Статья по теме Роль инновационных технологий в формировании социальной успешности обучающихся


Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся
   В России происходят позитивные социально-экономические преобразования, существенное изменение рынка образовательных услуг,  его модернизация, что предполагает необходимость существенной коррекции содержания, методов, форм организации образования в условиях внедрения ФГОС и появления новых подходов к процессу социального и индивидуального становления личности. Это в свою очередь вносит коррективы в процесс социализации подростков.
      Социализацию можно рассматривать как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность и  его  формирование  как представителя определенного социума, т.е. носителя ряда ценностей, норм, установок, ориентаций, что предполагает выработку у него необходимых качеств и способностей.  Общество ставит перед образованием задачу подготовки каждого гражданина к самостоятельной деятельности,    его  быстрой адаптации к условиям конкретной производственной среды в активно развивающейся социокультурной ситуации при стремительной смене информационных потоков.
    Сегодня меняется социальный заказ общества, требуя коррекции средств и методов воспитания и обучения. В решении этих проблем огромное значение имеет анализ особенностей формирования личности, признание  уникальности, индивидуальности каждого человека, раскрытие и поддержка  его потенциальных возможностей и создание условий для их максимальной реализации. Главным результатом  образования становится его соответствие целям опережающего развития,  что определяет необходимость наряду с усвоением социокультурного опыта человечества осваивать те способы и технологии, которые будут востребованы в будущем. Требуется организация такого образовательного процесса, при котором обучающиеся  будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, инновационные технологии, где они будут учиться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, развивать свои потребности и осознавать возможности.
В настоящее время возросла потребность в преподавателе, способном обогащать содержание своей деятельности посредством творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Творческое отношение к педагогической деятельности дает возможность получения устойчивых теоретических знаний, специальных практических умений и навыков в разрешении возникающих в процессе обучения и воспитания проблемных ситуаций, развивает способности к исследовательской инновационной деятельности.
Потребность в инновационной образовательной деятельности в современных условиях развития общества определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
        Во-вторых,  гуманитаризация содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных модулей требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
        В - третьих, происходит изменение отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
    Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованостью.
         Инновационные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса -  подготовки высококвалифицированных специалистов:
- имеющих фундаментальные и прикладные знания;
- способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области; гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;
- обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.        Ведущая цель инновационных технологий   – формирование профессиональных компетенций, способность  квалифицированно решать профессиональные задачи, создание для обучающихся  возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто "усваивать" предлагаемый преподавателем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность. Обучающемуся жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовым к труду в условиях рыночной экономики, ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.
     Принципы социально-ориентированного образования:
- гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между преподавателем и обучающимися; уважение каждого обучающегося, отношение к нему как к субъекту собственного развития;
- природосообразность - обучение и воспитание с учётом природы ребят, их индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие их как части природы, единственного и неповторимого;
- культуросообразность - формирование личности  в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
- эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности - помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- принцип событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
     С целью повышения качества подготовки рабочего профессионала, активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности  я на уроках применяю: «Технологию диалоговой взаимопомощи», «Методику взаимообмена заданиями».
Методика взаимообмен заданиями – методика в которой  один ученик— носитель информации, т. е. выступает в роли учителя , а другой — в роли ученика, затем они меняются ролями.
Для изучения берется небольшая тема, которая разбивается на  4-9 карточек, каждая карточка является самостоятельным входом в тему.
Карточки по этой методике для работы в парах сменного состава составлены таким образом, что после каждого пункта плана даны контролирующие или уточняющие вопросы, затем практическая или расчетная задача.
Карточки с которыми работают обучающие состоят из 2 частей:
1 часть- задание для ввода и для взаимообмена, содержащие теоретический материал в виде конспекта, презентации
2 часть- задание для самостоятельной работы и для взаимоконтроля, содержащие теоретический материал в виде  презентации, практической работы
     В зависимости от уровня подготовки обучающихся, их возраста и сложности изучаемой темы ввод нового материала можно осуществлять несколькими способами:
- ввод делает учитель;
-ввод делают ассистенты - высокоэффективный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости;
- групповой ввод;
- самоввод;
- самоввод с групповой консультацией преподавателя;
Это разнообразит учебный процесс и сделает его интересным для учащихся.
