Сценарий городского экологического слёта Край в котором мы живём


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Джанкоя Республики Крым
"Центр научно-технического творчества"
(МОУ ДОД ЦНТТ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
городского экологического слета
«Край, в котором мы живём»
Разработала:
Беспалая Эльвира Александровна,
руководитель объединения «Юный эколог»,
педагог дополнительного образования
г. Джанкой. 2016 г.
Аннотация
Городской экологический слет обучающихся образовательных учреждений г. Джанкоя проводится с целью решения проблем экологического образования, нравственного воспитания, профессионального самоопределения школьников, поддержки их инициативы в исследовательской и природоохранной деятельности, развития их интереса к биологии и экологии, вовлечения в деятельность по сохранению природных экосистем.
Для участия в слете приглашаются команды всех школ города. Состав команды из 5 человек. Конкурсная программа экологического слёта включает теоретические задания (фотовикторина «Понемногу обо всём») и практические задания по секциям: «Птицы нашего города», «Пищевые цепи», «Ботаника», «Систематика насекомых» и «Отходы в окружающей среде».
Особенностью данного мероприятия является то, что оно проводится не в природных условиях, а в учебных лабораториях Центра.
Сценарий проведения городского слета: «Край, в котором мы живём»
Цель проведения слета: продолжить решение проблем экологического образования, нравственного воспитания, профессионального самоопределения школьников, поддержать их инициативу в исследовательской и природоохранной деятельности.
Задачи:
Образовательные – выявить имеющиеся у ребят теоретические и практические знания о характерных представителях фауны Крыма, самых известных речках и горах Крыма; по определению птиц по голосовым записям и древесно-кустарниковой растительности по предложенным плодам и семенам; составлении пищевых цепей; систематике насекомых; распределении бытовых отходов по периодам разложения в природе
Воспитательные – воспитывать бережное отношения к окружающей среде;
Развивающие - развитие личности, направленной на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Форма организации: слет
Материал и оборудование:
Медиаустановка, ноутбук, компьютер .Материал для работы на секции: «Ботаника»:
Плоды и семена дикорастущих деревьев и трав
Таблицы для заполнения
Материал для работы секции: «Птицы нашего города»:
Записи птичьих голосов
Таблицы для заполнения
Материал для работы секции: «Пищевые цепи»:
-Листы белой бумаги, ножницы, клей
- Карточка с изображениями животных
Материал для работы секции «Систематика насекомых»
- Таблицы
Материал для работы секции «Отходы в окружающей среде»
Набор бытовых отходов
Таблицы для заполнения
План проведения
1. Приветствие участников, представление жюри
2. Визитная карточка команд «Вот она, какая сторона родная…»
3. Теоретический тур: Фотовикторина «Понемногу обо всём»
4. Практический тур (работа в аудиториях по секциям):
5. Работа жюри, подведение итогов
Пока жюри подводит итоги слета, участники смотрят экологическое видео.
6. Награждение победителей
 
Ход мероприятия
Педагог-организатор.
Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас на общегородском экологическом слете «Край, в котором мы живём». Мы собрались, чтобы поговорить о проблемах экологии, углубить знания об окружающем мире, его проблемах и законах.
Мы рубим лес, устраиваем свалки,Но кто же под защиту все возьмет?Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.Подумайте, а что нас дальше ждет?Пора бы человечеству понять,Богатство у природы, отбирая,Что Землю нужно тоже охранять:Она, как мы, такая же – живая!
В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в Крыму настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…
Стихотворение под звон колоколов:
Есть просто храм,Есть храм науки.А есть еще природы храм-С лесами, тянущими рукиНа встречу солнцу и ветрам.Он свет в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй ее святынь!
Сегодня вы принимаете участие в общегородском экологическом слете «Край, в котором мы живём», в котором будут участвовать 8 команд от 8 общеобразовательных учреждений города. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри
Команды школ, которые в конкурсной программе слета наберут большее количество баллов, будут награждены грамотами за командное место. Ребята, которые покажут высокие результаты, работая по секциям, будут отмечены индивидуальными грамотами.
Представление жюри
Педагог-организатор разъясняет порядок проведения слета и проводит жеребьевку команд, согласно которой они будут выступать с визитной карточкой на тему «Вот она, какая сторона родная…»
Выступление всех команд 40 минут (по 5 минут каждая)
Педагог-организатор
Для участия в первом теоретическом туре Фотовикторине «Понемногу обо всём» приглашаются все участники слета. В этом конкурсе ребятам предлагается проверить свои знания о характерных представителях фауны Крыма, самых известных рек и гор Крыма
Все участники присутствуют в одном помещении. Ведущий для всех команд читает вопрос, который одновременно появляется на экране.
