Из опыта работы Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном учреждении
Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном учреждении.
Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости, не
найдешь до самой старости.
Так гласит народная мудрость. Вот поэтому одной из самых актуальных тем для разговоров во все времена – это здоровье человека. Что же такое здоровье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится – правильная, нормальная деятельность организма. А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья. Проведенные исследования и их результаты наглядно указывают на социально педагогический уровень проблем, который возникает перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитывать здорового человека с оптимальным физическим и психологическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Неоспоримо, что основная задача дошкольных учреждений – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог или просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию своих воспитанников? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий ,стала приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей, главной целью которых является обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. - динамические паузы - подвижные и спортивные игры - контрастные дорожки, тренажеры
Технологии обучения здорового образа жизни. - утренняя гимнастика - физкультурные занятия - бассейн - точечный массаж - спортивные развлечения, праздники - День здоровья - занятия из серии «Здоровье»
Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия - сказкотерапия - библиотерапия.
Технологии коррекции поведения. - «уголок здоровья» - «дорожка здоровья» - дыхательная гимнастика - динамическая гимнастика - корректирующая гимнастика - гимнастика после дневного сна (бодрящая) - массаж ладоней рук - массаж ступней ног
Осознавая всю важность данной темы, и мы в своей работе стараемся применять различные виды здоровьесберегающих образовательных технологий.
Изначально, стены своей группы мы решили окрасить в спокойные, пастельные тона, потому что мы уделяем внимание цветовой гамме интерьера в группе, ведь правильно подобранные цвета, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой у ребят.
В своей работе, уже с младшего возраста мы всегда уделяем много внимания культурно-гигиеническим навыкам, приучаем к тому, что такие вещи, как расческа, носовой платок, полотенце, постель должны быть индивидуальными, а руки всегда должны быть чистыми после прогулок, перед обедом.
Занятия из серии «Азбука здоровья» очень интересны детям. Мы включаем их не только в сетку занятий в качестве познавательного развития, но проводим их в режимные моменты. В ходе таких занятий рассказываем детям о строении своего тела, назначений органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаем элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Мы считаем, что такие занятия имеют огромное значение в воспитании потребности в здоровом образе жизни, ведь у детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье, и расширяются представления о том, как нужно заботиться о сохранении своего здоровья. Используем д
·идактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное - несъедобное», «Одень по погоде» и т.д.
В нашей группе обустроена «Зона физического развития», где в свободном доступе все пособия, как традиционное, так и нестандартное оборудование. В свободное время, часто во второй половине дня, когда время строго не фиксировано в зависимости от задач, поставленных педагогом, наши дети очень любят играть, используя спортивный инвентарь. Это мячи, скакалки, кегли, различные мишени,мешочки с песком, мячи для самомассажа, а так же пособия для укрепления дыхательной мускулатуры: снежинки, красочные бабочки, трубочки для бульканья.
В своей работе мы уделяем большое внимание подвижным играм, а так же используем элементы спортивных игр. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, а так же местом их проведения и временем. У детей есть игры более любимые, они играют в них самостоятельно. И у этих детей, с которыми мы работаем сейчас, уже существуют игры, которые они любят особенно, и можно видеть, как они пытаются играть самостоятельно, хотя не всегда получается играть организованно, тогда мы приходим к ним на помощь. Это такие игры как «Дед Мороз – красный нос», «Волк и поросята», «Змейка», «Мы веселые ребята», «Боулинг», «Городки», «Футбол» и «Баскетбол». Спортивно-оздоровительные технологии являются спутниками нашей жизни. Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой. Проводит их инструктор по физической культуре, при непосредственной помощи воспитателя. Самыми яркими и радостными событиями в спортивной жизни, конечно всегда являются спортивные праздники и досуги. Активные упражнения всегда оказывают воздействия на организм, закрепляют двигательные умения, навыки, способствую воспитанию чувства коллективизма, дружбы и влияют на психоэмоциональное состояние детей.
