Способы выражения подлежащего


Учитель: Мусагалиева Н.Р класс 7
Тема: Способы выражения подлежащего. Имя существительное и местоимение в роли подлежащего
Цель: формирование знаний о способах выражения подлежащего
Задачи: умение находить грамматическую основу предложения; определять, чем выражены главные члены, развивать устную и письменную речь, мышление; воспитывать любовь к природе, вызвать интерес к уроку.
Результаты обучения: сумеют дать определение главных членов предложения, находить в предложениях, производить синтаксический разбор
Ключевые идеи: Оценочный лист
Работа по картинке, деление на группы при помощи картинок, групповая работа, таблица, стикеры, составление постера и защита, оценка при помощи смайликов
ресурс: учебник «Русская речь» 7 класс К.У.Кунакова, З.Ж.Искакова Алматы «Атамура» 2007, , интернет источники, рисунки
Содержание урока
Время Действия учителя и записи Действия ученика
2 минут
Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой
Разми Разминка «Подарок»
Цель: создание благоприятной среды, позитивный настрой
Деление на две группы при помощи фигур (разноцветные треугольники ) Приветствуют
Делятся на группы. Образуются две группы по пять учеников
5 минут Проверка домашней работы
Логические цепочки
Каждая группа получает инвентарную таблицу, которую должны заполнить.
Расскажите о главных членах
1 группа - Подлежащее
2 группа - Сказуемое
Работают в группе, выходят к доске и вписывают в таблицу. В тетрадь заносится часть таблицы по теме урока.
12 минут
20 минут Определение темы урока
Анализ предложений. На интерактивной доске записаны два предложения.
Белки собирают и сушат на зиму грибы, ягоды. Они делают запасы на зиму.
Вопросы: Назовите грамматическую основу предложений. (Белки собирают и сушат. Они делают.) Скажите, чем выражены подлежащие в предложениях.
Сделайте вывод: подлежащее может быть выражено именем существительным и местоимением.
Сегодня на уроке мы с вами будем разбирать предложения, определять чем выражено подлежащее.
Запись темы урока
Тренировочные упражнения. Групповая работа
1) «Поймайте основу!» Запишите только основу каждого предложения
1 группа: Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. В саду слышатся звонкие голоса школьников. Как красиво выглядят они рядом с желтой антоновкой! Скоро город получит много свежих фруктов.
2 группа: Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай. На подстилке из соломы лежат краснобокие яблоки. Женщины укладывают яблоки в ящики. Я люблю осень.
Закрепление изученного материала
Парная работа
Задание 1. Составьте 2 предложения. Имя существительное в роли подлежащего, местоимение в роли подлежащего.
Задание 2. Групповая работа. Работа с текстом «Подарок»
1) чтение, объясните название рассказа.
2) определите основную мысль. Анализ по вопросам
3) составьте план в форме простых предложений
4) укажите стиль текста
Задание 3. Выборочное письмо. Выпишите 2 предложения с разными способами выражения подлежащего.
Задание 4. Синтаксический разбор предложений
1группа: Комнатное тепло не спасло берёзу.
2 группа: Однажды Ваня принес маленькую берёзу.
Ученики работают в группе, разбирают предложения и отвечают на вопросы.
Делают выводы
Оценивание
Работают в парах.
Творческая работа
Читают, определяют основную мысль, выписывают простые предложения, находят грамматическую основу
5 минут Итог урока. Лингвистическая игра
Найдите термины, изученные в разделе «Синтаксис»
Рефлексия. Смайлики
Домашнее задание: составьте лингвистический рассказ о главных членах
Оценивание
Обратная связь.
Учитель: Мусагалиева Н.Р класс 7
Тема: Подлежащее, выраженное словосочетанием
Цель: формирование знаний о способах выражения подлежащего
Задачи: умение находить грамматическую основу предложения; определять, чем выражены главные члены, развивать устную и письменную речь, мышление; воспитывать любовь к природе, вызвать интерес к уроку.
