Интегрированное занятие логопеда и психолога с включением этно — экологического компонента Грибы Югры


Технологическая карта интегрированного занятия
Вид занятия: групповое занятие  Класс 1  
Продолжительность занятия: 35 минут
Тема занятия: «Грибная полянка».
Тип занятия: обобщение полученных знаний.
Вид занятия: нетрадиционный, интегрированный по содержанию, с включением этно – экологического компонента.
Место занятия: 6 модульная неделя, 3 занятие.
Цель: обобщить знания и представления по семантической теме «Грибы Югры»
Задачи:Образовательные:- способствовать развитию активного словаря,
- способствовать развитию высших психических процессов: внимания, памяти, воображения.
Коррекционные:- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
- развитие навыков слогового анализа;- развитие фонематического слуха и восприятия;- расширение словаря и развитие связной речи;
- формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильный, акустический, вибрационный контроль.Воспитательные:- способствовать успешной адаптации к обучению в школе детей – ханты через применение на занятиях этно – экологического компонента;
- воспитание бережного отношения к природе.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По взаимодействию учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа в парах.
По характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Методы стимулирования и мотивации на занятии: введение этно – экологического компонента, создание ситуации успеха.
Методы контроля и самоконтроля: фронтальный контроль, индивидуальный контроль и взаимоконтроль с опорой на органы артикуляции, тактильные ощущения, оральный, вибрационный, акустический самоконтроль, рефлексия.
Оборудование на занятии:
1.Информационные учебно – наглядные пособия:- презентация к занятию для учащихся по теме «Грибы», выполненная в программе Open Office – Power Point.
2. Учебно – наглядные пособия для выполнения практических заданий:
- зеркала для индивидуальной работы,
- раздаточный материал: бумажные грибы, пластмассовые бутылки, пластилин
Ход занятия:
№/п Название этапа, количество времени, кем проводится Задачи этапаСодержание этапа
1. Мотивационный этап (3 мин.)
Проводится психологом Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Аутотренинг на предстоящую работу
Психолог настраивает детей на предстоящую работу.
- Ребята, закройте глаза. Представьте, что вы – грибочки. Вы спрятались в травку, вставать совсем не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый лучик солнца упал на землю. Вам стало тепло и хорошо. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли головки, посмотрели на солнышко, показали друг другу красивые шляпки. Порадовались друг другу и солнышку. И с таким настроением сели за парты.
- Почему надо работать с хорошим настроением?
2. Целевой этап. (3 мин)
Проводится логопедом Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. Логопед организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний:
- Сегодня на занятии мы снова говорить о грибах, об удивительных и полезных свойствах. В конце занятия мы сделаем экспозицию «Грибная полянка».
- Какие грибы будут расти на нашей полянке?
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастики (5 мин.)
Проводится логопедом Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата Дети разгадывают загадки и далее выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами, каждое упражнение сопровождается демонстрацией фотографий по презентации «Грибы»
1.Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач – старик,
Житель бора (боровик)
-Надуем щеки, покажем, какой важный это гриб.
2.На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются (опята)
Втяните щеки, покажем тонкую ножку опят.
3.Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло – желтые (лисички)
- Выполним упражнение «Бублик», изобразим круглую шляпку гриба.
- Мы набрали целое лукошко грибов. Улыбнемся друг другу. Упражнение «Заборчик».
4. Практический этап (9 мин.)
Проводится логопедом Способствовать развитию лексико – грамматического строя и связной речи Послушайте внимательно стихотворение Е. Серовой:
Жил да был грибочек,
Вот его дом – кусточек.
Была у него ножка – без сапожка.
Была у него шляпка.
Нашли его ребятки,
Грибочек сорвали
И бабушке отдали.
Бабушка суп сварила
И деток накормила.
- Как называется суп из грибов? Какие части есть у гриба?
Нарисуйте гриб в тетради, расскажите о его частях.
- Какой одинаковый звук в словах ножкА, шляпкА? Где он находится: в начале, середине или в конце? Сделайте графический анализ.
5. Рефлексия. (3 мин.)
Проводится психологом Способствовать снятию напряжения. Развитие речевого дыхания
Включается музыка со звуками леса. Дети представляют картинки леса. Далее «вдыхается аромат леса»: вдох носом на счет «Раз-два-три», пауза «Раз-два-три», выдох». Раз-два-три».
6. Практический этап (9 мин)
Проводится логопедом и психологом Обеспечить применение знаний на практике. Способствовать развитию связной речи, фантазии, воображению, умению работать коллективно - А сейчас мы сделаем нашу грибную полянку. Наша полянка будет необычной – экологической. Для этого мы соберем сначала мусор на полянке. Какой может быть мусор на лесной полянке? (стаканчики, пластмассовые бутылки, фантики). Из этих материалов мы сделаем наши эко – грибы.
- В конце работы оценивается, какой получилась полянка. Что нужно делать, чтобы лесные полянки всегда были чистыми?
7 Рефлексивно-оценочный этап (3 мин.)
Проводится психологом Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.
Излагают суждения в устной форме. - Ребята, узнали ли новое о себе, друг друге. Стали ли ближе и дружнее друг к другу? Почему надо беречь грибные полянки?