Программа по здоровью на 3 года 2009-2012
Программа
«Здоровое будущее»
2011-2013гг.
Пояснительная записка:
Программа «Здоровое будущее» разработана в рамках реализации инициативы Президента РФ «Наша новая школа» и одной из главных задач, выдвинутых Концепцией модернизации российского образования, – укрепления физического и психического здоровья детей. Проблема остается актуальной как для педагогов, так и родителей, так как индекс здоровья остается невысоким, немало детей подвержено употреблению психотропных веществ, низка двигательная активность учащихся, особенно старшеклассников, достаточно много детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и т.д., которые приобретаются или закрепляются в ОУ.
Программа рассчитана для реализации в общеобразовательной школе и включает в себя 8 направлений:
1. Круглогодичное оздоровление детей;
2. Организация качественного питания учащихся;
3. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
4. Физкультурно-спортивное направление;
5. Развитие экологического воспитания;
6. Профилактика негативных тенденций среди учащихся;
7. Поддержка талантливых детей;
8. Укрепление МТБ;
Цель:
пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников, учащихся, родителей, педагогов; сохранение здоровья обучающихся, увеличение их двигательной активности, поддержка талантливых детей в области спорта.
Задачи:
развитие сотрудничества между образовательными учреждениями, центрами дополнительного образования, ДЮСШ, администрациями сельских поселений, учреждениями здравоохранения, общественными объединениями и другими заинтересованными ведомствами в организации спортивной и оздоровительной деятельности;
повышение уровня спортивного мастерства;
сохранение психического и психологического здоровья обучающихся;
обеспечение детям с ОВЗ условий и равных возможностей для получения образования; создание условий для успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ, табакокурения, алкоголя;
увеличение резервов здоровья, формирование у обучающихся ответственного отношения к себе и к собственному здоровью;
выявление здоровьесберегающих ресурсов образовательных учреждений и введение здоровьесберегающих критериев в деятельность педагогов;
разработка системы оздоровительных, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития «школьных» болезней.
Пополнение МТБ спортивным инвентарем.
Создание системы поддержки талантливых детей в области спорта.
Срок реализации программы: 2011-2013 гг.
2011 год (второе полугодие) – разработка программы
2012 -2013 гг. – запуск и реализация программы
2013 год (конец года) – подведение итогов
Источники финансирования:
Местный бюджет, спонсорские средства
Участники:
учащиеся, родители, педагоги, руководители и сотрудники ОУ, медицинские работники, центры дополнительного образования детей, специалисты системы профилактики.
Ожидаемые результаты
1. Активное включение всех участников образовательного процесса в реализацию программы Критерий: активность педколлектива, учащихся, родителей в мероприятиях, включенных в программу.
Измерители: показатели итоговых таблиц по участию в мероприятиях
2. Создание благоприятных условий для здоровьесбережения школьников и педагогов.
Критерий: соответствие созданных в ОУ условий требованиям СанПиН.
Измерители: санитарно-эпидемиологические заключения санитарных служб РК о соответствии образовательной деятельности в ОУ требованиям СанПиН.
3. Положительная динамика показателей здоровья учащихся.
Критерий: районный индекс здоровья учащихся, уровень заболеваемости острыми простудными заболеваниями.
Измеритель: количество детей с 1 группой здоровья (по данным медиков); количество дней, пропущенных по болезни.
4. Сформированная у большинства школьников потребность в здоровом образе жизни.
Критерии: большинство школьников осознают необходимость здорового образа жизни, активно участвуют в мероприятиях программы, занимаются в спортивных кружках и секциях, сами пропагандируют ЗОЖ.
Измерители: анкеты, итоговые таблицы по участию ОУ в спортивно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях, отчеты ОУ.
5. Снижение количества психоэмоциональных расстройств у учащихся.
Критерии: положительная динамика снижения кривой нервно-психических заболеваний школьников.
Измерители: статистические данные ЦРБ, результаты ежегодных углубленных медосмотров учащихся.
6. Снижение количества правонарушений и преступлений среди учащихся.
Критерии: положительная динамика снижения кривой преступности
Измерители: Статистические данные КПДН, ГПДН.
7. Обобщение и распространение опыта по системе оздоровительных и профилактических мероприятий для предупреждения развития «школьных» болезней».
Критерии: физкультминутки на уроках, подвижные перемены и т.д.
Измерители: конкурсные работы педагогов, медработников.
Развитие сотрудничества между учреждениями образования и другими ведомствами в вопросах развития спорта и сохранения здоровья детей.
Критерии: заинтересованность ведомств в совместном проведении мероприятий программы.
Измеритель: проблемно-ориентированный анализ ОУ, публикации в СМИ.
