Адаптация детей младшего возраста к дошкольному учреждению
"Адаптация детей младшего возраста к дошкольному учреждению"
В большинстве случаев поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается проблемой адаптации к новой социальной ситуации и не все дети успешно справляются с ней. Появление у ребёнка негативных результатов - "адаптивного синдрома" - чаще является следствием физиологических и психологических причин: недостаточно сформированная нервная система; эмоциональное реагирование ребёнка на наличие стрессовой ситуации, которая изменила привычные условия его жизни.
Помимо объективных причин, существуют и субъективные: например, возрастной период, какие потребности выходят на первый план. Потребность общения со сверстниками у ребёнка возникает на четвёртом году жизни и оформляется на пятом. Поэтому весь период младшего возраста обострён чувствительностью к разлуке с близкими. Таким же ранимым является возраст 3-х лет, связанный с кризисом развития личности ребёнка.
Следующей субъективной причиной выступает биологический анамнез: токсикозы, заболевания у матери во время беременности, кесарево сечение, осложнение при родах. По данным статистики около 95 % родившихся детей имеют диагноз ППЦНС - перинатальное поражение центральной нервной системы. При этом в дальнейшем 40-50 % этих детей имеют пограничные состояния в психиатрии, психологические, нервно-ортопедические отклонения.
На положительный исход адаптационного периода влияют социальные факторы: наличие двух и более детей в семье, "широкое" социальное окружение семьи, наличие элементарных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Важными факторами являются также своевременное сенсомоторное развитие, развитие самопознания и речи ребёнка, развитые культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у, соблюдение режима дня в семье.
Решение проблем профилактики осложнений в период адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению проходит в четыре этапа. Его не стоит рассматривать как односторонний процесс, целесообразнее учитывать три стороны: родители, педагоги, дети.
Первый этап - это встреча педагога-психолога с родителями и малышом, когда из беседы, анкетирования и прямого контакта с ребёнком собирается первичная информация, определяется успешность адаптации: выявляются особенности перинатального и раннего развития, общий эмоциональный фон ребёнка, взаимоотношения с незнакомым взрослым, уровень сенсомоторного развития, имеющиеся умения и навыки.
Второй этап - создание семейных адаптационных клубов, в которых реализуется идея ранней социализации ребёнка: умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также выполнять вместе со всеми простые движения на развитие общей и мелкой моторики, упражнений по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения. Этому способствует: театрализованная деятельность, игры-потешки, подвижные и хороводные игры, лепка и рисование.
Третий этап - после совместных занятий с мамами дети начинают посещать группу детского сада в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в ДОУ. Алгоритм вхождения - это индивидуальный процесс, построенный с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и степени тяжести адаптации. В соответствии с алгоритмом дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей.
Четвёртый этап - после этапа алгоритма постепенного вхождения в ДОУ - идёт этап вхождения в детский коллектив, когда малыши в таком составе встречаются впервые. В это момент важно помочь детям положительно реагировать и конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Представляется, что предложенная система профилактики осложнений в период адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению будет способствовать менее болезненному вхождению ребёнка в новую социальную среду, в систему новых социальных отношений, снизит до минимума все негативные последствия адаптационного периода.