Статья Использование инновационных технологий в учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках углубленного изучения литературы


Использование инновационных технологий
в учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках
углубленного изучения литературы
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Тяжело приходится нынешним школьникам: объем информации стремительно растет, требования к ученикам повышаются. И здесь на помощь педагогу и ученику приходят инновационные технологии.
Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Одной из составляющих этих технологий, на мой взгляд, являются информационно-коммуникационные технологии, способствующие активизации аналитической деятельности учащихся, обеспечивающие возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика; расширяющие возможности для развития современного образования в направлении индивидуализации, создающие условия для реализации творческого потенциала; позволяющие проектировать различные условия учебного процесса, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
В нашей школе информационно-коммуникативные технологии в учебно-исследовательской деятельности я начала применять еще с 2008 года. Научно-исследовательская деятельность - это творческий процесс учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения. Чтобы способствовать развитию творческой личности, необходимо в процессе обучения применять разнообразные приемы и методы творческой, познавательной деятельности. В своей работе учителя литературы использую проектный метод обучения.
Организация исследовательской деятельности учащихся включает в себя следующие направления: диагностическое, мотивационно - целевое, теоретическое, проектно-творческое и осуществляется поэтапно.
На всех этапах проводятся диагностические замеры, стимулирующие интерес к исследовательскому поиску, проводится тест Ф. Вильямса по определению творческих способностей учащихся.
Обучению приемам и методам научной деятельности, организации групповой и индивидуальной исследовательской работы провожу в рамках творческих объединений учащихся старшего звена. Основные направления работы: теоретическая подготовка; семинары и практикумы; самостоятельная работа; конференции; экскурсии, посещение библиотек, архива.
Считаю необходимым в центре исследований на уроках литературы давать задания учащимся, связанные с углубленным изучением литературы. Чтобы создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка в исследовательской практике, вовлекаю учащихся в эту деятельность не только, когда ребенок сам желает заняться работой. В систему уроков по литературе включаю элементы поиска знаний индивидуального и группового, фрагменты микроисследований ребят. Эти моменты позволяют детям научиться строить связный монологический ответ, ощутить значимость самостоятельного открытия, дают возможность для выбора дальнейшего пути исследования.
Исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в социуме.


·






В учебной деятельности использую специальные методы обучения, направленные на формирование исследовательских умений: «Точка зрения», «Обсуждение проблемных ситуаций», «Письменное задание», «Позиция», «Сфокусированный список».
Чтобы обзорные лекции в 10-11 классах были не только эффективными, но и разнообразными по форме стараюсь преподносить содержание материала максимально сжато и доступно одновременно. Значительно повышается уровень активности учащихся при дополнении лекции информационно-компьютерными технологиями (ИКТ). Слайд - презентации позволяют сделать акцент на наиболее важном материале, дополнить словесное изложение визуальным и звуковым рядом. Кроме того, ИКТ использую для организации текущего контроля знаний на обзорном уроке. Для этого в конце занятия на экран выводится тест или иное задание, учащимся дается время на обдумывание и фиксацию ответа. В конце теста показываю правильные ответы и комментирую их. При таком подходе на выполнение и проверку задания тратится не более 10 минут учебного времени, и повышается усвоение материала, поскольку исправление ошибок происходит сразу на уроке, а не затягивается до следующего занятия.
Лекцию иногда сочетаю с сообщениями учащихся. Темы сообщений в соответствии с планом занятия даю ученикам заранее.
За 2- 3 недели перед семинарскими занятиями учащимся заранее предлагаю тему, план занятия и список литературы. В ходе подготовки к семинару школьники изучают рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера.
Еще один вид исследовательской работы – работа с научной статьей. Учащимся предлагается прочитать и законспектировать (как вариант – выписать тезисы) статью. На эту работу отводится до 25 – 30 минут занятия.
Значительно активизирует учащихся и повышает качество освоения учебного материала применение технологии обучения в сотрудничестве. Итогом такого варианта проведения занятия может стать фронтальное выполнение тестовых заданий.
В целом, широкое применение разнообразных инновационных технологий в учебно - исследовательской деятельности, их разумное сочетание позволит повысить качество литературного образования школьников.

Литература:
Бахвалов В.А. Методики и технологии образования. Рига,2009.
Боголюбов В.И. Педагогические технологии: эволюция понятия. Издательство «Просвещение», 2011.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8, 2010.
Шаламов И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2011.

Функции
исследования

Познавательная (успешное усвоение знаний)

Развивающая (развитие памяти, внимания, мышления)

Дидактическая (закрепление основных навыков, умений и понятий при помощи выполнения некоторых элементов исследования)

Воспитательная (мотивация, самоопределение и самореализация учащегося)



15