Конспект урока биологии по теме «Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных».
Задачи урока:
раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше;
продолжить формирование умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания;
совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.
Оборудование: влажные препараты (внутреннее строение лягушки),
таблицы, мультимедийная презентация, модель головного мозга лягушки, дополнительный материал для работы групп (см. Приложение)
Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения и
жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.
Методы обучения: Словесный, наглядный, деятельностный.
Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок,
работа в парах, группах.
Приемы деятельности учителя: беседа, работа в группах с текстом и рисунками, обсуждение проблемных задач, формулирование выводов.
Организация деятельности учащихся: работают в парах, осуществляют взаимопроверку тетрадей, работают в группах, заполняют таблицу, используя материал учителя, рисунки. Обсуждают, делают вывод, решают проблемные задачи.
Основные понятия и термины урока: класс Земноводные (амфибии), плечевой и тазовый пояс, грудина, воронья кость, трехкамерное сердце, легкие, среднее ухо, барабанная перепонка, клоака.
Домашнее задание: учебник стр. 186-190, таблица.
План урока: 1. Проверка Д/З (тест по теме «Рыбы»).
2. Объяснение нового материала по плану:
а) Класс Земноводные (амфибии) – первые наземные
позвоночные.
б) Классификация земноводных.
в) Внешнее строение земноводных.
г). Особенности внутреннего строения.
3. Закрепление знаний.
1.Проверка домашнего задания.
Тест по теме: «Рыбы».
Выберите правильные утверждения:
Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития.
Развитие рыб происходит только в воде.
Центральная нервная система хордовых расположена на спинной стороне тела над осевым скелетом.
Чешуя рыб формируется за счет кожи.
У всех рыб позвонки не имеют отростков.
Сердце рыб однокамерное.
Органы выделения рыб – почки.
Ихтиология – наука о рыбах.
Китовая акула питается планктоном.
Осетр и белуга – хрящекостные рыбы.
Акулы и скаты – костные рыбы.
Кровеносная система у рыб незамкнутая.
Морской конек вынашивает икринки в особой сумке на брюхе.
Скаты имеют жаберные щели на брюшной стороне тела.
Для рыб характерно наружное оплодотворение.
Правильные ответы: 2,3,4,7,8,9,10,13,14,15.
2. Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными животными из класса Земноводных, которые могут обитать и в воде, и на суше; постараемся выяснить, как они приспособлены к жизни в этих средах обитания.
(В процессе объяснения учащиеся заполняют таблицу колонку №3, начатую на прошлом уроке).
1) Класс Земноводные – первые наземные позвоночные. (слайд)
Земноводные – наиболее примитивные наземные позвоночные животные. Древние земноводные произошли от древних кистеперых рыб около 300 млн. лет назад. В то время на Земле был жаркий влажный климат. Многие водоемы мелели, вода в них сильно прогревалась, становилась бедной кислородом. В таких условиях выживали те древние кистеперые рыбы, которые могли выходить из воды, дышать атмосферным воздухом. Это были первые сухопутные позвоночные на Земле. Древние земноводные – стегоцефалы дали начало современным группам животных этого класса.
Итак, предки земноводных – древние кистеперые рыбы.
Связь с водной средой амфибии полностью не утратили, поэтому в природе мы их встречаем в пресных водоемах и вблизи от них.
2) Классификация земноводных. (слайд)
Класс Земноводные
Отряд Хвостатые (тритоны, саламандры)
Отряд Бесхвостые (лягушки, жабы, квакши)
Отряд Безногие ( тропические червяги)
3) Внешнее строение земноводных. (слайд)
Тело состоит из головы, туловища, двух пар конечностей, хвост у лягушек отсутствует. Передняя конечность состоит из плеча, предплечья, кисти. Задняя – из бедра, голени и стопы. Конечности земноводных приспособлены к прыжкам по суше, задние ноги более сильные, мускулистые.
В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка.
Кожа земноводных голая, покрытая слизью, выделяемой кожными железами. Слизь предохраняет кожу лягушки от иссушения и защищает от бактерий. У жаб кожные железы выделяют ядовитую слизь, предохраняя их от врагов.
На голове мы видим рот, крупные выпуклые глаза и пара ноздрей.
По бокам головы позади глаз находятся округлые барабанные перепонки (органы слуха). Глаза лягушки неслучайно такие крупные и выпуклые. Это позволяет ей наблюдать за происходящим над поверхностью воды. Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от засорения. Как у всех наземных позвоночных, имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием.
