Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения. урок 7 класс


Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения. Дата:
47урок
Класс
Цели урока 1.Образовательная:Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение, познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе .
2.Развивающая: продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать
3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, через расширение кругозора и познавательного интереса с представителями пресмыкающихся, встречающихся на территории Казахстана и занесенных в Красную книгу.
Тип урока комбинированный
Вид урока Урок исследование
Методы частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Форма работы Фронтальная , практическая, групповая
Оборудование изобразительные:демонстрационные таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения, рисунки учебника, карточки с заданиями, презентация на тему «Класс Пресмыкающихся»
«Ключом ко всей науке является вопросительный знак...» (О. Бальзак)
время Этап/ деятельность ресурсы
Орг момент.
Актуализация знаний
5 минут Приветствие. Эмоциональный настрой.
О них сложено много легенд, сказаний и загадок. Это их считают:
1.способными к гипнотическому взгляду ( змеи)
2.долгожителями ( черепахи)
3.ужасно кровожадными ( крокодил)
4.быстрыми и юркими ( ящерицы)
5.ужасно переменчивыми ( хамелеон)
6.стали символом медицины ( змея)
2.ЗаданиеОтгадать загадки.
1.Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет ……( черепаха)
2.По реке плывет бревно-
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит……( крокодил)
3.Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватился за хвост, но- ах удрала,
А хвост в руках оставила. ( ящерица)
Проблемы урока
1.С какой особенностью внешнего строения связано название класса Пресмыкающиеся?
2.Чем покрыто тело пресмыкающихся?
3.В чем принципиальное отличие пресмыкающихся от земноводных? Проверка д.з5 минут Фронтальный опрос учащихся.Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «нет хлопка - не верю». 1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Решить задачи:
1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу). Изучение нового материала
7 минут Деление на группы. Работа в форме «зигзаг»
1 группа «общее строение»
2 группа пищеварение
3 группа дыхание и кровеносная система
4 группа нервная система и размножение раздатка2 минуты ФизминуткаЛабораторная работа
10 минут Лабораторная работа № 8
Изучение внешнего строения ящерицы. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
Цель: установите особенности внешнего строения ящерицы с наземным образом жизни, выявите изменения в скелете ящерицы.
Оборудование: рисунки, скелет ящерицы и лягушки.
раздаткаПервичное закрепление
3 минуты Написать эссе на данную тему 5-7 предложений
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?
2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.
3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?
Рефлексия Что у меня на сердце стикеры3мин
Дом.заданиесделайте сообщения о пресмыкающихся, занесенных в КК Казахстана Общая характеристика класса.
Настоящие наземные позвоночные холоднокровные животные ( известно около 9400 тыс.видов)
Форма тела и размеры различны
Большинство ведет наземный образ жизни
Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией
Способ передвижения –ползание

Особенности внешнего строения.
Жесткая сухая кожа, покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания.
Особенности строения скелета.Он состоит из трёх отделов: скелета головы, скелета туловища, скелета конечностей и их поясов. В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Пищеварительная система.

Дыхательная система
Единственный орган дыхания у пресмыкающихся - лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность. Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание  отсутствует. У пресмыкающихся впервые появились проводящие воздух пути – трахея и бронхи.
Кровеносная система.Кровеносная система замкнутая, есть два круга кровообращения. Как и у земноводных, сердце трёхкамерное: состоит из левого и правого предсердий и желудочка. В желудочке появляется неполная перегородка, которая при его сокращении доходит до самого верха, на короткое время, разделяя его на левую и правую части и препятствует смешиванию артериальной и венозной крови.
Нервная система.Строение нервной системы сходно с земноводными. Она состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервы).
Головной мозг так же состоит из пяти отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний. Происходит усложнение в его строении. Гораздо лучше развиты большие полушария переднего мозга. На его поверхности появляются зачатки коры, следовательно, поведение пресмыкающихся усложняется.

Размножение.Рептилии – раздельнополые животные. Одним из важнейших приспособлений пресмыкающихся к наземному образу жизни является внутреннее оплодотворение. Размножение и развитие происходит на суше. Большинство рептилий откладывают яйца, которые снаружи покрыты защитными оболочками.
Яйца крупные, содержат большой запас питательных веществ.
Питание. Большинство плотоядные; растительноядные (сухопутные черепахи).
Лабораторная работа № 8
Изучение внешнего строения ящерицы. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
Цель: установите особенности внешнего строения ящерицы с наземным образом жизни, выявите изменения в скелете ящерицы.
Оборудование: рисунки, скелет ящерицы и лягушки.
Задания:
По рисунку сделайте сравнительный анализ внешнего строения ящерицы и лягушки.


2.Сравните скелет ящерицы со скелетом лягушки.
Параметры сравнения Скелет ящерицы Скелет лягушки
Череп Отделы позвоночника:
Шейный
Грудная клетка Скелет конечностей 3.Найдите во внешнем строении и скелете ящерицы признаки, связанные с наземным образом жизни.