9. Повышение уровня физической подготовки и двигательной активности обучающихся.
Критерии: сдача нормативов на уроках и занятиях физкультуры, количество спортивных секций в ОУ.
Измерители: президентские состязания, результаты районных соревнований, участие в Республиканских и Всероссийских соревнованиях, статистические данные углубленных медосмотров обучающихся, увеличение числа школьников и воспитанников, занимающихся в спортивных кружках и секциях.
Улучшение микроклимата в педколлективах, увеличение количества обучающихся с положительной самооценкой и мотивацией.
Критерии: уровень социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе.
Измерители: анкетирование.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
Создание и функционирование спортивно-туристичекого клуба «СкиТур».
В названии клуба два слова: лыжи и туризм.
Мы совместили эти два направления спортивной деятельности с целью участия наших воспитанников в спортивных соревнования не только на муниципальном уровне, но и на региональном, а в перспективе и на Всероссийском.
Основа спортивных занятий – это лыжные гонки. На этой основе мы будем развивать направление спортивного туризма, и в частности спортивное ориентирование.
Спортивная тренировка, участие в соревнованиях стимулируют приобретение знаний по широкому кругу вопросов теории спорта, физиологии, биомеханики, а так же мотивирует к изучение иностранных языков. Необходимость разработки представляемой образовательной программы, обусловлена так же изменениями государственной политики в области образования, проблемами педагогической практики. В Концепции модернизации образования говориться о новых социальных требованиях к системе образования, в частности о том, что общество нуждается в предприимчивых, нравственных, людях, умеющих принимать ответственные решения, прогнозировать возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Основные направления и меры реализации образовательной политики ориентированы на потребности личности в современной жизни страны.
Заказ родителей воспитанников Клуба должен выглядеть следующим образом:
Физическая культура и спорт, как форма социальной адаптации и самореализации.
Физическая культура и спорт, как альтернатива занятости ребёнка в свободное время.
Сохранить и укрепить здоровье ребёнка посредством спортивной деятельности, ориентация на спортивные достижения, спортивный результат.
Коммуникативный заказ – удовлетворение потребности в межличностном общении со сверстниками и взрослыми.
Исходя из вышесказанного педагогический коллектив школы, планирует строить свою работу, ориентируясь на обозначенные проблемы, социальный заказ и государственную политику в области образования.
Ведущие концептуальные подходы; приоритеты, цели и задачи образовательной деятельности.
Ведущим концептуальным подходом образовательной деятельности Клуба является гуманистический, который предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков воспитанников, его духовных и познавательных потребностей. Основной идеей гуманистической концепции является идея саморазвития, раскрытие личностного потенциала, которым изначально обладает каждый человек. Отсюда следует, что надо помогать ребенку, быть собой, а не таким, каким его видят взрослые. Задача тренеров - помочь воспитанникам осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития, образовательный процесс перевести из способа обучения и просвещения индивида в способ развития его общекультурного потенциала, через физкультурно-спортивную деятельность.
Приоритеты образования:
Свободный выбор ребёнком вида спортивной деятельности
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка
Возможность его самореализации, самосовершенствования
Единство обучения и воспитания
Практико - деятельностная основа образовательного процесса
Задачи:
Способствовать развитию познавательной, рефлексивной, информационной, организаторской, социальной компетентности.
Обеспечить усвоение обязательного минимума содержания образовательных программ.
Вовлечь воспитанников в индивидуальную и коллективную работу по совершенствованию процесса обучения и организации досуга.
Совершенствовать и развивать технологию модульного обучения, технологию самоопределения и построения общностей вокруг самоопределяющейся личности.
Основное содержание программы:
ПЛАН
мероприятий по программе воспитания здорового образа жизни учащихся МБОУ Шошкиснкая СОШ на 2011-2013 годы
Основные направления
Содержание мероприятий
Срок исполнения
Ответственные
1
2
3
4
Здоровьесбережение в общеобразовательных учреждениях района:
1. Круглогодичное оздоровление детей:
Цель: организация качественной работы по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей.
Задачи:
- охват учащихся круглогодичным оздоровлением и отдыхом
-организация детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием и лагерей труда и отдыха на базе образовательных учреждений в летний период и в каникулярное время;
-организация летнего отдыха для одаренных детей и спортсменов в южных лагерях;
-организация летнего отдыха для детей из малоимущих и многодетных семей в лагерях на территории РК;
Составление программы по организации деятельности ДОЛ;
2011-2013
Кузьчуткомова Р.М.
Кузиванова И.А.
Участие в районном конкурсе программ по организации деятельности детских профильных лагерей;
2011-2013
Кузьчуткомова Р.М.
Кузиванова И.А.
