Планирование занятий курса внеурочной деятельности Этика-азбука добра


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОКРО – ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено
Руководитель МО ____________/Капралова Е.В./
Протокол № ___
от «__»_____________20___г. Согласовано
Заместитель директора
МБОУ «Мокро-Орловская СОШ »
_____________/Харченко А.А./
«__»____________20___г. Утверждаю
Руководитель МБОУ
«Мокро-Орловская СОШ »
__________/Кузьменко О.Д./
Приказ № ___
от «__»_________20___г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этика: азбука добра»
4 года обучения
6-10 лет
Учитель:
Харченко Алина Анатольевна
с. Мокрая Орловка, 2015 г.
Программа: «Этика: азбука добра», для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы), модифицированная, 1-3 уровень, духовно-нравственное направление
Автор программы: Харченко Алина Анатольевна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «__» _______ 2015 г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
Учебно-тематический план
1 класс (33 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел № 1
Правила поведения в школе 6 1. Правила поведения на уроке и на перемене. 1 + 2. Правила поведения в общественных местах. 1 + 3. Правила поведения в гардеробе. 1 + 4. Правила поведения в столовой. 1 +
5. Правила поведения в библиотеке. 1 +
6. Правила поведения на школьном дворе. 1 + Раздел № 2
О добром отношении к людям 10 7. Что такое «добро и зло». 1 +
8. Что такое «добро и зло». 1 +
9. «Ежели вы вежливы». 1 +
10. «Ежели вы вежливы». 1 +
11. Добрые и не добрые дела. 1 + 12. Добрые и не добрые дела. 1 + 13. Ты и твои друзья. 1 + 14. Ты и твои друзья. 1 + 15. Помни о других – ты не один на свете. 1 +
16. Помни о других – ты не один на свете. 1 +
Раздел № 3
Как стать трудолюбивым 7 17. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 1 +
18. «Как быть прилежным и старательным». 1 +
19. «Как быть прилежным и старательным». 1 +
20. Наш труд в классе. 1 + 21. Наш труд в классе. 1 + 22. Мой труд каждый день дома. 1 + 23. Мой труд каждый день дома. 1 + Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности. 5 24. Культура внешнего вида. 1 + 25. Культура внешнего вида. 1 + 26. Каждой вещи своё место. 1 + 27. Каждой вещи своё место. 1 + 28. Умейте ценить своё и чужое время. 1 +
Раздел №5
Правила поведения на улице и дома. 2 29. Как вести себя на улице и дома. 1 + 30. Как вести себя на улице и дома. 1 + Раздел №6
Школьный этикет. 3 31. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1 +
32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1 +
33. Чему нас научили уроки нравственности? 1 +
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы № п/п Дата по плану Дата фактич. Тема учебного занятия Всего часов
Правила поведения
в школе
(6 часов) 1/1 04.09. ТБ. Правила поведения на уроке и на перемене. 1
2/2 11.09. Правила поведения в общественных местах. 1
3/3 18.09. Правила поведения в гардеробе. 1
4/4 25.09. Правила поведения в столовой. 1
5/5 02.10. Правила поведения в библиотеке. 1
6/6 09.10. Правила поведения на школьном дворе. 1
О добром отношении
к людям
(10 часов) 7/1 16.10. Что такое «добро и зло». 1
8/2 23.10. Что такое «добро и зло». 1
9/3 06.11. «Ежели вы вежливы». 1
10/4 13.11. «Ежели вы вежливы». 1
11/5 20.11. Добрые и не добрые дела. 1
12/6 27.11. Добрые и не добрые дела. 1
13/7 04.12. Ты и твои друзья. 1
14/8 11.12. Ты и твои друзья. 1
15/9 18.12. Помни о других – ты не один на свете. 1
16/10 25.12. Помни о других – ты не один на свете. 1
Как стать трудолюбивым
(7 часов) 17/1 15.01. ТБ. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 1
18/2 22.01. «Как быть прилежным и старательным». 1
19/3 29.01. «Как быть прилежным и старательным». 1
20/4 05.02. Наш труд в классе. 1
21/5 19.02. Наш труд в классе. 1
22/6 26.02. Мой труд каждый день дома. 1
23/7 04.03. Мой труд каждый день дома. 1
Правила опрятности и аккуратности
(5 часов) 24/1 11.03. Культура внешнего вида. 1
25/2 18.03. Культура внешнего вида. 1
26/3 01.04. Каждой вещи своё место. 1
27/4 08.04. Каждой вещи своё место. 1
28/5 15.04. Умейте ценить своё и чужое время. 1
Правила поведения
на улице и дома
(2 часа) 29/1 22.04. Как вести себя на улице и дома. 1
30/2 29.04. Как вести себя на улице и дома. 1
Школьный этикет
(3 часа) 31/1 06.05. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1
32/2 13.05. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1
33/3 20.05. Чему нас научили уроки нравственности? 1
Итого: 33 ч.
