Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра».
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Цели и задачи, реализуемые в ходе освоения курса «Этика: азбука добра»
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
способствовать формированию навыков поведения в обществе;
способствовать воспитанию чувств коллективизма;
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Место предмета в образовательном процессе.
Программа курса «Этика: азбука добра» реализует одно из направлений плана внеурочной деятельности (духовно-нравственное). Данная рабочая программа создана на основе авторской программы И.С.Хомякова и В.И.Петрова и предполагает освоение курса в течение 4 лет (1-4 классы). В первом классе курс рассчитан на 33 часа – 1час в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Этика: азбука добра ».
Личностные результаты:
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Метапредметные результаты:
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ Раздел Количество
часов
1 Введение 1
2 Школьный этикет 5
3 Правила общения 17
4 О трудолюбии 3
5 Культура внешнего вида 3
6 Внешкольный этикет 4
Итого: 33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2009Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2010Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен»,( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007
И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией Виноградовой Н.Ф. М.: Вента-граф, 2011 год.
Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:
1 четверть 2013-2014 учебного года (02.09-25.10. 2013г)
предмет Сентябрь
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 4 предмет Октябрь
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 4 предмет 1 четверть
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 8 2 четверть 2012-2013 учебного года (05.11-27.12.2013г)
предмет Ноябрь
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 4 предмет Декабрь
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 4 предмет 2 четверть
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 8 3 четверть 2012-2013 учебного года(13.01-14.02 2014г., 24.02.- 21.03.2014г.)
предмет Январь
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 3 предмет Февраль
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 3 предмет Март
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 3 предмет 3 четверть
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 9 4 четверть 2012-2013 учебного года (31.03-28.05 2014г)
предмет Апрель
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 4 предмет Май
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 4 предмет 4 четверть
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 8 предмет 2013-2014 учебный год (33 учебные недели – объем образовательной программы 165 ч.)
Кол-во часов Из них
план факт Контр. работ Практических работ
план факт план Факт
Этика 33 Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата урока Изучаемые вопросы (основные понятия и термины) Формы и методы работы Примечание
По плану По факту По плану По факту Введение – 1 час
1 Знакомство с Маркизом Этикетом 1 5.09 понятия « этика», « этикет». Цели, задачи факультатива. Беседа. Знакомство с классом. Игра «Кто вежливый» Школьный этикет – 5 часа
2 Правила поведения в школе 1 12.09 Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Беседа. Знакомство с правилами поведения в школе. Игра «Кто готов?». Разыгрывание ситуаций. 3 Перемена с увлечением 1 19.09 Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Беседа о правилах поведения на перемене. Игры «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Летел гусь». 4 Как правильно вести себя за обеденным столом 26.09 Понятие обеденного этикета. Столовые приборы. Поведение за столом. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Беседа о правилах поведения за столом, пользовании столовыми приборами. Разыгрывание ситуаций. 5 Добрый день. Здравствуйте. 1 3.10 Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Беседа об отношении к окружающим людям. Заучивание слов. Психологический тренинг. Игра «Доскажи словечко» 6 Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. 1 10.10 Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик .Беседа о режиме дня первоклассника. Составление режима дня (творческая работа) Правила общения – 17 часов
7 Поговорим о доброте 1 17.10 Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Описывать сюжетную картинку (серию). 8 По стране вежливых слов 1 24.10 Использовать в речи слова вежливости. Заучивание слов. Игра «Доскажи словечко». Использовать доброжелательный тон в общении. Разыгрывание ситуаций. 9 Этикет мы познавая, дружно, весело играем! 1 7.11 Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. 10 Правильно ли мы говорим? 1 14.11 Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. 11 Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать. 1 21.11 Правила личной гигиены. Бережное отношение к здоровью. Повторение правил доктора Воды. Заучивание слов. Игра «Наоборот». Творческая работа. 12 Будьте здоровы! 1 28.11 Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Тест «Здоровый человек – это…» 13 Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить.1 1 5.12 Понятие «здоровый образ жизни». Виды спорта. Беседа о здоровье. Игра «Угадай кто…». Оздоровительная минутка. 14 Спеши творить добро людям 1 12.12 Понятия «добро» и «зло». Как избежать конфликтов. Обсуждение ситуаций. Игра «Кто прав». 15 К вам пришли гости 1 19.12 Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. Беседа о правилах гостеприимства. Разыгрывание ситуаций. Коллективная работа «Чтобы гости не скучали…» 16 Эстетические хитрости застолья 1 26.12 Понятия «обеденный этикет», «сервировка» Беседа о правилах сервировки, культура поведения за столом. Разыгрывание ситуаций. Практическая работа. 17 Гостеприимный хозяин 1 16.01 Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), 18 Телефонный этикет 1 23.01 Понятие «телефонный этикет». Слова приветствия, обращения и прощания. Беседа о правилах телефонного этикетаю Игра «Да-нет». Заучивание слов. Разыгрывание ситуаций. Работа в парах. 19 Поприветствуем друг друга 1 30.01 Знакомство с правилами приветствия и прощания. Заучивание слов. Игра «Доскажи словечко». Моделирование ситуаций. Практическая работа в парах. 20 Как вести себя в общественных местах 1 6.02 Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Игра «Угадай по мимике мое настроение». 21 Без друга в жизни туго 1 13.02 Умение вести диалог, спор. Как не обидеть собеседника. Беседа о значении дружбы. Творческая работа: составление кодекса дружбы. 22 Можно и не ссориться 1 27.02 Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Беседа о правилах общения. Игра «Да-нет». Разыгрывание ситуаций. 23 Порадовать близких – как это просто! 1 6.03 Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Беседа о значении семьи. Анализ ситуаций. О трудолюбии – 3 часа
24 Твой труд дома 1 13.03 Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Развивающие игры. 25 Учись учиться 1 20.03 Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
26 Каждой вещи – своё место 1 3.04 Организация труда. Понятие «бережливость».способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Игра «Что лишнее?»
Культура внешнего вида - 3 часа
27 Наш класс. 1 10.04 Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «Мой друг». Творческая работа: составление законов жизни класса 28 Чистота внешнего вида – залог здоровья. 1 17.04 Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Беседа о внешнем виде. Оценивать внешний вид человека. Игра «Да-нет». 29 Как оценить внешний вид товарища. 1 24.04 Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Беседа о правилах ухода за одеждой. Игра «Что лишнее?» Разыгрывание ситуаций. Внешкольный этикет – 4 часа
30 Правила поведения на улице 1 8.05 Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Моделирование ситуаций. 31 Правила поведения на дороге жизни 1 15.05 Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Профилактика детского травматизма. Беседа о правилах поведения на дороге. Анализ ситуаций. 32 Мой путь от дома до школы 1 22.05 Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Игра «Кто прав?» Моделирование ситуаций. 33 Правила безопасности при общении с животными 1 27.05 Понятие «безопасность при общении с животными». Беседа о правилах поведения при общении с животными. Как вести себя при встрече с беспризорными животными. Разыгрывание ситуаций.