Выступление на пед.совете на тему Формирование экологической грамотности у младших школьников


Выступление учителя начальных классов Скорняковой О.Н. на педсовете от 13.01.14г. по теме
«Формирование экологической грамотности младших школьников
в свете ФГОС НОО с учётом национально-регионального компонента»
Приоритетным принципом Закона Российской Федерации «Об образовании» является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Таким образом, в Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. У нас в Башкирии национально-региональный компонент составляет 20%. Он предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Все понимают, что реализация национально-регионального компонента в школьной практике обуславливает  особые требования к деятельности преподавателя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. 
К сожалению, учителю приходится сталкиваться с серьёзными проблемами.
Они начинаются уже при составлении рабочих программ. Ведь по каждому предмету необходимо учитывать национально-региональный компонент. Проблема и в том, что  отсутствуют даже примерные программы по реализации национально-регионального компонента, библиотеки не имеют возможности обеспечить учащихся текстами художественных произведений краеведческой направленности. Вот и приходится нам выкручиваться и напрягаться, чтобы каким-то образом реализовывать поставленные государством задачи.
Я хотела бы более конкретно рассказать о своей работе по вопросу экологического воспитания младших школьников с учётом национально-регионального компонента.
Итак, экология – относительно молодая наука, но её корни уходят вглубь на несколько веков. Уже с 17-18 вв. просветители и педагоги призывали уйти от бездушного отношения к окружающему миру и утверждали, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
В наше время желание победить и обуздать природу и силы стихии уступило место человеческому разуму. Всем стало очевидно, что природу надо беречь, жить по её законам, рационально использовать её ресурсы.
Формировать экологическое сознание необходимо уже с первых дней жизни ребёнка, школа, как одно из самых доступных образовательных учреждений, к сожалению, не справляется с этой задачей. Нет предмета ЭКОЛОГИЯ. Нет учебников для педагогов и учащихся по экологии, нет системы экологического образования. Но есть установка Федерального государственного образовательного стандарта к учителю начальных классов о том, что одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Конечно, экологические вопросы затрагиваются на всех предметах школьной программы, но вскользь и как-то косвенно.
Экологическое сознание, которое мы (педагоги) должны сформировать у наших детей, это не просто знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков), целей и мотивов человека.
Задача педагогов не только дать детям новые знания, но и ИСПРАВИТЬ (что самое сложное), скорректировать уже полученные знания.
Над своей методической темой я работаю уже 10-ый год. И именно с этого учебного года мне стало работать над внедрением и применением своих методов намного комфортнее. Объясню почему.
У меня 1 класс. ФГОС НОО позволяет работать более эффективно, так как нам предоставлены дополнительные часы на внеурочную деятельность – кружковая работа. Это время не сверхпрограммы, нет перегрузки детей. Это время оплачивается учителю (что немало важно!) Таким образом, я как педагог-исследователь имею возможность работать по своей программе экологического воспитания целых два часа в неделю. Это очень важно! Ведь работа идёт планомерно, систематически, с использованием ИКТ, инновационных технологий, интернет-ресурсов, краеведческого материала. Всё это ОЧЕНЬ заинтересовывает детей, расширяет их кругозор, обогащает словарный запас, развивает речь, заинтересовывает возможностью найти дополнительную информацию в научно-популярной или художественной литературе, расширяет знания о природе своей республики.
Рабочая программа, по которой работаю я, составлена на четыре года. Она включает несколько разделов:
1-й год обучения — «Знакомые незнакомцы» (66 часов): «Дикие животные», «Пернатые жители».
2-й год обучения – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34 часа)
4-й год обучения — «Познавательная практическая экология» (34 часа), и безусловно, охватывает национальный региональный компонент. Включаясь в практическую деятельность, применяя проектные технологии, дети активно вовлекаются в учебно-воспитательный процесс, испытывая положительные эмоции.
Остановлюсь на нескольких примерах. С ребятами мы знакомимся с животным миром. Изучаем поведение, повадки, образ жизни зверей, которые обитают и в нашей республике. Обязательно затрагиваем вопрос о том, какую пользу приносит конкретно этот зверь, как влияет деятельность человека на жизнь зверя, что нельзя делать и как уберечь его численность.
Про каждого зверька мы с ребятами смотрим документальный фильм или презентацию, читаем художественную литературу (рассказы писателей-натуралистов, русские и башкирские народные сказки о животных, пословицы и поговорки), дети с удовольствием рисуют, раскрашивают, делают поделки из бумаги или природного материала, сами придумывают сказки про животных.
Примеры мероприятий экологического характера: выставка рисунков «Мой домашний питомец», «Зимушка-зима», акция «Помогите птицам зимой» (изготовление кормушек, подкормка птиц), учимся бережно использовать бумагу, учимся экономить воду, электричество, разводим комнатные растения, учимся за ними ухаживать, сортируем мусор (пластиковые бутыли, энергосберегающие лампы, батарейки).
Такие мероприятия содействуют воспитанию гуманного и ответственного отношения к природе, раскрывают возможности детей, развивают творческие способности.
Эффективность своей работы я проверяю диагностическими тестами, анкетированием. В начале работы определяю стартовые возможности и знания (сентябрь), и далее, по ходу изучения разделов, и, конечно же, в конце года (итоговый).
Безусловно, национально-региональный компонент призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя нашей республики, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. Гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Республики Башкортостан, повысить статус образования как фактора развития нашей республики.
Я не тешу себя иллюзиями и не жду от детей «взрослых форм» проявления экологической культуры. Но, если мои ученики будут знать элементарные правила экологической этики, прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к природе, выполнять правила безопасного поведения в природе, проявлять интерес к дополнительным знаниям в области экологии, читать рассказы о природе, любоваться пейзажами художников, бережно относиться к растениям и животным, фотографировать красоту природы, петь песни о природе, и каждый день спрашивать меня: «Ольга Николаевна, а сегодня будет экология?» – я буду счастлива!
А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»: «Я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!»
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».