2 класс (34 ч.)
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел № 1
Культура общения 9 1. Этикет (повторение) 1 +
2. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 +
3. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 +
4. Встреча и развлечение гостей. 1 +
5. Встреча и развлечение гостей. 1 +
6. Поведение в гостях. 1 + 7. Поведение в гостях. 1 + 8. Как дарить подарки. 1 +
9. Как дарить подарки. 1 +
Раздел № 2
Общечеловеческие нормы нравственности 4 10. Заповеди. 1 + 11. Заповеди. 1 + 12. Дал слово держи. 1 + 13. Дал слово держи. 1 + Раздел № 3
Дружеские отношения 11 14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 +
15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 +
16. Преданный друг. 1 + 17. О доброте и бессердечие. 1 + 18. О доброте и бессердечие. 1 + 19. Об уважительном отношении к старшим. 1 +
20. О зависти и скромности. 1 + 21. О зависти и скромности. 1 + 22. О доброте и жестокосердии. 1 + 23. В мире мудрых мыслей. 1 +
24. В мире мудрых мыслей. 1 +
Раздел №4
Понять другого 10 25. Золотые правила. 1 + 26. Золотые правила. 1 + 27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 +
28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 +
29. О тактичном и бестактном поведении. 1 +
30. О тактичном и бестактном поведении. 1 +
31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 + 32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 + 33. В мире мудрых мыслей. 1 +
34. Обзор курса этики за год. 1 +
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы № п/п Дата по плану Дата фактич. Тема учебного занятия Всего часов
Культура общения
(9 часов) 1/1 01.09. ТБ. Этикет (повторение) 1
2/2 08.09. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1
3/3 15.09. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1
4/4 22.09. Встреча и развлечение гостей. 1
5/5 29.09. Встреча и развлечение гостей. 1
6/6 06.10. Поведение в гостях. 1
7/7 13.10. Поведение в гостях. 1
8/8 20.10. Как дарить подарки. 1
9/9 03.11. Как дарить подарки. 1
Общечеловеческие нормы нравственности
(4 часа) 10/1 10.11. Заповеди. 1
11/2 17.11. Заповеди. 1
12/3 24.11. Дал слово держи. 1
13/4 01.12. Дал слово держи. 1
Дружеские отношения
(11 часов) 14/1 08.12. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1
15/2 15.12. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1
16/3 22.12. Преданный друг. 1
17/4 12.01. ТБ. О доброте и бессердечие. 1
18/5 19.01. О доброте и бессердечие. 1
19/6 26.01. Об уважительном отношении к старшим. 1
20/7 02.02. О зависти и скромности. 1
21/8 09.02. О зависти и скромности. 1
22/9 16.02. О доброте и жестокосердии. 1
23/10 01.03. В мире мудрых мыслей. 1
24/11 01.03. В мире мудрых мыслей. 1
Понять другого
(10 часов) 25/1 15.03. Золотые правила. 1
26/2 05.04. Золотые правила. 1
27/3 12.04. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1
28/4 19.04. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1
29/5 26.04. О тактичном и бестактном поведении. 1
30/6 03.05. О тактичном и бестактном поведении. 1
31/7 10.05. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1
32/8 10.05. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1
33/9 17.05. В мире мудрых мыслей. 1
34/10 24.05. Обзор курса этики за год. 1
Итого: 34 ч.
С учетом календарного учебного графика МБОУ «Мокро-Орловская СОШ» на 2015-2016 учебный год, праздничных дней (23 февраля, 08 марта) в календарно-тематическом планировании по программе будет проведено следующее уплотнение программного материала:
- по разделу «Дружеские отношения» на 1 час: по плану – 11 часов
фактически – 10 часов
- по разделу «Понять другого» на 1 час: по плану – 10 часов
фактически – 9 часов
3 класс (34 ч.)
