Организация проектной деятельности обучающихся на примере исследовательской работы «Стрит-арт: искусство или вандализм?»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «СОРТАВАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»2016
Организация проектной деятельности обучающихсяна примере исследовательской работы «Стрит-арт: искусство или вандализм?»
Разработчик: Егорова В.З. преподаватель высшей квалификационной категории
Сортавала
В данной методической разработке раскрываются смысл и сущность учебного проектирования как средства, активизирующего познавательную деятельность обучающихся среднего профессионального образования. Алгоритмизированы необходимые этапы проектирования, сформулированы особенности создания и реализации проекта на примере реализованного исследовательского проекта «Стрит-арт: искусство или вандализм?».
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин сельскохозяйственного направления.
Протокол № ____________
от «______» _______________ 2016
председатель __________ Т.А. Денисова
Содержание
Введение4
Основополагающие принципы организации проектной деятельности5
Психолого-педагогические условия организации проектирования7
Организационно-методические условия проектной деятельности9
Сопровождение студенческих проектов10
Сопровождение студенческих проектов12
Паспорт исследовательского проекта14
Этапы работы над исследовательским проектом
«Стрит-арт: искусство или вандализм?»16
Критерии оценки работ обучающихся на рефлексионно-оценочном этапе25
Заключение27
Список используемой литературы28
Приложения29
Введение
Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Работа над проектом развивает творческую активность обучающихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике, учитывающей индивидуальные особенности обучающегося, использование опыта обучающегося в обучении методам исследования.
Таким требованиям отвечает проектная форма обучения. Кроме того, проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, распределять обязанности в группах по способностям и интересам обучающихся.
В ходе проектирования преподаватель должен быть консультантом: давать рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направлять обучающихся отошедших от темы, обсуждать с обучающимися этапы реализации проекта.
В свою очередь, у обучающихся в ходе выполнения проекта могут возникнуть трудности, связанные с:
выбором темы;
постановкой целей и задач проекта;
путями их решения;
сравнением ожидаемого результата с тем, что они получили.
Основополагающие принципы организации проектной деятельности
Как сделать так, чтобы работа обучающихся была действительно проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Технология проектирования предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, совокупность которых позволяет организовать деятельность обучающихся от идеи до ее практического воплощения.
Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании.
Принцип личностного развития – проекты должны предусматривать возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации.
Принцип управляемости – подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса проектирования, требует понимания структуры процесса проектирования, выделения его этапов, отслеживания переходов с этапа на этап.
Принцип целостности – установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы работы преподавателя и этапами проектирования.
Гарантия реализации проекта – владение психолого-педагогическими знаниями о творческом характере человеческой индивидуальности, запрет на вмешательство в психику, непосредственное изменение ее природой заданных качеств. Жесткое управление здесь неуместно и малоэффективно.
Принцип культуросообразности – проявляется через нацеленность проектной деятельности на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей обучающегося в познании, общении, самореализации.
Принцип мультикультурности – проектирование должно содержать возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств, обращения с информацией.
Принцип продуктивности – подразумевает полноценность участия обучающихся во всех учебных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности.
Принцип завершенности – доведение проекта до логического завершения.
Методика организации проектирования, в соответствии с вышеизложенными принципами, предусматривает:
1. разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого из них на формирование мотивационного, когнитивного, эмоционального и информационного компонентов готовности к проектной деятельности;
2. выявление психолого-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с целями и особенностями каждого этапа проектирования;
3. определение комплекса учебно-методических и программно-технических средств для проектирования.
Психолого-педагогические условия организации проектирования
Этапы проектирования Дидактические условия активизации учебно-познавательной деятельности Цели подготовки учащихся к проектной деятельности
1. Инициирующий – привлечение обучающихся к разработке тем проектирования;
– формулирование темы в виде проблемы;
– актуальность, социально-значимая, практическая направленность решаемых задач;
– участие в конкурсе, конференции, смотре. Формирование умений:
– постановки целей и задач проекта;
– разработки стратегии проектирования с применением методов планирования.
2. Основополагающий – самостоятельный выбор путей решения задач;
– анализ полученных решений и выбор оптимального;
– групповой и индивидуальный характеры проектирования;
– выполнение междисциплинарных проектов;
– поэтапный контроль качества работы. Формирование навыков:
– системного анализа объекта проектирования;
– разработка проектов с учетом показателей качества продукта, критериев техники безопасности;
– использование различных методов работы с информацией.