Результаты обучения: сумеют дать определение главных членов предложения, находить в предложениях, производить синтаксический разбор, составлять предложения
Ключевые идеи: Оценочный лист
Работа по картинке, деление на группы при помощи картинок, групповая работа, таблица, стикеры, составление постера и защита, оценка при помощи смайликов
ресурс: учебник «Русская речь» 7 класс К.У.Кунакова, З.Ж.Искакова Алматы «Атамура» 2007, интернет источники, рисунки
Содержание урока
Время Действия учителя и записи Действия ученика
2 минут
Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой
Разми Разминка «Атомы»
Цель: создание благоприятной среды, позитивный настрой
Деление на две группы. Приветствуют
Делятся на группы. Образуются две группы по пять учеников
5 минут Проверка домашней работы
«Время круга»
Цель: проверить знания о главных членах предложения
Формативное оценивание
Ученики становятся в круг. Отвечают на вопросы учителя по кругу
7 минут
20 минут
6 минут Определение темы урока
Анализ предложений. На интерактивной доске таблица
Форма Примеры
1. Имя 1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.Жить (что?) – родине служить.
3.. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
Сделайте вывод: подлежащее может быть выражено именем существительным и местоимением, причастием, числительным, прилагательным, инфинитивом, междометием
Сегодня на уроке мы с вами будем разбирать предложения, определять чем выражено подлежащее.
Запись темы урока
Тренировочные упражнения. Групповая работа
1) Работа с текстом. Чтение , анализ прочитанного. Озаглавьте текст. Определите тему
Словарная работа
Вопросы: Как называется кюй, который играл Курмангазы? Какие смысловые части можно выделить в тексте? Озаглавьте их. Запишите в тетрадь
Как вы понимаете выражение в ливне звуков?
2) «Поймайте основу!» Запишите только основу каждого предложения. Определите, чем выражено подлежащее.
1 группа: Люди собрались в юрте. Они тесно окружили гостя. Гость задумался.
2 группа: Это чувство передалось окружающим. Оно заполняло всё вокруг. Полилась песня степного ветра.
Закрепление изученного материала
Групповая работа
Задание 1. Подберите к глаголам соответствующие им формы местоимений и существительных. Составьте с ними предложения
Подрастешь, стремлюсь, запомни, хочу, слушаем, является, могут, коснулись, почувствовала, гнался, потемнело, смотрели, пел Глаза, гость, ты, они, она, я, пальцы, девочка, лицо, выражение, он, мыЗадание 2. Запишите словосочетания по данному образцу. Укажите способ связи зависимого слова с главным.
образец: тишина ночи – ночная тишина
1 группа: вода из родника, шкаф для книг, кисель из ягод, хлеб из пшеницы
2 группа: трава в степи, суп с рисом, повидло из яблок, платье из шёлка
Формативное оценивание
Задание 3. Синтаксический разбор предложений
1группа: Кто-то тихо запел. И вдруг зазвенели, полились звуки. Музыкант, взволнованный мелодией, закончил игру.
2 группа: Никто не хотел уезжать. Гость оглядел слушателей, окружающих его. Полилась песня степного ветра.
Опережающее задание. Защита презентации «Певец Курмангазы»
Формативное оценивание Ученики работают в группе, разбирают предложения и отвечают на вопросы.
Делают выводы
Оценивание
Читают, определяют основную мысль
Выписывают
грамматическую основу
Ученик защищает презентацию
5 минут Итог урока. Лингвистическая игра «Кто быстрее?»
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Рефлексия. Смайлики
Заполнение рефлексивного листа
Домашнее задание: поработайте в парах. Возьмите интервью у любимого композитора или исполнителя
Оценивание
Обратная связь.
Учитель: Мусагалиева Н.Р класс 7
Тема: Составное именное сказуемое
Цель: формирование знаний о составном именном сказуемом
Задачи: умение находить грамматическую основу предложения; определять, чем выражены главные члены, определять какое сказуемое по составу, развивать устную и письменную речь, мышление; воспитывать любовь к природе, вызвать интерес к уроку.