На уроках обучающиеся  работают в парах постоянного и сменного состава, что позволяет исключить конфликты между обучающимися, обеспечивает качественное усвоение информации урока, передачу изучаемых сведений без искажений и потерь.
На уроках обучающиеся не являются пассивными слушателями, происходит постоянная смена деятельности:
- изучить и записать 1 часть карточки, используя конспект,  презентацию;
- выполнить задание 2 части карточки;
- выслушать и записать ответ товарища;
-рассказать товарищу 1 часть карточки;
- выполнить задание карточки товарища;
- проверить правильность выполнения задания – лучше всего помогает организовать взаимодействие между обучающимися и вызывает высокий интерес к изучаемому материалу;
- выставить оценки.
   Достоинства методики:
- свободное перемещение по классу;
- за урок выставляется большое количество оценок;
- методика позволяет обучающимся детально изучить материал карточек в индивидуальном темпе;
- самостоятельность изучения темы с помощью литературы, интернета развивает необходимые для изучения учебной и научной литературы умения;
      - возникают оптимальные условия для реализации индивидуального подхода и элементов проблемного обучения;
- каждый из обучающихся развивает в себе умение излагать свои мысли, у обучающихся воспитывается умение работать в коллективе сверстников, выслушивать ответы других, выставлять оценки, умение поработать на уроке в роли учащегося и преподавателя;
- приобретаются в деятельности и нравственные аспекты: взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к мнению другого. Программа осваивается общими усилиями, т. е. основная деятельность обучающегося приобретает коллективный характер, который способствует формированию доверительных отношений между учащимися.
«Технология диалоговой взаимопомощи» - способ организации учебной деятельности, позволяющей организовывать многократное повторение информации данной  преподавателем.
     «Технология диалоговой взаимопомощи» является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся.
      Обучающиеся во время урока должны усвоить содержание всех 7 карточек и помочь товарищам в усвоении содержания своей карточки, которую делал самостоятельно дома и правильность выполнения,  которой проверялось преподавателем.
     После обмена информацией обучающиеся помогают друг другу осуществлять взаимоконтроль: они спрашивают друг друга по всем 8 карточкам и выставляют друг другу оценки, правильность выставления которых проверяет преподаватель при защите оценки.
   Достоинства технологии:
    - проведение методики возможно в течение одного урока;
    - методика направлена для закрепления знаний и умений обучающихся;
    - позволяет организовать процесс говорения примерно в течении 10-15 минут для каждого обучающегося;
   - основное время отведено на организацию самостоятельной деятельности;
   - учащимся предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, такая работа может осуществляться в компьютерном классе по 2 учащихся за компьютером.
       Преимущества применения инновационных образовательных технологий:
    - меняются функции преподавателя и обучающегося:  преподаватель становится консультантом-координатором, а обучающиеся работают в индивидуальном темпе;
 - обучающимся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала;
-  формирование в классе системы взаимопомощи путем организации работы учащихся- консультантов;
- методики дают возможность посмотреть на взаимоотношения обучающихся и преподавателя, обучающихся между собой;
- решают вопросы с индивидуально-личностным развитием каждого участника образовательного процесса;
- диалог в парах постоянного и сменного составов предполагает диалог на равных;
- предусматривают большую вариативность заданий;
- способствуют индивидуализации обучения;
- совершенствуют навыки самооценки;
-предоставляют учащимся возможности для моделирования и реализации собственных творческих заданий;
- обучение через открытие, через коллективный поиск;
- развитие личности;
- способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом;
- демократичность, открытость процесса обучения;
- осознание обучающимися  деятельности – того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал обучающийся.Список литературы:
1.Краевский В.В.
Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /В.В.Краевский, А.В.Хуторской. – М.:Издательский центр «Академия»,2010.-352с.
2.Педагогика: теории, системы, технологии:учебник для студ.высш.и сред.учеб.заведений /(С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.);под ред.С.А.Смирнова.-6-е изд.,перераб.-М.:Издательский центр «Академия»,2010.-512с
3.Полат Е.С.,Моисеева М.В.,Петрова А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.М., 2004
4.Технология диалоговой взаимопомощи в профессиональной школе.Методические рекомендации.(Серии «Педагогические технологии»).-СПб-Тюмень:ТОГИРРО,2013.-24с.