Технологии музыкального воздействия стараемся применять в ходе занятий, используя их в качестве вспомогательных средств для снятия напряжения или, наоборот, для повышения эмоционального настроя. Музыкальные занятия приносят большую радость, эмоциональное наслаждение.
В своей работе, в основном со старшими детьми, мы используем такую технологию, как сказкотерапию. Потому что не всегда приносят успех простое разъяснение, или общепринятые методы воспитания, когда ребенок плохо себя ведет, капризничает. Дети часто не воспринимают или вообще могут действовать наоборот. А вот посредством применения сказкотерапии, ребята действительно меняют свое поведение под влиянием сказочных сюжетов, стараясь подражать любимым героям. Сказки выбирали уже существующие, а иногда придумывали свои истории про какого-нибудь персонажа. Могли придумывать волшебника, который расколдовал героя сказки, если тот исправился, главное, чтобы дети поняли – счастливый конец или исцеление происходит лишь тогда, когда ребенок или персонаж исправится. И это всегда самое важное в сказкотерапии.
На всех занятиях мы применяем динамические паузы, по 2-3 минуты по мере утомляемости детей, по-другому мы их называем «физминутки». Они могут включать в себя гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, музыкальное воздействие, ритмические упражнения. Все зависит от вида занятия. Дети очень любят пальчиковую гимнастику. Используем всей группой, подгруппой или индивидуально. Делаем это в любое время, а так же, как было упомянуто выше, во время занятий. Дети знают много рифмовок для такой гимнастики.
Гимнастику для глаз проводим в любое свободное время или во время динамической паузы на занятии, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. Так же включаем гимнастику для глаз во время упражнений после дневного сна, используя ориентиры.
Корректирующая гимнастика используется в нашей группе в основном на физкультурных занятиях или включаем так же упражнения в гимнастику после сна и в физминутке. Она способствует профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
Бодрящая гимнастика после сна стала неотъемлемым и приятным мероприятием для ребят. Дети просыпаются под спокойный голос воспитателя или под спокойную музыку. Обычно гимнастика проходит прямо на кроватках, в силу того, что и спальное пространство, и игровое у нас совмещены. Такая разминка повышает мышечный тонус. После всех упражнений считаем эффективным солевое закаливание по методу Ю.Ф.Змановской. Дети идут по корректирующим дорожкам, раздражая подошву ног, а затем по коврику, смоченному в 10 % растворе соли. Солевой раствор вызывает расширение сосудов стоп, усиливает теплообразование. Механические воздействия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Со старшими детьми проводим психогимнастику, которая и направлена на коррекцию различных сторон психики.
Летом дети спят без маек, даем возможность походить босиком на прогулке, раздеваются на короткое время до трусиков.
Так же занятия хореографией доставляют массу эмоций и создают оздоравливающий, корректирующий эффект.
На период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ в группе регулярно проходят такие мероприятия, как употребление фитонцидов: это лук, чеснок. Организуем родителей в изготовлении для своих детей «чесночных кулонов», используем аксолиновую мазь в нос.
Но так как главными воспитателями ребенка являются все же родители, мы наметили обширную информационно – просветительскую работу по формированию у родителей понятия о здоровом образе жизни как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы в группе по здоровьесберегающему направлению.
На стенде для родителей мы предлагаем всевозможную информацию, комплексы упражнений или гимнастик по профилактике опорно-двигательного аппарата, органов зрения, дыхательной гимнастики или пальчиковой. Есть рубрика, где освещаются вопросы оздоровления без лекарств.
Все наши усилия направлены на оздоровление детей, и мы за здоровый образ жизни! Не зря наш групповой проект так и называется – «Неболейка», потому что мы поставили перед собой цель, снизить заболеваемость детей в группе, путем формирования осознанного отношения к своему здоровью в сотрудничестве с семьей.
13 PAGE 14415
15