«Организация урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета ОРКСЭ, как одно из условий социализации обучающихся»
«Организация урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета ОРКСЭ, как одно из условий социализации обучающихся»
Мартенс Марина Витальевна, учитель начальных классов martens.m.v@ya.ruМОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» пст. Бортом
С введением нового предмета ОРКСЭ, на базе нашего района была организована опорно – методическая площадка «Организация процесса духовно – нравственного воспитания в условиях интеграции курса ОРКСЭ и внеурочной деятельности». Каждый педагог разрабатывал и реализовывал проект по данной теме, поэтому и передо мной встала задача найти пути интеграции урочной и внеурочной деятельности в своём образовательном учреждении.
Как решить эту задачу в условиях малокомплектной сельской школы, где нет учреждений дополнительного образования, нет школьного автобуса, чтобы была возможность выехать в музеи и другие культурные центры, непостоянные связи с общественностью?
Выход есть – использовать местные условия, доступные средства и приёмы.
Тема моего выступления звучит так - «Организация урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета ОРКСЭ, как одно из условий социализации обучающихся», а что же такое социализация?
Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. (Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. – 2007)
Процесс протекания социальной адаптации у младших подростков будет успешным, если в ходе совместной деятельности педагога и родителей в период перехода в среднее звено ребенок усвоит механизм приспособления и взаимодействия с детским коллективом, взрослыми и социумом. Говоря о взаимодействии, у нас есть некоторый опыт, который послужил идеей для реализации данного проекта. Исторически сложилось так, что традиции и культура оказались прерванными в нашем посёлке, т.е дети не знакомы с национальными и культурными традициями своей семьи. Передо мной встала задача: Выстроить систему передачи традиций и культуры народов, проживающих в посёлке через моделирование мероприятий в музее «Забытых вещей».
Летом 2012 года на базе нашей школы в рамках программы детской оздоровительной площадки был создан «Музей забытых вещей».
Многие из нас часто употребляют в своей речи выражения «Время убежало». Действительно, время бежит вперёд, его нельзя вернуть назад. Вещи, которыми мы пользовались в быту совсем недавно, ушли из нашего обихода и теперь пылятся в кладовках и на чердаках. Многие современные дети даже не знают об их практическом применении. Мы считаем, что надо знакомить детей с такими «раритетами», потому что они многое могут рассказать об истории семьи, посёлка, страны и сохранить их для следующего поколения.
Например, виниловые пластинки, сундуки, первые роликовые коньки на колёсиках, а Дед Мороз – один из символов Нового года может многое рассказать о традициях встречи наступающего года (поход за ёлкой в лес, лепка пельменей, мандарины, подарки в валенке и др)
Проводя свои исследования, мы обратили внимание, что в посёлке есть люди, которые умеют увлекательно и доступно рассказать детям о прошлом. Да и сами жители посёлка заинтересовались нашей работой. Ветеранская организация посёлка предложила нам сотрудничество. В нашем посёлке проживают люди, которые остались одни с массой свободного времени – дети и внуки переехали жить в город, хозяйство они не держат…
У нас возникла идея осуществить интеграцию урочной и внеурочной деятельности по передаче традиций и культуры с помощью музейных экспонатов и мероприятий в рамках предмета ОРКСЭ при поддержке поселкового социума (ветераны, ДК, родители, администрация сельского поселения)
Имея небольшой опыт работы по преподаванию ОРКСЭ, я решила определить темы уроков из курса «Основы светской этики» для творческого проектирования во внеурочной деятельности на 2 полугодие 2012-13 уч. года.
Название учебного предмета Тема урока Форма внеурочной деятельности Социальные партнёры
Основы светской этики
Род и семья- исток нравственных отношений
Составление родословной, герба семьи и т.д
Праздник «Семейный хоровод и мой старинный род»
Родители, старшее поколение семьи
Нравственный поступок
Акция «Подарок» ( в течение учебного года)
Уход за обелиском участникам ВОВ
Поздравление тружеников тыла с 9 мая Педагоги школы и обучающиеся, ветеранская организация
Образцы нравственности в культуре Отечества Составление альбома «Гордимся …»
Сбор информации о ребятах посёлка, проходящих службу в армии в настоящее время.