3. Прагматический – наличие достаточного количества учебно-методической, научно- технической, справочной литературы;
– использование возможностей компьютерных систем и информационных технологий. Формирование навыков оформления проекта с использованием:
– электронных библиотек;
– баз данных и знаний;
– текстовых, графических редакторов персональных компьютеров;
– фото-, видеоматериалов.
4. Заключительный – доступность информации о требованиях жюри к защите проектов;
– возможность консультации у специалистов предприятий, преподавателей;
– групповая работа над подготовкой к защите проекта. Формирование умений:
– инновационных решений;
– коммуникативных взаимодействий.
5. Итоговый – учет работы при промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
– использование проекта в учебно-познавательной работе для групп нового набора. Формирование умений:
– архивирования работы,
- подготовки «портфолио».
Организационно-методические условия проектной деятельности
Инициирующий этап
1 Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование обучающихся на проектную деятельность
2 Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.)
3 Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов
4 Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы
5 Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации
6 Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов.
Результат Обоснование необходимости проектирования, создание условий информационно-материального ресурсного обеспечения
Основополагающий этап
1 Оформление результатов проектной деятельности
2 Репетиционно-консультационное занятие: предзащита проекта
3 Доработка проекта с учетом замечаний и предложений
4 Подготовка к публичной защите проектов:
• определение даты и места защиты;
• выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории (включая экспертную комиссию);
• определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (медиаподдержка, подготовка аудитории (актового зала), фото-, видеосъемка и пр.);
• определение списка гостей, слушателей, приглашаемых на защиту;
• подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ
5 Репетиция публичной защиты проектов. Утверждение порядка мероприятия.
6 Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов
Результат Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов доклада, приложений
Заключительный этап
1 Публичная защита проектов
2 Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
Результат Презентация проектов
Итоговый этап
1 Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов)
2 Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов
Результат Рефлексия выполненной работы
Сопровождение студенческих проектов
В качестве координатора в зависимости от типа проекта могут выступать преподаватель-предметник (моно-проекты), специалист в той области знаний, которая подлежит изучению, представитель профильной организации из числа работодателей. Координатор проекта направляет работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта. В целом выполняет следующие функции:
– оказывает содействие обучающимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
– сам является источником информации;
– координирует весь процесс;
– поддерживает и поощряет обучающихся.
В отличие от традиционной, в проектной форме обучающимся предоставляется возможность выбора консультанта (руководителя) проекта из числа преподавателей колледжа, направления и содержания проектной идеи, выбор места реализации проекта и т.д.
Качество подготовки обучающихся к реализации проектной деятельности обеспечивается за счет формирования представлений у студентов о проектной деятельности как форме реализации поставленных целей и задач, развития у обучающихся предметных и метапредметных компетенций для реализации проекта, организации методического сопровождения деятельности обучающихся по вопросам разработки и реализации проектов.
Технология сопровождения включает в себя несколько этапов.
Задача первого этапа – создание условий для самоопределения обучающихся в пространстве возможностей для проектирования. Осуществляется в процессе презентации возможных и имеющихся проектных идей обучающихся и преподавателей, и последующей идентификации по направлениям и идеям обучающимися и преподавателями-руководителями проектов.
В результате прохождения второго этапа идеи обучающихся по реализации проекта оформляется в соответствии с нормами проектной деятельности.
Основная часть подготовки осуществляется на третьем этапе, когда обучающиеся индивидуально или в проектных командах (рабочих группах) работают над разработкой содержания своего авторского проекта. На этом этапе поддержку от преподавателей-руководителей обучающиеся получают в режиме консультаций по дополнительным знаниям методического характера, необходимым при разработке содержания проекта.
Заключительный этап сопровождения подготовки обучающихся к реализации проектов предполагает процедуру экспертизы на основании общественной презентации и защиты разработанных проектов.
Прохождение обучающимся или проектной командой обучающихся всех этапов подготовки обеспечивает допуск к участию в учебно-исследовательской конференции.
Основной формой организации сопровождения на всех этапах является консультация, содержание и организационная структура которой определяется в соответствии с задачами конкретного этапа. Таким образом, технология сопровождения учебных проектов реализуется за счет выстроенной системы учебных занятий по дисциплине, консультаций со стороны преподавателей-руководителей, и самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.