Проведение семинаров и учеб для работников детплощадки и профильного ДОЛ ;
2011-2013
Кузьчуткомова Р.М.
Кузиванова И.А.
Организация выездов в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия
2011-2013
Кузьчуткомова Р.М.
Кузиванова И.А.
Организация выездов в детские оздоровительные лагеря в летний период за пределы РК для одаренных детей и спортсменов
2011-2013
Кузьчуткомова Р.М.
Кузиванова И.А.
Организация детских оздоровительных лагерей в летний, осенний, весенний периоды
2011-2013
Кузиванова И.А.
Попова Н.А.
Углубленные медосмотры учащихся ОУ
ежегодно
ЦРБ
Кузиванова И.А.
Анализ состояния здоровья обучающихся по итогам углубленного медосмотра
ежегодно
Шрейдер Н.Н.
Кузиванова И.А.
Мониторинг организации здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях
ежегодно
Шрейдер Н.Н.
Кузиванова И.А.
Мониторинг тревожности учащихся:
- 5 - 9 классов
- 1 – 4 классов
2011-2013
Кузиванова И.А.
2. Организация питания в ОУ:
Обучение правильному питанию на уроках, родительских собраниях, способствующему улучшению практики питания, влияющему на здоровье, рост и интеллектуальное развитие школьников;
2011-2013
Кузьчуткомова Р.М.
Кузиванова И.А.
Витаминизация блюд, введение в рацион фруктов, овощей, ягод;
2011-1013
Повар ОУ
Участие в районном конкурсе профессионального мастерства поваров ОУ
2010
Повар ОУ
Материально–техническое оснащение пищеблоков образовательных учреждений согласно требованиям СанПиН 2008 года.
2010, 2011
Савельев О.В.
3. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Цель: создание условий для успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задачи: обеспечить детям с ОВЗ условия и равные возможности для получения образования
Районный спортивный праздник среди детей с ограниченными возможностями здоровья, приуроченный к Дню защиты детей
ежегодно
Кузиванова И.А.
Подготовка необходимой документации для районной психолого-медико-педагогической комиссии
ежегодно
Кузиванова И.А.
4. Физкультурно-спортивное направление:
Цель: создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
Задачи:
- популяризация физической культуры, спорта и туристических навыков среди молодежи;
- развитие ценностей здорового образа жизни;
- формирование потребности здорового образа жизни у учащихся;
- повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья учащихся;
- внедрение в образовательные учреждения здоровьесберегающих технологий;
- повышение уровня спортивного мастерства талантливых детей;
Повышение квалификации учителей по физической культуре образовательных учреждений;
ежегодно
Шрейдер Н.Н.
Участие учащихся школы в Республиканских и Всероссийских спортивно-оздоровительных соревнованиях («Президентские состязания», «Лыжня России», «Кросс наций» «Российский азимут»; «Республиканские соревнования по кроссу и лыжным гонкам»; «Всероссийские соревнования по лыжным гонкам «Приз Сметаниной» )
ежегодно
Савельев О.В.
Старченко И.А.
Участие в мероприятиях районной круглогодичной спартакиады школьников для основной ступени обучения;
ежегодно
Савельев О.В.
Проведение Веселых стартов «Папа, мама, я – спортивная семья».
2011-2013
Кузиванова И.А.
Кузьчуткомова Р.М.
Участие в районной спортивно-патриотической игры «Зарница» и «Орленок»
2012 (Зарница)
2013
(Орленок)
Кузиванова И.А.
Старченко И.А.
Участие в районном конкурсе – соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо»,
ежегодно
Кузиванова И.А.
Старченко И.А.
Пропаганда через средства массовой информации здорового образа жизни посредством освещения итогов районных конкурсов, реализации программ здоровьесберегающей направленности и физкультурно-оздоровительной работы в ОУ.
2011-2013
Кузиванова И.А.
Савельев О.В.
Олимпиада по физкультуре
Ежегодно
Савельев О.В.
Участие в районном туристическом слете среди педагогов
2011-2013
Старченко И.А.
профсоюз
Спартакиада среди педагогов
2012
Савельев О.В.
Кузиванова И.А.
Ежегодный спортивный праздник по подведению итогов спортивного года
ежегодно
Кузиванова И.А.
5. Развитие экологического
воспитания:
Расширение эколого-биологического направления в в ОУ через кружки, элективные курсы и курсы по выбору
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Участие в республиканском конкурсе методических материалов эколого-биологической направленности
2010-2013 гг.
Кузиванова И.А.
Участие в республиканском конкурсе детского творчества «Зеркало природы»
Кузиванова И.А.
Пригарина Л.И.
Участие в республиканском фестивале «Цветов таинственная сила»
Кузиванова И.А.
