Доклад по теме: «Формы презентации результатов проектной и исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время»
Тема: «Формы презентации результатов проектной и исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время»
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ООО) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно - деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход теснейшим образом связан с формированием и оценкой метапредметных результатов обучения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы и решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта.
Проектная деятельность (или, если взять шире, проектно — исследовательская) давно и прочно заняла свое место в методике обучения географии. Форма проблемного обучения — активная самостоятельна деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности. Учащиеся приобретают опыт самостоятельной деятельности, деятельности по решению проблем, творческой деятельности. Развитие умения действовать в ситуации неопределенности, выбирать оптимальные решения, ставить цели, видеть за нами ценности, создавать новое, что в свою очередь, является необходимым условием для освоения матапредметных результатов в реализации ФГОС ООО.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.
К познавательным УУД относят умение строить высказывание, формулировку проблемы, смысловое чтение, структурирование знаний, поиск информации, рефлексию деятельности, эвристические умения, моделирование.
К коммуникативным относятся следующие УУД: планирование сотрудничества, умение работать в группе, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, взаимодействие с партнерами, управление поведением партнеров.
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, планирование, коррекция, контроль и оценка.
В ходе проектной и исследовательской работы личностные УУД являются основополагающими.
Существует несколько подходов к классификации проетов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
1) практико — ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
2) исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
3) информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
4) творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно - прикладного искусства, видеофильмы и т.д.;
5) ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяют индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает в себя следующие этапы деятельности учащихся:
1-й — анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.
2-й — посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.
3-й — исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.
4-й — получение конечного продукта и его защита.
5-й — рефлексия деятельности учащихся.
Основная цель использования метода проектов при обучении географии — самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл.
Начинать применение данного метода целесообразно уже при изучении начального курса географии в 6 классе.
Группа учащихся 6 класса занимается исследовательским проектом по теме: «Построение розы ветров поселка Сеща по данным интернета и личным наблюдениям» и на основе данного исследования создается журнал прогноза погоды (см. презентацию № 1).
Учащиеся 7 класса начали работу над творческим проектом — создание методического пособия для уроков географии в форме макета и электронного фотоальбома по теме: «Природная зона смешанного и широколиственного леса» (см. презентацию № 2).
Организация мини-проекта на уроке строго ограничена по времени. За 45 минут урока ученик, работая над мини-проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта.
Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности?
Один из вариантов. Предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме.
Таким образом, в ходе проектной деятельности развиваются:
- познавательные УУД: умение выдвигать гипотезу, самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекать знания из различных предметных областей;
- личностные УУД: развитие готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала, формирование мотивов учения;
- регулятивные УУД: умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решения, прогнозировать их последствия;
- коммуникативные УУД: умение определять цели и функции участников, способы их взаимодействия, обмениваться знаниями для принятия эффективных решений.
Все названные выше УУД относятся к метапредметным умениям. Метапредметные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Таким образов, метод проектов актуален и очень эффективен в настоящее время в процессе образования при реализации требований ФГОС ООО. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что приводит к повышению качества.