Итак, во внешнем строении лягушки гармонично сочетаются черты водных и наземных животных. (слайд)
Черты, характерные для водных позвоночных:
Голая кожа, богатая железами.
Перепончатые лапы.
Глаза и ноздри, расположенные на возвышениях.
Черты наземных позвоночных:
Парные пятипалые конечности.
Выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами.
Барабанные перепонки.
4) Особенности внутреннего строения.
Класс разбивается на 6 групп, каждой группе достается определенная система органов земноводных. В течение 5-7 минут группа готовится, работая с текстом, рисунками учебника, а затем защищает свою работу (см. Приложение № 1, № 2).
а) Скелет (слайд)
У земноводных по сравнению с рыбами значительно меньше костей: многие кости срастаются. Скелет легче, чем у рыб, что важно для наземного существования. Череп подвижно соединяется с позвоночником.
Позвоночник состоит из 4 отделов: шейный (1), туловищный (7), крестцовый (1), хвостовой. Скелет передней конечности состоит: плечо, предплечье, запястье, пясть и фаланги пальцев; задняя конечность – бедро, голень, предплюсна, плюсна и фаланги пальцев. Конечность имеет 5 отделов, поэтому ее называют пятипалой. Такая конечность характерна для всех наземных позвоночных животных. Опорой передним конечностям служит пояс передних конечностей. Он состоит из парных лопаток, парных ключиц и парных вороньих костей. Пояс задних конечностей состоит из тазовых костей, которые срастаются и соединяются с крестцовыми позвонками.
Итак, Опорно- двигательная система амфибий имеет более сложное строение, чем у рыб. Позвоночник имеет больше, чем у рыб, число отделов. Кости легкие, а их число меньше, чем у рыб.
б) Пищеварительная система (слайд)
В отличии от рыб, у земноводных произошла дифференциация кишечника, т.е разделение его на 12-перстную, тонкую и толстую кишки, появляются также слюнные железы. Интересно, что глотают пищу земноводные…..глазами. Глазные яблоки втягиваются мышцами в ротовую полость и проталкивают пищу в глотку. Так что лягушка, проглатывая пойманную муху, жмурится вовсе не от удовольствия!
Клоака- расширенная часть толстой кишки, куда открываются выделительные и половые протоки.
в) Дыхательная система (слайд с видео)
Дыхание кожно-легочное. Появление легких связано с выходом на сушу, развиты они не у всех земноводных одинаково. Воздух они не втягивают, а глотают, подобно тому, как мы глотаем воду. Воздух в легкие входит за счет опускания и поднятия дна ротовой полости. Опуская дно ротовой полости, животное увеличивает ее объем, и в ротовую полость через ноздри входит воздух. Когда дно ротовой полости поднимается к небу, ноздри закрываются и воздух проталкивается через гортань в легкие, где происходит газообмен.
Большое значение в жизни земноводных имеет кожное дыхание, которое возможно за счет влажной кожи.
г) Кровеносная система (слайд)
Кровеносная система более развита, чем у рыб. Это связано с появлением легких. Во-первых, сердце земноводных 3-х камерное: 2 предсердия, 1 желудочек. Два круга кровообращения, 3 вида крови: артериальная, венозная, смешанная. В правом предсердии протекает венозная кровь, в левом – артериальная. Так как в желудочке нет перегородки, то кровь артериальная частично смешивается с венозной. При сокращении стенок предсердия кровь проталкивается в желудочек, а оттуда – в артерии. Смешанная кровь течет по всему организму. В капиллярах осуществляется газообмен и венозная кровь попадает в правое предсердие – это большой круг кровообращения. При сокращении правой части стенки желудочка, где содержится венозная кровь, она течет по легочной артерии к легким, там происходит газообмен и уже артериальная кровь впадет в левое предсердие – это малый круг кровообращения.
Итак, в связи с выходом на сушу у земноводных усложнилось строение кровеносной системы.
д) Выделительная система (слайд)
Практически ничем не отличается от рыб. По бокам позвоночника расположены почки---мочеточники ----клоака-----мочевой пузырь-----клоака—наружу. Роль мочевого пузыря – запасает воду.
е) Нервная система (слайд)
Нервная система образована головным и спинным мозгом, нервами. Головной мозг имеет те же отделы: передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый (показать на модели).Однако сильнее развит передний мозг, что связано с лучшим развитием органов чувств и слабее – мозжечок, что связано с однообразными движениями.
