«Социализация в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению»
Статья
«Социализация в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению»
Худорожка Валентина Владимировна
психолог «Ясли – сада №10 г.Аксу»
.
Отрыв от дома и родных при поступлении в детский сад, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми для ребенка людьми может стать для ребенка серьезной психической травмой. Для того, чтобы избежать психической травмы ребенка в период адаптации необходимо ребенку помочь и проникнуть в его маленький мир и содействовать комфортному, бестравматичному привыканию ребенка к новым социальным условиям.
Как мы понимаем понятие «социализация»? По мнению Р.С. Немова «социализация – это процесс и результат усвоения ребенком социального опыта». В этот период малыш становиться культурным, образованным и воспитанным человеком.
На этапе дошкольного возраста социальная ситуация характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнеры по игре.
Социализация к новым условия при поступлении в детский сад будет осуществляться более успешно при опоре на ведущий вид деятельности, которая является корнем становления личности ребенка. Научные исследования показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта – это доверие к миру, открытость в общении, желание познавать новое. Эмоциональная жизнь у детей формируется в раннем возрасте и во многом определятся дальнейшими социальными условиями.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Выделяются уровни адаптации: физиологическая, психическая, социальная. Даже при легкой адаптации у детей может быть нарушен аппетит, сон. Надо знать, что психический и физиологический регресс – это нормальная реакция организма на новые условия.
Таким образом, для детей, которые социализируются, соответствующими эталонами изменениями социальной среды является семья, детский сад, и его ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность. Использование игровых технологии в работе с детьми создают благоприятные и комфортные условия адаптации детей к новым социальным условиям.