Общение родителя и ребенка-подростка.(советы родителям)

Общение с ребенком-подростком.(Советы родителям)
Будучи маленьким мальчиком или чудесной малышкой, ваш ребенок рассказывал вам обо всем. Но, став подростком, совсем перестал с вами общаться. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он либо отвечает односложно, либо начинает спорить. В результате ваш дом превращается в «поле боя». Почему это происходит? Что движет вашим ребенком?
Жажда независимости. Чтобы стать ответственным взрослым человеком, вашему ребенку придется, образно говоря, со временем пересесть с места пассажира на место водителя и научиться ездить по опасным , извилистым дорогам жизни. Действительно, многие подростки хотят иметь слишком много свободы. С другой стороны, родители иногда чересчур ограничивают свободу своих детей. В итоге в семье возникает ситуация, похожая на «перетягивание каната», которая причиняет немало трудностей родителям и подросткам.
Абстрактное мышление. Маленькие дети обычно мыслят конкретными, «черно-белыми» понятиями. Однако в подростковом возрасте ребенок способен воспринимать и «оттенки серого». Это важный признак абстрактного мышления, который помогает подростку здраво смотреть на вещи. Например, для ребенка идея справедливости проста. Вот так он рассуждает: «Мама разложила печенья на две равные части; одну дала мне. А другую – моему брату». В данном случае понятие справедливости сводится к математической формуле. Подростки же осознают, что в жизни не все так просто. Ведь одинаково относится к разным людям не всегда справедливо, а быть справедливым не всегда означает относиться к людям одинаково. Абстрактное мышление поможет вашему ребенку-подростку разобраться в этих и других сложных вопросах. Но есть и обратная сторона медали: формируя свое мышление. Он может оспаривать ваше.
Что можно предпринять? Не упускайте возможности общаться. Воспользуйтесь неформальной обстановкой. Некоторые дети-подростки более склонны к откровенности во время совместных домашних дел или поездок на автомобиле, то есть когда они находятся рядом с родителями, а не лицом к лицу.
Излагайте суть. Совершенно не нужно по любому поводу спорить до хрипоты. Лучше спокойно выскажите свою мысль и остановитесь на этом. Подросток « услышит» главное из сказанного вами позже, когда останется наедине с собой и у него будет время поразмышлять. Не стоит его лишать такой возможности.
Слушайте и будьте гибкими. Внимательно, не перебивая, слушайте своего ребенка – так вы получите полное представление о проблеме. Обдумайте, что сказать. Если вы требуете неукоснительного соблюдения правил, у вашего ребенка может возникнуть искушение найти в них лазейку. Тогда дети и начинают вести двойную жизнь: они говорят родителям то, что те желают услышать.
Сохраняйте спокойствие. Не реагируйте слишком бурно, лучше покажите, что вы понимаете своего ребенка. Например, вместо фразы: «Об этом нечего и переживать» скажите: «Вижу, что тебя это очень беспокоим».
Насколько возможно, направляйте, а не диктуйте. Способность подростка абстрактно мыслить, подобна мышце, которую нужно тренировать. Поэтому, если вашему ребенку требуется решить какую-то проблему не делайте это «упражнение» за него. Обсудите вопрос ,и пусть он предложит свое решение. Затем, совместно рассмотрев несколько возможных вариантов, вы могли бы сказать: « Вот некоторые пути решения проблемы. Подумай над ними, а потом еще раз обсудим, какой из них ты считаешь лучшим и почему».


15