Результаты обучения: сумеют дать определение главных членов предложения, находить в предложениях, различать составное именное сказуемое, производить синтаксический разбор, составлять предложения
Ключевые идеи: Оценочный лист
Работа по картинке, деление на группы при помощи фигур, групповая работа, таблица, стикеры, составление синквейна, оценка при помощи смайликов
ресурс: учебник «Русская речь» 7 класс К.У.Кунакова, З.Ж.Искакова Алматы «Атамура» 2007, интернет источники, рисунки
Содержание урока
Время Действия учителя и записи Действия ученика
2 минут
Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой
Разми Разминка «Подарок»
Цель: создание благоприятной среды, позитивный настрой
Деление на две группы при помощи цветных фигур Приветствуют
Делятся на группы. Образуются две группы по пять учеников
5 минут Проверка домашней работы
1. «Время круга»
Цель: проверить знания о главных членах предложения
-Контрольные вопросы по теме: «Сказуемое»
-Назовите главные члены предложения.
-Что такое подлежащее?
-Что такое сказуемое?
- Сказуемое может быть …..
-Простое глагольное сказуемое выражается …
-Составное глагольное сказуемое ..?
(приведите примеры)
2. Фразеологическая минутка
Объясните значение фразеологизмов
Заблудиться в трех соснах. В два счета. На душе – кошки скребут. Своими глазами.
Формативное оценивание
Ученики становятся в круг. Отвечают на вопросы учителя по кругу
10 минут

20 минут
Определение темы урока
Составное сказуемое бывает: составным глагольным сказуемым и составным именным сказуемым.
Составное именное (глагол связка + именная часть – сущ., прилаг., причастие., числит.)
Глагол-связка быть в настоящем времени не употребляется
Он был бы сильным – сослагательное наклонение
Ты будь сильным – повелительное наклонение
Я был сильным – прошедшее время.
Ты будешь сильным – будущее время.
Он сильный – настоящее время
Менее употребляются другие глаголы-связки – делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называтьсяИменная часть сказуемого может быть выражена:
1) именем прилагательным: Он сильный. Вид у скорпиона был грозным;
2) именем существительным: Он силач. Он был храбрец. Волны песка называются барханами;
3) причастием: Ребята взволнованы сообщением. Вода в пустыне будет задержана;
4) числительным: Дважды два четыре. Два да три будет пять.
Тренировочные упражнения. Групповая работа.
Цель: развитие критического мышления, умение строить тонкие и толстые вопросы
1) Работа с текстом «Зимой». Упражнение 1 страница 162
Чтение , анализ прочитанного.
Вопросо-ответная беседа.
Какие изменения происходят в природе зимой? Почему зимой, когда выпадает снег, зверьки прячутся? Кто первым увидел свежий след? Чем это кончилось? Какой след увидела лисица? Почему зайцу удалось убежать?
2) Составление синквейна
1 группа – «Лиса», 2 группа – «Заяц»
Формативное оценивание
2) Письменная работа упражнение 2. Спишите и подчеркните составное именное сказуемое. Выполнение у доски и в тетрадях.
Упражнение 3. Замените в данных предложениях глаголы-связки глаголом быть.
От снега всё стало белым. - От снега всё было белым.
3) Самостоятельная работа. упражнение 5,6
4) Игра «Кто я?»
Условие игры. Одному ученику приклеиваем на лоб стикер с ключевым словом. Остальные задают ему наводящие вопросы. Подбирая ответы на них он должен угадать о каком животном идет речь?
Одного ученика проводим из класса на минуту. Остальным объясняю дальнейшее их действие.
Закрепление изученного материала
Групповая работа
Синтаксический разбор предложений
1 группа: След был необыкновенно большой.
2 группа: Нынешняя весна была дождливой.
Ученики работают в группе, разбирают предложения и отвечают на вопросы.
Делают выводы
Оценивание
Читают, определяют основную мысль
Выполняют задание: строят вопросы по содержанию и задают другой команде. Составляют синквейн
Производят синтаксический разбор предложений
5 минут Итог урока. Лингвистическая игра «Кто быстрее?»
Найдите четвертое лишнее.
Рефлексия. Смайлики
Заполнение рефлексивного листа
Домашнее задание: разбор предложений
Оценивание
Обратная связь.