На обсуждении вопроса даётся 1 минута. Команда, посовещавшись, пишет ответ на листке бумаги. По истечении времени ответы отдаются членам жюри. После этого говорится правильный ответ и одновременно появляется на экране. После этого звучит и показывается следующий вопрос.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов - 15
Критерии оценки: чёткий ответ на поставленный вопрос (Ответ в основном будет состоять из одного (иногда из двух) слов)
Вопросы и ответы, а так же презентация прилагаются
2 тур - практический
Каждая команда самостоятельно определяет, кто из них в какой секции будет работать. Практические испытания будут проходить в разных аудиториях Центра по следующим секциям: «Птицы нашего города», «Пищевые цепи», «Ботаника», «Систематика насекомых» и «Отходы в окружающей среде».
Работа секций
1. Секция «Птицы нашего города»
По записи голоса определить название птицы нашего города. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 25.
Каждому участнику выдаётся таблица с названиями птиц под определённым номером. Задача участника, прослушав голос птицы (под определённым номером), найти её название в таблице и напротив её поставить соответствующий номер голосовой записи.
№ Птица № голоса
1. Галка 2. Кукушка 3. Неясыть серая (сова) 4. Дрозд чёрный 5. Сорока 6. Кольчатая горлица 7. Скворец 8. Ласточка деревенская 9. Синица большая 10. Степной жаворонок 11. Серая ворона 12. Вяхирь 13. Грач 14. Соловей 15. Большой пестрый дятел 16. Жаворонок хохлатый 17. Чёрный стриж 18. Горихвостка 19. Щегол 20. Воробей домовый 21. Утка кряква 22. Сизый голубь 23. Серый журавль 24. Лазоревка (синица) 25. Зяблик № Птица № голоса
1. Галка 5
2. Кукушка 14
3. Неясыть серая (сова) 17
4. Дрозд чёрный 8
5. Сорока 22
6. Кольчатая горлица 12
7. Скворец 20
8. Ласточка деревенская 16
9. Синица большая 1
10. Степной жаворонок 23
11. Серая ворона 18
12. Вяхирь 4
13. Грач 7
14. Соловей 21
15. Большой пестрый дятел 2
16. Жаворонок хохлатый 10
17. Чёрный стриж 24
18. Горихвостка 6
19. Щегол 25
20. Воробей домовый 3
21. Утка кряква 13
22. Сизый голубь 19
23. Серый журавль 9
24. Лазоревка (синица) 15
25. Зяблик 11
2. Секция «Пищевые цепи»
По предложенным изображениям составить пищевые цепи. За каждую правильно нарисованную стрелку – 0,5 баллов. Максимальное количество баллов – 13.
Каждый участник получает набор изображений и чистый лист бумаги. Задача участников эти изображения приклеить на чистый лист бумаги и составить пищевые цепи (поставить соответствующие стрелки)
4829175239839519053398520507111022193253926205229362032594552045970225996519411951905218884559740802188845


3. Секция «Ботаника»
По плодам и семенам определить деревья и травы города Джанкоя. За каждое правильное название – 0,5 баллов. Максимальное количество баллов - 15
Участникам предлагается один общий набор плодов и семян (каждый объект под определённым номером). Участники должны на листе бумаги написать номер объекта и его название.
Школа _________________
Ф. И. участника__________________________
№ Название дерева (травянистого растения)
1. Акация
2. Дурман
3. Липа
4. Туя
5. Клён
6. Грецкий орех
7. Берёза
8. Каштан
9. Овсюг обыкновенный
10. Шишка еловая
11. Мак самосёйка
12. Дурнишник обыкновенный
13. Платан
14. Хмель
15. Гледичия
16. Шиповник
17. Жёлудь
18. Репейник
19. Клещевина обыкновенная
20. Лещина (лесной орех)
21. Шишка сосновая
22. Виноград
23. Камыш
24. Тополиный пух
25. Пастушья сумка
26. Малина
27. Конский щавель
28. Калина
29. Подорожник
30. Абрикос
Школа _________________
Ф. И. участника__________________________
№ Название дерева (травянистого растения)
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 4. Секция «Систематика насекомых»
Установить соответствие между видом насекомого и отрядом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов - 22
Участникам будет предложена таблица, в которой будут перечислены отряды насекомых. Под таблицей будут перечислены виды.
Участникам необходимо напротив перечисленных отрядов написать те виды насекомых, которые к ним относятся.