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел №1
Культура общения 9 1. Этикет разговора. 1 + 2. Обращение к разным людям. 1 + 3. Обращение к разным людям. 1 + 4. Вежливый отказ, несогласие. 1 + 5. Этикетные ситуации. 1 +
6. Этикетные ситуации. 1 +
7. Афоризмы. 1 +
8. Разговор по телефону. 1 +
9. Играем роль воспитанного человека. 1 +
Раздел № 2
Самовоспитание 7 10. Что значит быть вежливым? 1 +
11. Мои достоинства и недостатки. 1 +
12. Мои достоинства и недостатки. 1 +
13. Большое значение маленьких радостей. 1 + 14. О хороших и дурных привычках. 1 +
15. О хороших и дурных привычках. 1 +
16. Афоризмы о самовоспитании. 1 +
Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Заповеди: как мы их исполняем. 1 + 18. О сострадании и жестокосердии. 1 + 19. О сострадании и жестокосердии. 1 + 20. Лгать нельзя, но если...? 1 + 21. Лгать нельзя, но если...? 1 + 22. Всегда ли богатство счастье? 1 +
23. Всегда ли богатство счастье? 1 +
24. Спешите делать добро. 1 +
25. Спешите делать добро. 1 +
26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 +
Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя? 8 27. «Как сердцу высказать себя?» 1 +
28. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 +
29. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 +
30. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 + 31. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1 +
32. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 +
33. Афоризмы. 1 + 34. Чему мы научились на уроках этики. 1 +
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы № п/п Дата по плану Дата фактич. Тема учебного занятия Всего часов
Культура общения
(9 часов) 1/1 07.09. ТБ. Этикет разговора. 1
2/2 14.09. Обращение к разным людям. 1
3/3 21.09. Обращение к разным людям. 1
4/4 28.09. Вежливый отказ, несогласие. 1
5/5 05.10. Этикетные ситуации. 1
6/6 12.10. Этикетные ситуации. 1
7/7 19.10. Афоризмы. 1
8/8 02.11. Разговор по телефону. 1
9/9 09.11. Играем роль воспитанного человека. 1
Самовоспитание
(7 часов) 10/1 16.11. Что значит быть вежливым? 1
11/2 23.11. Мои достоинства и недостатки. 1
12/3 30.11. Мои достоинства и недостатки. 1
13/4 07.12. Большое значение маленьких радостей. 1
14/5 14.12. О хороших и дурных привычках. 1
15/6 21.12. О хороших и дурных привычках. 1
16/7 11.01. ТБ. Афоризмы о самовоспитании. 1
Общечеловеческие нормы нравственности
(10 часов) 17/1 18.01. Заповеди: как мы их исполняем. 1
18/2 25.01. О сострадании и жестокосердии. 1
19/3 01.02. О сострадании и жестокосердии. 1
20/4 08.02. Лгать нельзя, но если...? 1
21/5 15.02. Лгать нельзя, но если...? 1
22/6 22.02. Всегда ли богатство счастье? 1
23/7 29.02. Всегда ли богатство счастье? 1
24/8 07.03. Спешите делать добро. 1
25/9 14.03. Спешите делать добро. 1
26/10 04.04. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
(8 часов) 27/1 11.04. «Как сердцу высказать себя?» 1
28/2 18.04. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1
29/3 18.04. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1
30/4 25.04. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1
31/5 02.05. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1
32/6 16.05. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1
33/7 23.05. Афоризмы. 1
34/8 23.05. Чему мы научились на уроках этики. 1
Итого: 34 ч.
С учетом календарного учебного графика МБОУ «Мокро-Орловская СОШ» на 2015-2016 учебный год, праздничных дней (09 мая) в календарно-тематическом планировании по программе будет проведено следующее уплотнение программного материала:
- по разделу «Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?» на 2 часа:
по плану – 8 часов
фактически – 6 часов
4 класс (34 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел №1
Культура общения 9 1. Традиции общения в русской семье. «Домострой» 1 +
2. Культура общения в современной семье. 1 +
3. Культура общения в современной семье. 1 +
4. О терпимости к ближним. 1 +
5. О терпимости к ближним. 1 +
6. Культура спора. 1 +
7. Этикетные ситуации. 1 + 8. В мире мудрых мыслей. 1 + 9. В мире мудрых мыслей.
