1883)
Подготовка к восприятию.
Учитель.
Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Светлого Воскресенья Христова! Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
На Пасху принято было поздравлять друг друга и дарить подарки. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Приложение1.Фонограмма звона колоколов.)
Деление учащихся на группы по принципу « Собери открытку»
Учащиеся получают разрезанные открытки (картинки) нужно собрать целую.
IV. Групповая работа
1 игра: Пословицы и поговорки о Пасхе
Учитель.
На другой стороне открытки (картинки) написаны слова, из этих слов необходимо составить пословицу или поговорку. Приложение 2.
2 игра: Пасхальные игры. Приложение 3.
Учитель.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры.
Вам было дано задание приготовить рассказ об одной из игр.
Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.
Выступление групп по схеме:
-правила игры
-необходимый реквизит
-поиграть с другими группами.
V. Своя игра.
Учитель.
Дома я просила вас узнать о традициях празднования Пасхи.
Сейчас мы посмотрим насколько вам знаком этот праздник.
Предлагаю поиграть в «Свою игру» Приложение 4.(на диске)
Игра состоит из 4 разделов (История праздника; Пасхальные традиции; Пасхальные символы; Пасхальный стол) В каждом разделе по 4 вопроса, которые оцениваются от 10 до 40 баллов. Чем сложнее вопрос, тем выше балл.
Сектор аукцион - принимаются ставки (баллов) за право отвечать на вопрос.
Задача играющих команд набрать как можно больше баллов в игре. Команда, давшая верный ответ, получает право первой ответить на следующий вопрос. Если дан неверный ответ, то очки вычитаются, а право первого хода переходит к следующей команде. Кто наберет по окончании игры больше баллов - тот является победителем.
VI. Подведение итогов.
Можно подарить сувениры, пасхальные наклейки, декоративно украшенные яйца.
VII. Рефлексия.
1. Я участвовал активно / пассивно
2. Своей работой я доволен / не доволен
3. Мероприятие для меня показалось коротким / длинным
4. За мероприятие я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Мероприятие мне понравилось / не понравилось
полезно / бесполезно
интересно/ скучное
Учитель.
Заканчивается наше мероприятие. Дорогие ребята, всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, ни зависти, ни обиде . Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!»
Приложение 2
Пословицы и поговорки о Пасхе:
Если в Чистый четверг вымоешь дом, весь год чистота водиться будет.
В Чистый четверг даже ворона своих воронят в луже моет.
Дорого яичко в Христов день.
Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.
Христово Воскресенье всем на веселье!
И дитя знает, что Христов день!
Приложение 3
Игра «Катанье яиц»
Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.Игра «Чоканье яйцами»
Стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
Игра «Вертушка»
По команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!
Игра «Катись, катись яичко…»
Дети встают в большой просторный круг. Водящий (Весна-Красна) отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.
Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Дети поют:
"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка."
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
"В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите." Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.
Игра «Не урони яйцо».
Дети встают в две колонки, у каждого свое пасхальное яйцо. Первому участнику дают ложку, на которую надо положить яйцо. Дети должны нести яйцо на ложке, обойти стул, вернуться и отдать ложку следующему. Чья команда справится первая и не разобьет яйцо, тот и победил.
Игра «У кого дальше укатится?»
Дети встают парами, у каждого яйцо. Дети должны прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не разбилось и укатилось дальше соперника.
Игра «Верба хлест».
Дети стоят в кругу, водящий стоит за кругом с веточкой вербы. Водящий ходит вокруг круга и ударяет каждого по спине веточкой вербы, все приговаривают:
Верба хлест бьет до слез,
Верба бела бьет за дело,
Верба синя бьет не сильно,
Верба красна бьет напрасно.
Кого последним коснулись вербой, выходит из круга и встает спиной к водящему. После слов «Раз, два, три беги», они бегут вокруг круга. Кто первый поднимает вербу, тот становится водящим.
Игра «Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу,гу,убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)
Литература.
Алдошина М.И «Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно- методическое пособие. Педагогическое общество России: М.,2005
Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г. Науменко;- М.: Дет. Лит.,1980.
Пашнина, В.М. «Жили – были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах./В.М.Пашнина. Худож.А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития, 2005.
Знакомство детей с русским народным творчеством:Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. Сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. И дополн. – Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
Интернет ресурсы
http://ru.wikipedia.org/
http://www.paskha.ru/http://images.yandex.ru/