Школа _________________
Ф. И. участника__________________________
№ Отряд Насекомых Представители
1. Тараканы 2. Прямокрылые 3. Вши 4. Полужёсткокрылые(клопы) 5. Равнокрылые 6. Стрекозы
7. Жёсткокрылые (Жуки) 8. Перепончатокрылые 9. Двукрылые 10. Чешуекрылые (Бабочки) № Отряд Насекомых Представители
1. Тараканы Т. чёрный
Т. рыжий
2. Прямокрылые Кузнечик зелёный
Сверчок
Медведка
3. Вши Головная вошь
4. Полужёсткокрылые(клопы) Клоп-солдатик
5. Равнокрылые Цикада горная
Тля
6. Стрекозы Стрекоза плоская
7. Жёсткокрылые (Жуки) Усач
Щелкун
Могильщик обыкнов.
Долгоносик сосновый
8. Перепончатокрылые Наездник
Медоносная пчела
Муровей9. Двукрылые Комар обыкновенный
Муха комнатная
10. Чешуекрылые (Бабочки) Крапивница
Голубянка
Совка
Представители насекомых:
Долгоносик сосновый, наездник, таракан чёрный, клоп-солдатик, цикада горная, таракан рыжий, голубянка, кузнечик зелёный, стрекоза плоская, усач, медоносная пчела, сверчок, медведка, головная вошь, тля, муха комнатная, совка, щелкун, могильщик обыкновенный, муравей, комар обыкновенный, крапивница.Школа _________________
Ф. И. участника__________________________
5. Секция «Отходы в окружающей среде».
Предложенные бытовые отходы соотнести с определённым периодом разложения в окружающей среде. За каждый правильный ответ –0,5 баллов. Максимальное количество баллов - 10
Участникам предлагается один общий набор бытовых отходов (каждый объект под определённым номером). Участники должны на карточке, с уже перечисленными периодами разложения мусора, написать номер объекта и его название.
Школа ___________
Ф. И. участника ______________
2-3 недели Салфетки
1-4 месяца Газетная бумага
3 месяца Картонные коробки
2-3 месяца Конфетные обёртки
2-3 года Офисная бумага
1-5 лет Шерстяные нитки
От 3-8 до 10-12 лет Сигаретный окурок
До 10 лет Старая обувь
От 30 лет Жвачка
До 40 лет Синтетическая ткань
До 50 лет Кожа
90 лет Жестяные банки
Более 100 лет Фольга
110 лет Электрические батарейки
180-450 лет Пластиковые бутылки
200 лет Губка
500 лет Аллюминивые банки
До 1000 Полиэтиленовыя пакет
Более 1000 Стеклянная тара
Более 1000 Стекло
Школа ___________
Ф. И. участника _________________________
2-3 недели 1-4 месяца 3 месяца 2-3 месяца 2-3 года 1-5 лет От 3-8 до 10-12 лет До 10 лет От 30 лет До 40 лет До 50 лет 90 лет Более 100 лет 110 лет 180-450 лет 200 лет 500 лет До 1000 Более 1000 Более 1000 Пока жюри подводит итоги слета, участники смотрят экологическое видео
           Подведение итогов слета и награждение победителей.
 
Педагог-организатор
Награждается команда школы ____________ за 1 место в городском экологическом слёте.
Награждается команда школы ____________ за 2 место в городском экологическом слёте.
Награждается команда школы ____________ за 3 место в городском экологическом слёте.
Награждается ____________ обучающийся МОУ «СОШ № ____», победитель номинации «Птицы нашего города» в городском экологическом слёте
Награждается ____________ обучающийся МОУ «СОШ № ____», победитель номинации «Пищевые цепи» в городском экологическом слёте
Награждается ____________ обучающийся МОУ «СОШ № ____», победитель номинации «Ботаника» в городском экологическом слёте
Награждается ____________ обучающийся МОУ «СОШ № ____», победитель номинации «Систематика насекомых» в городском экологическом слёте
Награждается ____________ обучающийся МОУ «СОШ № ____», победитель номинации «Отходы в окружающей среде» в городском экологическом слёте
.
Заключительное слово, под музыку
- Разумное начало камня – быть строительным материалом для прекрасных архитектурных творений.
- Разумное начало Земли – в растительности на ней произрастающей.
- Разумное начало растительности – служить для превращения Земли в один цветущий сад, прообразом которого служил рай.
- И если мы не изменимся внутренне – нравственно – духовно, – не жить нам под солнцем, не иметь нам более природы - питательницы, заступницы, врачевательницы, не находиться нам более в красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся ее щедротах.
- Берегите природу!
- Городской экологический слёт объявляем закрытым!