Статья на тему Методика создания электронного конспекта урока c использованием интерактивной доски Interwrite Workspace


Методика создания электронного конспекта урока
c использованием интерактивной доски
Interwrite WorkspaceАвтор: Мордовина Марина Ивановна, учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия» города Протвино Московской области
Актуальность
Конспект урока, план урока,методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами. Конспект урока– это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, анализируем, оцениваем. Некоторые учителя обсуждают – а нужен ли конспект урока?
По результатам опроса участников регионального семинара «Особенности выбора и реализации учебных программ различных уровней, в том числе расширенного и профильного, программ элективных курсов и дополнительного образования», проводимого 3 декабря 2013года в МБОУ «Гимназия» города Протвино, было выявлено, что на вопрос: «Необходим ли учителю конспект урока?» ответили: «Да» - 78%; «Нет» - 0%; «Не всегда» - 22%; «Это пустая трата времени» - 0%.

Конспект все-таки нужен. Это основа, фундамент будущего здания под названием «урок».
Конспекты и планы мы складываем в портфолио, в свою методическую копилку. Они изменяются год от года, живут и растут вместе с нами, пылятся в шкафах и, как со старыми друзьями, нам жаль с ними расстаться.
В современную жизнь широко внедряются ИК технологии. На смену бумажным конспектам приходят электронные помощники. Ещё совсем недавно казалось фантастикой: в школьном классе вместо обычной меловой доски висит большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, передающему на доску изображение с помощью проектора. Сегодня в нашей школе – это реальность!
Что позволяет интерактивная доска?
повышать мотивацию, делая обучение интересным и увлекательным;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
использовать наработанные методические материалы и облегчить подготовку к занятиям;
запоминать работу учащегося у доски и анализировать ошибки;; расширять виды деятельности на уроке;
проводить оперативный контроль знаний и дистанционное обучение;
вести конспект занятия.
Доска позволяетпоказывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты. Записанные на доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом, у ученика появляются дидактические материалы, помогающие усвоить урок дома. Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году, создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.
Конспект формируется по ходу работы с интерактивной доской на занятии, в нем фиксируется все происходящее на доске. Преподаватель может заранее подготовить конспект занятия с помощью программного обеспечения интерактивной доски. Ученики могут быть не только исполнителями заданий учителя, а становятся соавторами урока, выступая с созданными ими сообщениями и докладами, сопровождаемыми собственными  мультимедийными продуктами.
Инструменты интерактивной доски
Цвет
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителю выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Записи на экране
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.
Выделение отдельных частей экрана
Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.
Вырезать и вставить
Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.
Страницы
Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
Разделение экрана
Преподаватель может разделить изображение на две части для работы нескольких учеников одновременно.
Соединение с электронным микроскопом
Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения и применять на уроках окружающего мира.
С чего же начать создание электронного конспекта урока?
Создание папки «Электронный конспект», включающей в себя несколько папок по классам: 1класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Каждая классная папка содержит подпапки с названиями предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д.
Создание нового урока в программе Interwrite Workspace и сохранение в соответствующей папке. Уроку можно дать имя по дате или по теме урока.
Составление конспекта урока в соответствии с требованиями.
Добавление дидактического материала на разных этапах урока:
Объяснение нового материала или инструктирование класса.
Выполнение упражнений для закрепления нового материала.
Обобщение изученного материала.
Контроль знаний, тестирование.
Проверка домашнего задания.
«За» и «против» электронного конспекта урока
Положительные стороны:
Экономия учебного времени.
Усиление наглядности и «яркости» обучения.
Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых.
Повышение внимания учащихся к содержанию урока.
Развитие творческих способностей учащихся.
Разнообразие форм итогового контроля.
Расширение видов деятельности на уроке.
Возможность представить материал, соединяющий звуковую, видео - иллюстративную информацию.
Отрицательные стороны:
Увеличение времени на подготовку материалов к уроку, особенно, в период освоения новой техники.
Недостаточность навыков работы с техникой.
Недостаточность методической поддержки в использовании интерактивного комплекса на уроках в начальной школе.
Участникам регионального семинара «Особенности выбора и реализации учебных программ различных уровней, в том числе расширенного и профильного, программ элективных курсов и дополнительного образования», проводимого 3 декабря 2013года в МБОУ «Гимназия» города Протвино было предложено ответить на следующие вопросы:
Будите ли Вы применять методику создания электронного конспекта урока (при наличии соответствующей техники)?
А – да; В – нет; С – иногда; D – пустая трата времени.Готовы ли Вы поделиться своим опытом, если такой имеется?А – да; В – нет; С – мой опыт можно найти на различных сайтах; D – пока делиться нечем.
Результаты опроса
30905456794513779567945
Проводимый опрос показал, что учителя готовы активно внедрять интерактивные доски в учебный процесс, но есть трудности в освоении ИД, у учителей недостаточно собственных разработок и методических материалов.
Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься». Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.