Структура проекта
Полноценная работа над проектом невозможна без элементарных знаний о его структуре. Логика работы над проектом требует выделения его внутренней и полной структуры.
Внутренняя структура проекта
Внутренняя структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотезы, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Это обязательные структурные составляющие любого типа проекта, в то время как остальные его компоненты могут варьировать в зависимости от типа проекта (доминирующего вида деятельности).
В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Выбор проблемы – самый сложный и важный момент. Преподавателю необходимо направить мысли обучающегося на самостоятельный поиск проблемы. Важно научить видеть проблему, что возможно при проведении деловой игры, дискуссии, обсуждение глобальных тем современности в форме «круглого стола», «мозгового штурма». Для создания эмоционально-информационного поля преподаватель может провести: семинар, тематическую лекцию, диспут. В потоке предложений обязательно найдутся желающие искать еще не использованные решения, добиться реализации своих замыслов. Следует понимать, что проблема всегда должна базироваться на противоречии.
В дальнейшем стоит уточнить предмет исследования, который отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка.
Целью проектной деятельности становится поиск решения проблемы. Важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенных задач, который можно определить как сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы, изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч, интервьюирование компетентных лиц.
Затем следует этап разработки гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет подтверждать, иногда опровергать. Формулируя гипотезу, обучающийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленную цель.
Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи проекта. Задачи формулируются как определенные этапы решения общей проблемы, как достижение цели в определенных условиях.
На этапе сбора и анализа информации следует обратить внимание на культуру научного поиска. Анализ материалов СМИ, Интернета, научной, справочной литературы требует умения классифицировать их, видеть в них научность и журналистский популизм. В работе с информацией следует учить умению вычленять главную мысль, идею автора публикации статьи, а затем уже решать, как использовать этот материал – как доказательство, как идею в развитии или материал для оппонирования?
Разработка собственного варианта решения проблемы. Здесь происходит систематизация полученного материала, на основе которого предлагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой проблемы. Важно, чтобы автор внес предложения для заинтересованных лиц, а также определил свое собственное участие.
Полная структура проекта
Получив результат проектирования, оформив его в виде продукта, мы еще не можем сказать, что проект завершен. Его необходимо документально оформить и представить к оценке специалистов, заинтересованных лиц, в идеале получить поддержку (финансирование, позитивное общественное мнение) и реализовать на практике (для социальных, практико-ориентированных, исследовательских проектов). Поэтому к внутренней структуре проекта добавляются еще три внешних компонента: портфолио, презентация, реализация проекта.
Портфолио (папка документов). Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотацию. Грамотно оформленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов.
Паспорт исследовательского проекта
Название проекта «Стрит-арт: искусство или вандализм?»
2015-2016 учебный год
Авторы: Дубровская Анна Васильевна и Галактионова Диана Максимовна
711 группа первого курса обучения специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Научный руководитель проекта: Егорова Вилена Зикруллаевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Краткое описание (аннотация к проекту):
Стрит-арт – направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит арта является граффити, но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры, трафареты, различные скульптурные инсталляции и т.п. Художник создает свой стилизованный логотип – «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте – не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.
Тема стрит-арта стала актуальной для критиков, рецензентов, специалистов по оформлению культурной среды города с самого начала своего существования (1960 – 1970-е годы). Актуальна она и по сей день. Но самое большое распространение пришлось на начало 2000-х. появилась определенная свобода по многим направлениям жизни, в том числе и стрит-арт завоевал свою нишу в городской среде.
Актуальность работы заключается в том, что стрит-арт приобретает большую популярность, но кто-то видит в нем искусство, а кто-то придерживается мнения о том, что это вандализм.
Консультанты: не предусмотрены
График работы над проектом: 15.03.-28.04.2016
Жанр проекта: исследование, реферат (описательная часть), презентация
Материально-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, лицензионное программное обеспечение (Windows 2007, Microsoft Office), медиапроектор, микрофон
Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихсяРазвитие навыков:
– постановки целей и задач проекта;
– разработки стратегии проектирования с применением методов планирования;
– системного анализа объекта проектирования;
– разработки проекта с учетом показателей качества продукта, критериев;
– использования различных методов работы с информацией;
– оформления проекта с использованием текстового процессора, электронных таблиц и презентации, фотоматериалов;
– коммуникативных взаимодействий.
