Роль оценки результатов учебной деятельности в повышении мотивации учения».


МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Роль оценки результатов учебной деятельности в повышении мотивации учения».
( Выступление на школьном МО учителей иностранных языков)
Подготовила учитель немецкого языка
Перепечкина Ольга Михайловна2012-2013 уч.годФормирование познавательной активности и самостоятельности школьников является одной из острейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать,как, переходя из класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению Отметки это своеобразный«кнут и пряник»процесса обучения.В наше время чуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки.И что немало важно – отношение учащихся к учению зависит от самого процесса обучения, от взаимоотношения,стиля общения между учащимся и педагогом,от системы оценок.
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины “оценка» и “отметка» часто употребляем как синонимы. Хотя они взаимосвязанные,но, все-таки, и как термины,и как понятия их необходимо различать.Взаимосвязь состоит в том,что у них общий объект— знания,умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем:оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или,лучше сказать,в большинстве случаев не становится отметкой, не“переводится”в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса.Отметка же как бы “отрывается”от субъекта и объекта оценки,от ученика,который ее получает, и от учителя, который ее выставляет.И отметки начинают как бы самостоятельное существование.По ним выводят процент успеваемости,средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той же школы,того же учителя и т.д.
Главная задача оценки(и в этом ее основное отличие от отметки) - определить характер личных усилий учащихся;установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивации ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника,достижениями других учащихся,самим собой некоторое время назад. Оценка всегда направлена"во внутрь",личность школьника- отметка обращена в социум. Оценка эмоциональна,отметка подчеркнуто формализована.К сожалению,как свидетельствует исторический опыт, в реальной практике указанные выше отличия между отметкой и оценкой учитывались явно недостаточно.
Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность,стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Она превращается в характеристику личности ребенка,влияет на его самооценку,во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе.Для окружающих ребенка людей- родителей,родственников,учителей,одноклассников- очень существенно,«отличник»ребенок или«троечник»,при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму.Психологический смысл и социальная сущность отметок:торжествующей«пятерки»,обнадеживающей«четверки»,привычной«тройки» и угнетающей«двойки» ярко представлены в работе Ш.А.Амонашвили.
В начале XXI века возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Несомненно,что при окончательном введение ЕГЭ,образовательных стандартов,профильного обучения - шкале отметок и подходы к ней должны быть существенно изменены.
Можно выделить следующие новые подходы к решению проблемы школьной отметки:
-оценка рассматривается как конечный результат обучения;
-выявляется соответствие результатов обучения и стандартов образования;
-устанавливается уровень компетентности обучаемых;
-ориентация системы оценки на результат учебной деятельности,а не на процесс обучения, что соответствует традиционной системе оценок учебной деятельности школьников.
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия.Например, оценка– это процесс оценивания,осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оценки, она формальна,но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и не зависит от оценки. Некоторые учителя и руководители школ и органов образования манипулируют отметками-цифрами,оторвав их от реального факта знаний и от самих учащихся.На этой основе вычисляют проценты успеваемости,что никак не отражало первоначального назначения отметок. Цифровая отметка в глазах учащихся обесценилась.
Другой недостаток отметок состоит в том, что для детей они становятся как бы индикатором,своеобразным знаком, по которому они начинают строить межличностные отношения. Так складывается недоброжелательное отношение или даже неприязнь к “двоечнику”,исключительное положение“пятерочника”,отличника,безразличное отношение“троечника”к учению.
Подобная«фетишизация»отметок со стороны значимых для ребенка людей приводит к тому, что школьники очень скоро осознают влияние отметки на отношение к ним окружающих.Не всегда справляясь с трудностями учебной жизни,дети уже в младших классах «получают первые „навыки"добывания,уничтожения и сотворения отметки, прибегая порой к недозволенным приемам (списывание,самовольное исправление отметки на более высокую,обман и пр.).
