СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ


СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Ефименко Маргарита Викторовна
социальный педагог, МБОУ «Начальная школа», г – к Железноводск
Особое место на начальном этапе занимает социальное сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания, целями и задачами которого являются:
создание максимально адекватных условий обучения;
обеспечение охраны здоровья и жизни;
установление гуманных, нравственно - здоровых отношений в социальной среде.
С учетом возрастных особенностей детей начальной школы, была определена
цель социально - педагогической деятельности - профилактика социально негативных явлений путем реализации медико-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка, и задачи:
Обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального образования.
В целях предупреждения правонарушений совершенствовать формы, методы и средства профилактической работы с детьми.
Воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить работу по привитию адекватного поведения в любой ситуации.
Сохранять и укреплять здоровья детей, формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании:
- определение нужд, потребностей этих семей, их проблем;
- определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с ними;
-пропагандировать здоровый образ жизни.
Организовывать психолого-педагогические консультации для родителей.
Защищать детей от жестокости взрослых.
Охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка.
Основные направления работы по социальной защите учащихся:
Учебно - воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).
Внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика правонарушений, правовой всеобуч, организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время).
Организация благотворительных акций в помощь малоимущим семьям.
Медицинское обеспечение учащихся, работа по пропаганде здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.
Совместная работа школы, семьи, общественности (органами исполнительной власти, медико-психологическими службами).
Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).
Главными задачами данной работы являются:
отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;
создание банка данных « трудных » детей и детей с девиантным поведением;
систематический контроль над посещаемостью и успеваемостью учащихся.
Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. В начале учебного года по классам собираются сведения о детях группы «Риска», на основании анализа социума составляется перспективный план работы социального педагога. Решения воспитательных проблем, связанных с этими детьми, происходят на разных уровнях: индивидуальные беседы с учащимися, консультирование родителей в вопросах воспитания, классные часы, родительские собрания, профилактическая работа через школьную детскую лекторскую группу «Детский взгляд», Совет профилактики, Дни профилактики и встречи с инспекторами ОППН и узкими специалистами. В сентябре классными руководителями проводится анализ социума и заполнение «Карт социума», обеспечивающий выявление всех типов семей и постоянный контроль за учебно-воспитательным процессом детей из проблемных (неблагополучных) семей и трудновоспитуемых. Формируется общешкольный банк детей группы «Риска». Предупредительно-профилактическая деятельность социальной службы школы проводится в тесном контакте с муниципальными органами, прокуратурой, инспекторами ОДН ОМВД РФ по городу, ГИБДД, с учреждениями дополнительного образования, спорта, здравоохранения, проведения совместных профилактических бесед по правовой пропаганде, лекций о вреде курения, алкоголя и ПАВ, профилактическая работа по экстремистской деятельности в детском коллективе и безнадзорности. Один раз в полугодие проводятся Единые дни профилактики, на которых в классах и на родительских собраниях выступают специалисты отдела здравоохранения, прокуратуры, инспектора ОДН ОМВД, ГИБДД.
На базе школы с детьми проводится работа во внеурочное время: стараемся, чтобы все дети гр.«Риска» были заняты во внеурочное время в кружках, спортивных секциях, посещали ГПД.
Организация питания детей и помощь в благотворительных акциях малоимущим семьям.
С целью организации льготного питания в школьной столовой для учащихся из малоимущих семей, социальным педагогом школы в начале учебного года проводится анализ социума по выявлению детей из многодетных, опекунских и социально незащищенных категорий семей. По составленным спискам проходит сверка с городским управлением социальной защиты населения.
Питание учащихся находится под постоянным контролем школьной медицинской сестры: ежедневно проверяется качество приготовления пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале.
Замечательным направлением в социальной защите семьи является милосердная деятельность. Традиционно в школе проходят акции «Помоги пожилому человеку» и благотворительная акция «Милосердия»: сбор детской литературы, школьных принадлежностей, одежды зимнее - летнего межсезонья для организации помощи детям из малоимущих семей.
Медицинское обеспечение учащихся, профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни.
Здоровье человека - жизненно важная ценность. Здоровье школьников во многом зависит от условий жизни детей в школе. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса на уроках.
Воспитать ребенка здоровым - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.
В течение учебного года в школе проводились беседы, лекции о вреде курения, алкоголя и ПАВ, один раз в полугодие проводятся Единые дни профилактики, на которых в классах и на родительских собраниях выступают специалисты отдела здравоохранения, инспектора ОДН, ГИБДД: « Нет наркотикам», « Мы за здоровый образ жизни», « К чему ведут правонарушения», «Счастливое детство».
Проведение общешкольных профилактических мероприятий, месячников
«Быть здоровым, Мы против наркотиков, Мама, папа, я- дружная, спортивная семья», Дни здоровья, еженедельные дни профилактики правонарушений с приглашением узких специалистов, инспекторов ГИБДД, ОДН, КДН — такие акции необходимы т.к. борьба с вредными привычками - это борьба за наше будущее. Она направлена на сохранение здоровья учащихся и полноценное их развитие.
Совместная работа школы, семьи, общественности.
Задачи: сбор и накопление информации о многодетных, социально-незащищенных и проблемных семьях; помощь в преодолении негативных явлений в семье.
Семья оказывает реальное воздействие на ребёнка, на формирование его чувств и, в зависимости от того, в какой эмоциональной среде растёт ребёнок, какие нравственные ценности характерны для этой среды, будет зависеть полноценное воспитание, обеспечивающее становление и развитие ребёнка. Социальная деятельность с неблагополучной семьёй даёт эффективные результаты, если она основана на комплексном подходе, что включает изучение состава семьи (бабушки, дедушки, мать, отец, братья, сёстры), исследование психологического климата в семье, анализ материального положения.Поэтому, очень важно, чтобы неблагополучные и проблемные семьи в течение учебного года посещались на дому классными руководителями, социальным педагогом совместно с сотрудниками ОППН и КДН.
Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными их родители, поэтому в течение учебного года на общешкольных и классных родительских собраниях акцентировались вопросы и проблемы: «Роль родителей в воспитании детей», «Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей», «Семейное воспитание и здоровый образ жизни», «Детская безнадзорность», «Жестокость в семье».
«Трудные» школьники были, есть и конечно, будут, но мы в ответе за недопущение в своей работе дефектов в образовании и воспитании. Важен поиск путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной защиты и повышения эффективности профилактической работы.
   
Литература:
Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
Выготский Л. С. Кризис семи лет. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 989 – 997.
Гуров В. Н. Социальная работа с семьёй. — М., 2002.
Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов на Дону, 2005.