Этапы работы над исследовательским проектом «Стрит-арт: искусство или вандализм?»
Содержание работы на этапе Деятельность обучающихсяДеятельность преподавателя Формы и методы работы
1 этап: Подготовительный (организационно-мотивационный)
Формируемые умения:
применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
разрабатывать структуру конкретного проекта;
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками.
Определение общей темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) Обсуждают тему с руководителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует обучающихся.
Помогает в постановке целей Обучающимися предложена тема проекта о современных молодежных видах уличного искусства: граффити, 3D-графика, постеры, инсталляции и т.п.
Первоначальная цель – проанализировать развитие уличного изобразительного искусства. Преподаватель предлагает обобщить материал под рабочим названием «Стрит-арт» (англ. Street art - уличное искусство) и раскрыть отличительную особенность данного направления через ярко выраженный урбанистический характер. Формируется рабочая минигруппа (2 человека).
Самостоятельная работа обучающихся: обдумывание содержания проекта, примерной логической структуры, определение жанра проекта, распределение обязанностей внутри рабочей группы.
Проблема проекта Постановка проблемы: «Почему?» (это важно для меня лично)
Актуальность проблемы: стрит-арт приобретает большую популярность, но кто-то видит в нем искусство, а кто-то придерживается мнения о том, что это вандализм. Преподаватель помогает обучающимся сформулировать проблему через актуальность поднятого вопроса. Организационно-консультационные занятия.
Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
ЦелеполаганиеПостановка цели: «Зачем?» (мы делаем проект)
Цель: осмыслить значение стрит-арта в современном обществе. Преподаватель помогает сформулировать цель проекта Постановка задач Задачи проекта: «Что?» (для этого мы делаем)
Задачи:
Изучить литературу по данной проблеме;
Провести опрос среди пользователей Интернета для выявления их отношения к данной проблеме. Преподаватель помогает сформулировать задачи проекта Выбор способов и методов работы Методы и способы: «Как?» (мы можем это делать)
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации из Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ полученной информации
Объект исследования: стрит-арт.
Предмет исследования: мнение общественности о стрит-арте Преподаватель помогает подобрать оптимальные методы исследования, исходя из поставленных задач.
Совместно с участниками рабочей группы определяет объект и предмет исследования. Ожидаемый результат Результат: «Что получится?
(как решение проблемы)
Гипотеза: Возможно, стрит-арт является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае – это вандализм. Выбор темы исследовательского проекта Выбирают и обсуждают тему проекта Дает каждому обучающемуся краткие пояснения Определяют окончательный вариант темы проекта «Стрит-арт: искусство или вандализм?»
Совместно с преподавателем разрабатывают план и сроки работы над проектом. Преподаватель выдает рекомендаций участникам рабочей группы (требования, сроки, график.Утверждает тематику проекта и индивидуальных планов участников группы. Консультирование
Самостоятельная работа обучающихся: определяют план и сроки работы над проектом.
Выбор формы представления результата (реферат, презентация, иллюстрационно-информационный журнал и т.п.) Распределяют обязанности, назначают ответственных за поиск информации и ее обработку, оформление презентации или другого продукта, составление доклада для публичного выступления, публичное выступление Предлагает идеи, формы представления результата работы Определили:
1. Описательная часть проекта формируется в текстовом процессоре MS Word.
2. Для публичного выступления оформляется презентация в программе Power Point и доклад.
3. Сбор информации рабочая группа производит совместно.
4. Исследование на основе анкетирования будет произведен в социальной сети «В Контакте». Способствует получению необходимых знаний, умений и навыков по поиску информации и ее обработки, оформлению презентаций Организационно-консультационное занятие.
Планирование работы
Определение источников информации Работают с источниками информации, выбирают основной материал по теме. Определяет сроки работы (поэтапно) Производят изучение источников информации:
Интернет-ресурсы
1. История развития стрит-арта. [Электронный ресурс]. Форма доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%822. Новое литературное обозрение. Стрит-арт в контексте современной городской культуры. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2954
3. К вопросу формирования стрит-арта как направления в искусстве. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://sibac.info/conf/philolog/li/427114. Актуальность темы стрит-арта. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/921/108535. «Ciudad de Flamenco» в Испании. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://www.eikongraphia.com/?p=10506. Одиннадцатиэтажный жилой дом «40 BondStreet». [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://renatocilento.blogspot.ru/2010/07/40-bond-st-herzog-de-mouron2006.html –
7. Библиотека университета в Котбусе. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://worldis.org/biblioteka-brandenburgskogo-tehnicheskogo-universiteta-foto.html –
8. Мир 24. Граффити и стрит-арт: как язык гетто проник в музеи. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://mir24.tv/news/culture/10307098
Выбирают материал, касающийся истории развития стрит-арта, творческого пути художников-райтеров, влияния стрит-арта на аспекты культурной жизни общества.
