Основные принципы подготовки и проведения в детском дошкольном учреждении фольклорного праздника

Основные принципы подготовки и проведения в детском дошкольном учреждении фольклорного праздника
В жизни детей дошкольного возраста, да и взрослых (педагогов, родителей, обслуживающего персонала) праздники и развлечения занимают огромное место.
Уже при подборе фольклорного материала для освоения его детьми на музыкальных занятиях необходимо иметь готовый продуманный сценарий, где произведения как музыкального, так и немузыкального фольклора компонуются по принципу контрастности характера исполнения, использования различных видов музыкально-художественной деятельности детей.
Важно провести предварительный анализ каждого фольклорного произведения, используемого в сценарии. Мы имеем ввиду жанровый, интонационный и режиссёрский анализы фольклорного образца. Определение и уточнение жанра необходимо для грамотного его исполнения. Интонационный анализ поможет снять некоторые проблемы, связанные с трудностями исполнения, адаптировать произведение для использования его конкретной возрастной группой детей. Режиссёрский анализ позволит выстроить драматургию сценического действия в сценарии праздника.
Многие музыкальные руководители, не владеющие знаниями по народному творчеству, в сценариях фольклорных праздников соединяют разностилевой исполнительский материал. Наиболее распространённые случаи, когда в одном сценарии соединяются характерные народные образы, традиции, обрядовые действия и монтаж из стихотворений поэтов. Часто хороводные песни исполняются только как танец без песенного сопровождения. При этом движения не соответствуют стилистике народной хореографии.
Сценарий праздника строится по принципу драматургически выстроенного сквозного действия. Порой музыкальные руководители грешат эпизодичностью в драматургии, клочковатостью, отсутствием развития образов. Привычка делить музыкально-художественное творчество детей по видам их деятельности нарушает синкретизм фольклорного творчества, вносит статичность в развёртывании событий. При этом нарушается ощущение спектакля, игровой основы фольклора, зрелищности. Так совершенно не характерно отделять музицирование на музыкальных инструментах от песни. Исполнять обыгрывание сюжета песни отдельными группами детей (одни поют, другие иллюстрируют текст и т.д.), отделять движение от пения и т.д.
Отдельную сферу в подготовке фольклорного праздника составляет художественно-изобразительная сторона его оформления. Необходимо подобрать или изготовить костюмы для детей, соответствующие стилистики песен. И, если костюм для мальчика – это рубаха (не всегда косоворотка, как это считается) и шаровары, то девочки могут быть наряжены только в длинные рубахи или сарафаны (не в пол, а по щиколотку). Панёвные (юбочные) композиции в одежде детей не традиционны, их носили только женщины. Головные уборы также должны соответствовать возрасту детей дошкольного возраста. Это ленточки (повязки) на голову или платки. Если требует обряд (завивание берёзки, Семик, троица) – веночек. В любом возрасте – для девочки, девушки, женщины обязателен головной убор. Мальчики также должны иметь кепки (их можно обыграть в пляске, танце, в игре).
Музыкальное оформление также очень принципиальный вопрос в грамотной реализации фольклорного праздника. Сопровождение музыкального материала должно исполняться на народных музыкальных инструментах (баян, реже аккордеон, балалайка, ударные и т.д.), но никак не фортепиано. Если же музыкальный руководитель не владеет ни одним из народных инструментов, целесообразно использовать фонограммы (только в качестве сопровождения танцу, т.к. пение требует от сопровождения большей темповой свободы).
Роль музыканта в фольклорном празднике отличается своими функциями от его роли на обычном традиционном для дошкольных учреждений празднике. Педагог выполняет не пассивную роль концертмейстера, а выступает в качестве лидера и участвует в общем действе как один из исполнителей, тем самым, помогая детям донести до зрителя достаточно масштабные сцены, поддерживая в неожиданных для них ситуациях, порой возникающих на утренниках. На фольклорном празднике любую незапланированную ситуацию можно обыграть, сгладив ошибку. Импровизационная природа фольклора поможет это сделать незаметно, и даже, с точки зрения исполнительства, оригинально. Опытный музыкант всегда найдёт достойный выход из сложившейся ситуации, ведь он является непосредственным участником праздника.
Важно подчеркнуть, что участие взрослых в фольклорном сценическом действе обусловлено народной традицией, в которой старшее поколение является примером для подражания детьми исполнительского поведения. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, необходимо продумать их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они также помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия.
Для сценариев фольклорных праздников можно брать практически все жанры фольклора, все его обряды. Это и календарные праздники, и свадебный обряд, и построенные на доступном для детей необрядовом фольклоре различные сценки.
В ДОУ существует такая форма общения с детьми как развлечения. Эту форму можно использовать и для осуществления музыкально-фольклорной образовательной деятельности, если спланировать её как серию тематических вечеров для детей: рассказать в интересной форме (например, с использованием кукол) об обрядах, обычаях нашего народа; о музыкальных инструментах с показом и прослушиванием их звучания (фонограммы); об образах славянской мифологии – божествах, связанных с природой, русалках, домовых, леших – оберегающих дом и воспитывающих людей, былинных героях – богатырях, защищающих нашу землю и т.п.
Интересна для детей и форма сказки. Помимо собственно рассказа, педагог, подбирает фольклорный материал для озвучивания её героев и содержания. Для этой цели вставляется песенный материал. Таким образом, содержание и рассказ обогащается живым общением через песню и выразительную речь.
В предварительной работе над сказкой важна характерная для сказителей повествовательная интонация с длинными цезурами, сменой темпоритма высказывания, подчёркиванием содержательно значимых мест.
Музыкальный руководитель предварительно прорабатывает текст сказки, определяя мелодику и интонацию речи, паузы, остановки, смысловые акценты, скороговорочные зоны, ищет нужные интонации для характеристики образов, места, где песня органично входит в общую канву сказки, не нарушая её течение и последовательность изложения.
Для адекватного восприятия детьми сказки лучше всего рассказывать сидя, занимаясь рукоделием (вышивать, шить, вязать и т.п.), демонстрируя поглощение работой, изредка отвлекаясь от неё. Возможны образные отступления, обсуждения характеров героев, их поступков, диалоги с детьми, включение их в исполнение и т.д.
Постановка фольклорных обрядов требует от музыканта обширных знаний, умений и способности работать с детьми на фольклорной основе. Создание сценариев фольклорных праздников – это и работа музыкального руководителя как драматурга, и трудная режиссёрская задача, требующая организаторских и волевых качеств характера. Фольклорный праздник – это не только возможность продемонстрировать успехи детей, но и своеобразный экзамен на профессионализм, и творческую зрелость музыкального руководителя.








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915