Экологическая акция Покормите птиц зимой


Экологическая акция

Учитель биологии: Тарасова Клавдия Александровна

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: формирование у младших и средних школьников познавательного интереса к природе и ее обитателям.
Задачи:
- уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их обитания и роли человека в жизни зимующих птиц;
- развивать умение находить взаимосвязи в природе, сравнивать и анализировать, уметь работать в группах;
- воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, экологическую культуру, вовлекать в практическую деятельность по охране птиц зимой.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Слайд 1 скрыт для показа. Учитель читает стихотворение С.Есенина (Слайд 2)
– Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Слайд 3
– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете, что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса)
2. Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)Слайд 4
– Много ли птиц можно увидеть зимой?
– Что является причиной их малочисленности?
– Почему они улетели в тёплые страны?
Учитель:
Чудесные создания.Они летают и поют, землю свято берегут.Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете?Что случится, что случится,Если птицы пропадут?
1 ученик:
Букашки, жучки, червячкиНа деревья нападутИ съедят кору, листочки,Обглодают ветки, почки.Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!
2 ученик:
И не будет щебетанья,Дивных трелей соловья,И сороки стрекотанья,Чик-чирика воробья.Скучно будет, знают дети,Жить без птиц на белом свете!
3. Многообразие зимующих птиц.
– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
Как называют таких птиц? -(Зимующие)
Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.
Слайд 5
Игра “Узнай птицу”
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
(Воробей)
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. . Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. (Слайд 6, 7)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненька шапочка и
Полоска шарфика.(Синица )
Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.
(Слайд 8, 9)
Он по-рабочему одет - Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет И пёстрая спецовка.
(Дятел)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Слайд 10, 11)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут!
(Снегирь)
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.
(Слайд 12,13)
.Ктот там прыгает, шуршит.
Клювом потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холодаЭто небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Слайд 14, 15)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
(Сорока.)
Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Синица ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей. (Слайд 16, 17)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет.
Крикунья хрипловатая - Известная персона.
Кто она?
(Ворона.) У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. (Слайд 18, 19)
Я с февральским жгучим ветром
Облететь свой край спешу.
Семь жилетов разноцветных
На себе всегда ношу. (Щегол) (Слайд 20, 21)
Щегол - небольшая птичка, меньше воробья, с нарядным оперением, придающим ей щеголеватый вид. Отсюда и её название. Приносит большую пользу, истребляя вредных насекомых и выкармливая ими птенцов. Кроме того, поедает семена сорных растений. Пение щегла красивое, задорное, весёлое. Его звонкие трели преображают лес.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень) (Слайд 20, 21)
По соседству с синицами можно встретить поползней. В отличие от дятлов, они могут передвигаться по коре деревьев не только вверх, но и вниз головой. Торопливо обшаривают они деревья, разыскивая на них оцепеневших личинок и куколок и подбирая древесные семена.
Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице. (Слайд 22, 23, 24)
Игра “Составь картинку”.(Слайд 35 )
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
(Выслушиваются ответы учащихся)
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»
1-й
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2-й
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3-й
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4-й
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
- А мы с вами тоже приготовили кормушки. Давайте теперь с вами проведём «парад кормушек.» ”. (Слайд 26 )- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. ( Показываем кормушки, которые дети принесли в школу .Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет. Далее учитель демонстрирует другие виды кормушек, которые дети могут смастерить самостоятельно или с помощью родителей.)- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.
Правила:
- Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
-В кормушке не должно быть снега.
- Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
- Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
- Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:
Слайд 27
Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
Выясните, какие птицы, какой корм поедают.
Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Слайд 28, 29, 30
Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Далее дети знакомятся с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”
Слайд 31
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
Обучающиеся рассказывают стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»
1чтец: :Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2чтец:
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
3чтец:
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4чтец:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Учитель:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Далее учитель с обучающимися выходит в школьный сад, закрепляют кормушки на деревьях и насыпают в них корма.