Формируют список источников информации. Курирует сроки выполнения работы.
Консультирует по вопросам объемов и содержания информации Организационно-консультационные занятия.
Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Самостоятельная работа обучающихся: сбор информации по Интернет-ресурсам.
Определение требований к оформлению и критериев оценки работы Разрабатывает требования, предъявляемые к оформлению работы и критерии оценки Знакомятся с критериями оценки проекта Устанавливает процедуру и критерии оценки проекта и окончательные формы его представления.
Дает обучающимся разъяснения по критериям.Организационно-консультационное занятие.
2 этап: Операционно–исполнительский (работа над созданием продукта)
Формируемые умения:
применять теоретические знания при разработке проекта;
составлять индивидуальный и совместный планы исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
грамотно проводить анкетирование, социальные опросы;
анализировать результаты в соответствии с социальными явлениями;
описывать результаты исследований, обсуждать полученные факты;
объяснять результаты;
выполнять инструкции по технике безопасности;
оформлять результаты исследования.
Составление содержания (плана). Формулирование выводов, обсуждение результатов Составляют план (содержание).
Анализируют информацию. Формулируют выводы.
Отчитываются, обсуждают результаты Оказывает каждому студенту помощь в составлении плана.
Наблюдает, советует, руководит деятельностью Подготовка к исследованию На основе отобранного материала составляют содержание описательной части проекта:
Глава I. История развития стрит-арта1.1. Истоки
1.2. 1970-е годы
1.3. 1980-е годы
1.4. 1990-е годы
1.5. 2000-е годы
Глава II. Стрит-арт – «язык» города
Глава III. Влияние стрит-арта на различные аспекты культурной жизни человека
Практическая часть Наблюдает.
Координирует работу по разработке описательной части проекта.
Дает рекомендации по редактированию и форматированию текстового документа.
Советует по вопросам корректной формулировки пунктов анкеты.
Консультирует по вопросам объемов и содержания информации.
Курирует сроки выполнения работы. Организационно-консультационные занятия.
Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
Самостоятельная работа обучающихся: формируют описательную часть проекта. Разрабатывают процесс анкетирования
Анализируют информацию, корректируют текст, отчитывают.
Формулируют промежуточные выводы. Составляют вопросы для анкетирования.
Размещают анкету в социальной сети «В Контакте». Оформляют описательную часть проекта в текстовом процессоре MS Word в соответствии с требованиями к оформлению. Проведение исследования Проводят сбор и систематизацию материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы.
Систематизируют результаты анкетирования.
Анализируют информацию.
Визуализируют результаты анкетирование посредством программы MS Excel, путем создания диаграмм.
Формулируют выводы. Наблюдает.
Дает рекомендации по эффективному использованию средств программы MS Excel.
Курирует сроки выполнения работы. Организационно-консультационные занятия.
Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
Оформление результата проекта (презентация, иллюстрационно-информационный буклет, брошюра, журнал и т.п.) Работают на компьютерах, оформляют работу, согласно требованиям оформления Наблюдает, советует, руководит деятельностью Координирует деятельность обучающихся по оформлению результата проекта
Подбор иллюстраций Производят подбор иллюстраций для разработки электронной презентации в соответствии с содержанием, целями и жанром работы. Наблюдает.
Дает рекомендации по эффективному использованию средств программы MS Power Point.
Курирует сроки выполнения работы. Организационно-консультационные занятия.
Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
Разработка презентационного материала Работают над созданием авторского шаблона для презентации.
Формируют структуру презентации.
Формируют содержание слайдов.
Работают с анимационными эффектами программы Power Point.
Оформляют презентационный материал в соответствии с требованиями к оформлению. Подготовка к защите проекта Готовят доклад к публичному выступлению Помогает готовить доклад и иллюстрационный материал к публичному выступлению На основе описательной части проекта рабочая группа готовит доклад к публичному выступлению.