Военно –патриотическая игра «Зарничка»
Встречи с интересными людьми посёлка Ветеранская организация, жители посёлка, родители,
Семейные праздники
1. Клуб Весёлых Спортсменов (ежемесячно вместе с родителями)
2.«Семейный горшок всегда кипит» (знакомство с традициями, ритуалами, национальными блюдами, праздниками) Родители, старшее поколение семьи, представители разных национальностей, живущих в посёлке
Любовь и уважение к Отечеству Акция «Чистый двор», «Речная лента», «Марш парков» Администрация сельского поселения
Используя метод проектно – событийной деятельности была организована деятельность обучающихся и их родителей, ветеранской организации, жителей посёлка, основанная на культурных традициях:
. 1. Проведён открытый урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений» с приглашением родителей, который плавно перешёл во внеклассное мероприятие «Семейный хоровод и мой старинный род».
В процессе подготовки одна моя ученица сделала «открытие» - «У меня в классе есть родственница, значит у нас должна быть общая часть родословного древа!»
2. Реализована программа детской оздоровительной площадки «Музей забытых вещей», которая послужила идеей для создания проекта «Пространство музея - место встречи обучающихся с традициями и культурой народов, проживающих в пст. Бортом в рамках модуля «Основы светской этики» предмета ОРКСЭ во внеурочной деятельности».
3. В рамках урока «Образцы нравственности в культуре Отечества» тема интегрировала во внеклассную работу –
Собран материал о ребятах посёлка, служащих в Вооружённых силах в настоящее время, оформлен стенд.
Ребята школы – сада ухаживают за обелиском участникам ВОВ, поздравляют тружеников тыла на дому, участвуют в митинге на 9 мая.
Познавательно прошли встречи с ветеранами - людьми с интересной судьбой (учителем начальных классов – Ракито Л.Н, репрессированным – Тайхриб Ф.И., Левандовским В.И, и Кондратюком В.В сделаны кормушки из бросового материала, Кондратюк С.С. провела мастер – классы по игре на ионике и рисованию на ткани и др.)
Совместно с советом ветеранов и ДК проведена игра «Зарничка».
4. Проведены акции «Живой цветок одинокому человеку», «Подарок к Новому году». Дети связали и подарили символ наступившего года активным ветеранам посёлка. Все эти мероприятия стали продолжением урока «Нравственный поступок»
5. Урок «Семейные праздники» растянулся на целый год. Дети угощали друг друга традиционными блюдами своей семьи на «Празднике осени», «Масленице», «Пасхе». В планах на следующий год – приготовить блюда, ингредиентами которых является тесто и картошка. У коми народа (шаньга), украинское блюдо (вареники), татарское блюдо (кыстыби), удмуртское блюдо (милим), немецкое.
6. Стало доброй традицией после изучения темы «Любовь и уважение Отечеству» участие ребят школы в акциях «Чистый двор», «Речная лента», а в этом году «Марш парков»
При реализации данной системы работы необходимо учитывать особенности малокомплектной сельской школы - мероприятия проводятся для всех школьников (16 человек), поэтому необходимо каждый год обновлять мероприятия, сохраняя традиции, которые несут наибольшую воспитательную значимость.
Привлекая в различные события детско-взрослое сообщество (педагогов, родителей и детей, социальных партнёров) мы видим как меняются и дети, и взрослые в отношениях друг с другом, которые проявляются в поступках, словах. У детей появился интерес к прошлому своей семьи и посёлка, дети стали интересоваться историей своей малой родины, своими корнями, дети стали элементарно здороваться с жителями посёлка (а в деревне это один из признаков воспитанности), у них появилось желание продолжить изучение семейного альбома, они ждут новых встреч с интересными людьми посёлка.
Выводы: Интеграция урочной и внеурочной деятельности по ОРКСЭ помогает:
разнообразить и систематизировать программу духовно – нравственного развития и воспитания
появлению новых школьных традиций
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
находить решение учебных задач детям в социуме (с родителями, сверстниками и другими социальными партнёрами);
разнообразить формы сотрудничества с родителями детей
установить контакт с семьей, выработать согласованность действий и единые требования.
Список литературы:
1.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Издательство: Просвещение, М.2009 г.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-026339-9.
3.Учебник «Основы светской этики», автор уроков А.Я. Данилюк, изд. Просвещение
4.Куликова Т. А., Семейная педагогика и домашнее воспитание, Издат: ACADEMIA, 2000 г
5.Возрастная педагогика и психология. Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене, Интернет ресурс:http: // www.myword.ru6. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. - 2007