1 + Раздел №2
Самовоспитание 7 10. «Познай самого себя». 1 + 11. Самовоспитание. 1 + 12. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 1 + 13. Как я работаю над собой. 1 +
14. О терпении. 1 + 15. Конец каждого дела обдумай перед началом. 1 +
16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1 +
Раздел №3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Об источниках наших нравственных знаний. 1 + 18. Совесть - основа нравственности. 1 + 19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 +
20. «Досадно мне, что слово честь забыто». 1 + 21. Заветы предков. 1 + 22. Россияне о любви к Родине. 1 +
23. Твоя малая родина. 1 +
24. «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 +
25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. 1 + 26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». 1 +
Раздел №4.
Искусство и нравственность 8 27. Нравственное содержание древних мифов. 1 + 28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1 + 29. Положительные герои в былинах и сказках. 1 +
30. Отрицательные герои в литературных произведениях. 1 +
31. «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 +
32. Искусство и нравственность. 1 + 33. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1 +
34. Обзор курса этикета. 1 +
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы № п/п Дата по плану Дата фактич. Тема учебного занятия Всего часов
Культура общения
(9 часов) 1/1 01.09. ТБ. Традиции общения в русской семье. «Домострой» 1
2/2 08.09. Культура общения в современной семье 1
3/3 15.09. Культура общения в современной семье 1
4/4 22.09. О терпимости к ближним1
5/5 29.09. О терпимости к ближним1
6/6 06.10. Культура спора 1
7/7 13.10. Этикетные ситуации 1
8/8 20.10. В мире мудрых мыслей 1
9/9 03.11. В мире мудрых мыслей 1
Самовоспитание
(7 часов) 10/1 10.11. «Познай самого себя» 1
11/2 17.11. Самовоспитание 1
12/3 24.11. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю 1
13/4 01.12. Как я работаю над собой 1
14/5 08.12. О терпении 1
15/6 15.12. Конец каждого дела обдумай перед началом. 1
16/7 22.12. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» 1
Общечеловеческие нормы нравственности
(10 часов) 17/1 12.01. ТБ. Об источниках наших нравственных знаний 1
18/2 19.01. Совесть - основа нравственности 1
19/3 26.01. «Чем ты сильнее, тем будь добрее» 1
20/4 02.02. «Досадно мне, что слово честь забыто» 1
21/5 09.02. Заветы предков 1
22/6 16.02. Россияне о любви к Родине 1
23/7 16.02. Твоя малая родина 1
24/8 01.03. «Мой первый друг, мой друг бесценный» 1
25/9 15.03. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе 1
26/10 05.04. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» 1
Искусство и нравственность
(8 часов) 27/1 12.04. Нравственное содержание древних мифов 1
28/2 19.04. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев 1
29/3 26.04. Положительные герои в былинах и сказках 1
30/4 03.05. Отрицательные герои в литературных произведениях 1
31/5 10.05. «Зло, как и добро, имеет своих героев» 1
32/6 10.05. Искусство и нравственность 1
33/7 17.05. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1
34/8 24.05. Обзор курса этикета 1
Итого: 34 ч.
С учетом календарного учебного графика МБОУ «Мокро-Орловская СОШ» на 2015-2016 учебный год, праздничных дней (23 февраля, 08 марта) в календарно-тематическом планировании по программе будет проведено следующее уплотнение программного материала:
- по разделу «Общечеловеческие нормы нравственности» на 1 час:
по плану – 10 часов
фактически – 9 часов
- по разделу «Искусство и нравственность» на 1 час: по плану – 8 часов
фактически – 7 часов
Учебно-методические средства обучения
Н.А. Агапова, М.А. Давыдова. Авторские сценарии внеурочных занятий с младшими школьниками на темы этикета. - М.: Планета, 2011.
Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002 г.
В.Н. Суслов. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.
Москва, «Просвещение», 1982 г.
Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004 г.
Т.Н. Максимова Классные часы 1 класс Москва «ВАКО», 2009 г.
Развивающий иллюстрированный набор карточек «Хорошие манеры и привычки»
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер с принтером
- Мультимедийный проектор
- Экспозиционный экран размером 150 X 150 см
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы:
Е. Вервицкая. Первые уроки этикета (компакт-диск) – составление, оформление ООО «Би Смарт», 2013.
Веселые уроки детского этикета (компакт-диск) – издательство ООО «1С-Паблишинг», 2009.
Духовно-нравственная культура и традиции русского народа (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2013.
http://www.portal-slovo.ru/http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html