Конспект занятия с воспитанниками подготовительной группы детского сад на тему Магниты
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Воркуты.
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности в естественнонаучной лаборатории МОУ «СОШ №40 с УИОП» воспитанников старшей группы «ДОУ №33№»
на тему:
«Мы фокусники. Магниты, магнетизм»
в рамках сетевого взаимодействия
Учитель: Матешко К.В.
Воркута
2015
Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд.
Цель: Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами.
Задачи:
способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Оборудование: наборы естественнонаучной лаборатории «Магниты» и «Фильтрация воды»: магниты (каждому ребёнку), различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.), предметы из резины, пластмассы, дерева, «волшебная перчатка» (с магнитом внутри), стакан с водой (на каждого ребенка), проектор.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети заходят в лабораторию.
Учитель: Добро пожаловать в нашу лабораторию. Многие из вас совсем недавно уже были у нас в гостях и сегодня мы выполним с вами нашу первую научную работу, будем экспериментировать и делать опыты.
Определение темы занятия:
Послушайте загадку и постарайтесь догадаться, что мы сегодня будем изучать?
Загадка: Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Учитель (при возникновении затруднений): Отгадать загадку поможет нам «волшебная» перчатка. Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками, и они прилипли. Что за чудо?
Дети: Это магнит.
Учитель: Правильно, а кто скажет, что такое магнит? (это то, что притягивает к себе железные предметы).
Исследование свойств магнита:
Учитель: Перед вами лежат эти волшебные предметы, которые называются магниты. Возьмите их в руки. Постарайтесь определить:
- Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
- Какие предметы притягивает магнит? (металлические).
Опытно-экспериментальная часть:
Учитель: Давайте проверим. Возьмите каждый магнит и проведите над предметами на столе.
Опыт № 1.
Дети проводят магнитом над предметами, и металлические детали притягиваются.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.
Постановка проблемы:
А вы знаете почему магниты притягивают именно металлические предметы, а не притягивают никакие другие?
Просмотр видеоролика.
Теперь вы можете ответить да данный вопрос: Почему магниты притягивают только металлические предметы, а не притягивают никакие другие?
Дети: Потому что металлические предметы состоят из кристаллической решетки, а другие предметы нет.
Опыт № 2.
Учитель: Ребята, подскажите мне, а где мы встречаемся с магнитом в жизни? («Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске и т.д.).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что магниты используют ещё и в качестве поисковиков? Например, если мы потеряли иголку, мы сможем легко ее найти, ведь она примагнитится, или если использовать магнит побольше, то можно даже достать затонувший корабль со дна моря. Сейчас мы попробуем это сделать.
Дети достают скрепку со дна стакана (проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку).
Вывод: Итак, магнит действует через воду.
Опыт №3.
Учитель: (на столах металлические скрепки) Ребята, представьте, что скрепки – это кораблики, подскажите, как можно без волшебства заставить «кораблики» двигаться? (с помощью рук, подуть, с помощью магнита).
Учитель: (дети приводят в движение «кораблики», прикладывают магнит под крышку стола и двигают магнитом его по столу).
Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).
Опыт №4.
Учитель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод: Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Заключение:
Учитель: Хорошо потрудились сегодня ребята-учёные, много узнали о магните. Вы были настоящими исследователями. Давайте же вспомним, какими свойствами обладает магнит.
Дети:
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2. Магнит действует через воду.
3. Магнит действует сквозь препятствие.
4. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Учитель: Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся. А я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать об этом своим воспитателям.