Поэтому следует положительно оценить идею Ш. А. Амонашвили о «учении без отметок», по меньшей мере,в младших классах.Это призвано предупредить негативные явления, которые порождает школьная отметка в детской среде.Но обучение без отметок не отменяет содержательной оценки. Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточно хорошо, над,чем еще надо работать, чему научиться.Обучение без отметок в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика.
Также отметки недостаточно точно отражают истинный уровень знаний и умений школьника и его развития.Это происходит потому, что трудно выработать точные критерии успеваемости,особенно по устным предметам;и что немаловажно- отметки субъективны,потому что ставит их учитель— живой человек,который доброжелательно или скептически относится к ученику, а требования разных учителей к знаниям и развитию ученика неодинаковы.Но как бы, ни был учитель справедлив,все равно, постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии.Во избежание порождения неосознанного конфликта вследствие не соответствия выставленной оценки с уровнем притязаний ученика, необходимо формировать навыки самоконтроля и самооценки,контроля и оценки и самих уровней притязания..
Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно,что одному школьнику даже“тройка” достается с большим трудом,а другому и“пятерка” —без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем.
Все вышесказанное это — уязвимые стороны оценочных цифровых отметок.И все-таки, если учение без оценки невозможно,то надо признать право на существование соответствующих отметок, отражающих реальный уровень знаний, умений,навыков и развития учащихся.
Итак,школьная отметка остается в учебном процессе,но в идеале она должна: давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика; отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков.
В таком случае условные цифры-отметки приравнивать к каким-то количественным эквивалентам не является правильным и правомерным.Представление результата оценочной деятельности в виде цифры-отметки допустимо только лишь в исследовательских процедурах,когда этим отметкам придается количественный вес для последующих статистических операций и количественного анализа педагогических явлений. Таким образом Школьная отметка— это обобщенная информация о качестве учебного процесса.
Школьная жизнь ребенка яркая и разнообразная.Она заполнена различными видами деятельности и общения. В своем общении с другими ребенок действует почти бессознательно,импульсивно,эмоционально.Это все происходит по той простой причине, что с самого раннего детства у него возникла потребность общения, настолько сильная, что пока не позволяет управлять еще не осмысленными отношениями и устанавливать новые. А если порой ребенок и ограничивает сферу своего общения, то это скорее можно объяснить нормами поведения,которые им были усвоены в семье,а не осознанием учеником своего нового социального положения,учебные успехи которого во многом определяют его место в коллективе класса.
Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения от результатов своей учебной деятельности,от отметок. Чем больше школьник начинает осознавать важность и необходимость учения, тем большее внимание оказывают на него собственные успехи и неудачи в учении, ведь о нем создается общественное мнение, которое в дальнейшем регулирует отношения между ним и другими.Также в случае отставания в учении школьник надеется выровнять положение,догнать товарищей,он верит в свои силы. Педагог должен стремиться организовать учебно-воспитательный процесс так,чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, не влияло на отношение к его личности.
Влияние отметки на изменение коллективных связей огромно,отметка является не только показателем уровня успешности,но и влияет на отношения в классном коллективе.
Сами того не подозревая с помощью отметок учащиеся начинают делиться на некоторые уровни усвоения знаний, так называемые ярусы. Всего можно выдели три яруса:
Первый ярус – учащиеся, успевающие на «5» и «4». Их называют отличниками, сильными учениками.
Второй ярус – учащиеся, получающие в основном тройки. Их называют троечниками, средними.
Третий ярус - учащиеся, получающие преимущественно «двойки». Их называют отстающими, двоечниками.
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей,чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным.Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к учению как к потребности к познанию.
Ученик строго не отчленяет учебную деятельность от ее результата и хочет, чтобы они педагогом были оценены в целостности.Переживание и тревожность сопутствуют процессу оценивания в любом случае,какой бы доброжелательной и спокойной ни была атмосфера вопроса.
Сам факт существования отметки оказывает постоянное влияние на характер,интенсивность,направленность учебной деятельности школьников в процессе обучения, вызывая у него состояние тревожности.Само учение не приобретает для него самостоятельного смысла, так как не позволяет ему пережить радость добровольного включения в него.