Пригарина Л.И.
Проведение школьных акций «Летопись добрых дел»
Кузиванова И.А.
Кузьчуткомова Р.М.
6. Профилактика негативных тенденций среди учащихся. Межведомственная профилактическая работа
Цель: организация межведомственного взаимодействия и создание системы первичной профилактики
Задачи:
- Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов службы профилактики
- Организация выездов специалистов службы профилактики в ОУ района
- Организация мероприятий (беседы, тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры, упражнения – активаторы, акции)
- профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
- Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам: формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами
Всероссийская антинаркотическая акция «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации»
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Акция, посвящённая Международному дню борьбы с наркоманией и наркопреступностью;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Анкетирование учащихся образовательных учреждений «Сбор статистических данных по выявлению негативных проявлений» среди учащихся
Ежегодно
Кузиванова И.А.
- Организация общешкольных родительских собраний «Профилактика асоциального поведения детей. Формирование здорового образа жизни»;
- Показ видеофильмов по профилактике негативных тенденций среди несовершеннолетних;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Обновление банка данных:
1) на учащихся, состоящих на учете в ОВД, внутришкольном контроле;
2) на учащихся из семей, находящихся в социально - опасном положении;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Проведение РМКПО «Подросток», «Занятость», «Каникулы», «Внимание-дети!»;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Участие в семинарах ЗД по ВР «О состоянии преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних в ОУ района по итогам календарного года и мерах по её предупреждению»;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Участие в семинарах ЗД по ВР «О профилактике негативных тенденций среди несовершеннолетних в ОУ района»;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Месячник борьбы со СПИДом;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Разработка методических рекомендаций по организации профилактической работы для классных руководителей;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Районный конкурс-соревнование юных инспекторов движения «Безопасное колесо»;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Инспекционный контроль: «Реализация ФЗ №120 «Об основах безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Организация правовых уголков, уголков ПДД среди образовательных учреждений района;
Ежегодно
Кузиванова И.А.
Профилактика суицидальных проявлений среди подрастающего поколения; профилактика экстремизма.
Ежегодно
Кузиванова И.А.
7. Поддержка талантливых детей
Цель: поддержка талантливых детей в области спорта в рамках инициатив Президента РФ.
Задачи: Создание системы поддержки талантливых детей в области спорта.
Обновление банка данных талантливых детей в области спорта
Ежегодно
Савельев О.В.
Предусмотрение в течение учебного года «индивидуального образовательного маршрута» при подготовке детей к соревнованиям и выездам на соревнования.
В течении учебного года
Шрейдер Н.Н.
Савельев О.В.
Проведение диспансеризации детей в специальном спортивном диспансере
Два раза в год
Савельев О.В.
Организация выездов в детские специализированные лагеря за пределы РК для детей спортсменов
Летний период
Савельев О.В.
Материальная поддержка наиболее талантливых детей в области спорта
Ежегодно
Савельев О.В.
Укрепление МТБ
Цель: обеспечение программы необходимыми материальными ресурсами.
Задачи: рациональное использование бюджетных источников финансирования, активное привлечение средств внебюджетного финансирования
Определение пунктов программы, требующих финансирования.
Ежегодно
Савельев О.В.
Попова Н.А.
Составление сметы расходов на бюджетное финансирование из средств соответствующих бюджетов.
Ежегодно
Савельев О.В.
Обновление спортивного инвентаря и расходных материалов
В течении года
Савельев О.В.
Механизмы реализации программы:
1 этап – подготовительный (ноябрь-декабрь 2011 г):
Разработка программы
Создание оргкомитета и проведение заседаний оргкомитета с утверждением плана мероприятий и распределением обязанностей
2 этап – реализация программы (2012-2013 гг):
Создание условий для проведения мероприятий, запланированных в программе на каждый год
Проведение мероприятий программы согласно срокам
Привлечение на заседания оргкомитета, представителей ведомств и учреждений
Своевременное подведение итогов каждого года
3 этап – подведение итогов (декабрь 2013 г.):
Подготовка аналитических справок по направлениям
Составление итоговых таблиц по участию ОУ в мероприятиях
Подготовка выставок, обобщение работы ОУ
Подготовка наградного материала
Информации в СМИ, выпуск брошюр и газеты УО «Вестник»
Обязательными условиями достижениями результатов являются:
Сотрудничество между образовательными учреждениями, администрациями сельских поселений, учреждениями здравоохранения, общественными объединениями и другими заинтересованными ведомствами в организации спортивной и оздоровительной деятельности.
Активность участников.
Контроль за реализацией программы.
Стимулирование участников.
Заинтересованность всех участников образовательного процесса.
15