Синхронизируют текст доклада с иллюстрационным материалом презентации. Обращают особое внимание на соблюдение регламента.
Самостоятельного готовятся к предзащите проекта. Наблюдает.
Дает рекомендации. Организационно-консультационные занятия.
Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада и синхронизация его с презентацией.
Доработка проекта (при необходимости).
Предзащита проекта Рабочая группа проводит предзащиту проекта на уровне учебной группы, соблюдая все правила предстоящей защиты. Заслушивает представителей рабочей группы.
Отсматривает материалы проекта на соответствие требованиям оформления.
Дает рекомендации, делает замечания, вносит предложения. Доработка проекта Осуществляют доработку проекта с учетом замечаний и предложений, высказанных на предзащите. Подготовка к публичной защите проекта Преподаватель совместно с методической службой колледжа определяет дату и место защиты;
определяет программу и сценарий публичной защиты.
Распределяет задания внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и прочее). 3 этап: Рефлексионно-оценочныйФормируемые умения:
рецензировать свою исследовательскую или проектную работу;
грамотно представлять готовый продукт исследования;
объективно проводить самооценку своей деятельности; объяснять результаты.
Защита проекта (представление готового продукта) Публично выступают и представляют готовый продукт Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника Защита готовых проектов производится на итоговом занятии учебной дисциплины Проектная деятельность. Защита проекта является результатом освоения учебной дисциплины в форме экзамена (Преподаватель-руководитель проекта входит в состав экспертной группы и оценивает представленный проект).
Проекты, полностью соответствующие требованиям по содержанию и оформлению, рекомендуются для участия в учебно-исследовательской конференции по общеобразовательным дисциплинам среди обучающихся ГАПОУ РК «Сортавальский колледж». Организация и проведение учебно-исследовательской конференции осуществляется согласно Положению о конференции (Преподаватель-руководитель проекта входит в состав экспертной группы, жюри конкурса и не оценивает представленный проект. Имеет право задавать целенаправленные вопросы в роли рядового участника).Оценка деятельности обучающихсяНаблюдение за деятельностью обучающихсяОценка презентации, продукта проекта (экспертная группа по критериям оценивает представленный проект) Проводят самооценку представленного продукта Оценивает работу учащихся по критериям оценки. Проводит рефлексию Оценка деятельности обучающихся
Критерии оценки работ обучающихся на рефлексионно-оценочном этапе
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла):
Цель не сформулирована 0
Цель сформулирована, но не обоснована 1
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах 2
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована 3
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла)
План достижения цели отсутствует 0
Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели 1
Краткий план состоит из основных этапов проекта 2
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели 3
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла):
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта (максимум 3 балла):
Заявленные в проекте цели не достигнуты 0
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3
Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла)
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3
Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)
Письменная часть проекта отсутствует 0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 3 балла):
Презентация не проведена 0
речь автора не соответствует требованиям проведения презентации 1
речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента 2
речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, 3 18 автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории 3
Критерий 10. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Заключение
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах: поисковой, проектной, мыслительной, творческой деятельности.
Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений.
Следующая существенная черта метода учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для осуществления проектной деятельности обучающихся необходимо, чтобы ею владел сам преподаватель. Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности группы обучающихся, в совершенстве владеть проектной технологией, основными ее этапами.
Но, как и в любом большом интересном деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить:
• упрощение и банальная трактовка проекта в качестве некоего алгоритма, автоматически ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к обучению, не прививает навыков самообразования и саморазвития;
• косность, которая может проявиться в том, что метод учебных проектов будет рассматриваться в качестве единственного средства обучения. Необходимо рациональное сочетание всех имеющихся средств и методов обучения;
• использование учебного проекта в рамках одной учебной дисциплины.
Список используемой литературы
Валеев Г.Х., Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика. 2002. № 2. 31 с.
Гузеев В.В., Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
Дворецкий С., Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4. 193 с.
Джуринский А.Н., История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 431 с.
Дубенский Ю.П., Исследование и конструирование в процессе обучения физике. Омск, 1996. 87 с.
Ломакина О.Н., Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. 2003. № 3. 168 с.
Леонтьева О., Школа, где учатся общению и занимаются без всяких от меток // Директор школы. 2003. № 1. 97 с.
Палецкий С.В., Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004. 71 с.