Итак, сегодня мы с вами на уроке, изучая особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, выявили их черты приспособленности к жизни на суше, как первых примитивных наземных позвоночных. (слайд)
Парные пятипалые конечности.
Разделение скелета на большое число отделов.
Кости легкие, их число меньше, чем у рыб.
Кожно-легочное дыхание.
Трех камерное сердце, 2 круга кровообращения, 3 вида крови.
Сложное строение органов чувств (глаза, среднее ухо).
3. Закрепление.
(слайд «Внешнее строение лягушки») – отгадать, что зашифровано.
(слайд «Внутреннее строение земноводных») – отгадать, что зашифровано.
Решите биологические задачи: (слайд)
Имеются данные, что лягушки, лишенные кожного дыхания живут около 3-4 дней, а лишенные легочного дыхания 20-40 дней. Почему?
Выскажите свое мнение, в чем выражается приспособленность лягушки к жизни на суше и в воде. Подумайте, какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?
4. Домашнее задание: учебник стр. 186-190, таблица.
Приложение № 1
Карточка-задание для I группы.
Работая с учебником стр. 188, а также с дополнительными источниками, изучите строение скелета земноводных на примере лягушки. Выявите прогрессивные черты опорно-двигательной системы амфибий по сравнению с рыбами. Подготовьтесь сообщить классу о результатах своей работы.
Карточка-задание для II группы.
Работая с учебником стр. 188, а также с дополнительными источниками, изучите строение пищеварительной системы амфибий на примере лягушки. Выявите прогрессивные черты строения пищеварительной системы амфибий по сравнению с рыбами. Подготовьтесь сообщить классу о результатах своей работы.
Карточка-задание для III группы.
Работая с учебником стр. 188, а также с дополнительными источниками, изучите особенности строения дыхательной системы земноводных. Сделайте вывод о том, какие изменения произошли в дыхательной системе земноводных в связи с выходом на сушу?
Карточка-задание для IV группы.
Работая с учебником стр. 189, а также с дополнительными источниками, изучите особенности строения кровеносной системы земноводных на примере лягушки. Сделайте вывод о том, какие усложнения в строении кровеносной системы амфибий произошли в связи с выходом на сушу?
Карточка-задание для V группы.
Работая с учебником стр. 189, а также с дополнительными источниками, изучите особенности строения выделительной системы земноводных, а также характер обмена веществ. Подготовьтесь сообщить классу о результатах своей работы.
Карточка-задание для VI группы.
Работая с учебником стр. 190, а также с дополнительными источниками, изучите особенности строения нервной системы земноводных. Покажите на модели все отделы головного мозга лягушки и сделайте вывод о том, чем отличается строение головного мозга лягушки от головного мозга рыб.
Приложение № 2.
Дополнительный информационный материал для работы в группах
Пищеварительная система. У амфибий она состоит из тех же органов, что и у рыб .Широкий рот ведет в обширную ротовую полость. Язык лягушек прирастает передним концом к нижней челюсти. У взрослых лягушек в глоточном отделе нет жаберных щелей (они появляются только на ранних этапах развития, а затем исчезают). Сравнительно короткий пищевод плавно переходит в желудок. Смоченная слюной во рту пища проходит по пищеводу, подвергается воздействию пищеварительных ферментов в желудке. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В двенадцатиперстную кишку (первый отдел тонкого кишечника) открываются протоки печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки. Толстая кишка открывается в особое расширение – клоаку. В нее открываются также протоки выделительной и половой систем. Через клоаку непереваренные остатки пищи удаляются наружу.
INCLUDEPICTURE "D:\\Setup\\res\\res02366845-1897-4E22-9054-A28CD01DC1ED" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "D:\\Setup\\res\\resD80A780A-87B4-4F9B-9503-12395D7E34E7" \* MERGEFORMATINET
Дыхательная система. Взрослые лягушки дышат легкими, представляющими собой небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. В них обильно разветвляются многочисленные капилляры.
Легкие у земноводных примитивны: у них мала поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа. Через влажную кожу также происходит обмен газами, поэтому так опасно для амфибий высыхание кожи.
Кровеносная система. В связи с развитием легких у земноводных появляется второй – малый, или легочный, круг кровообращения
INCLUDEPICTURE "D:\\Setup\\res\\resE0703286-20DE-4E87-9B1F-93681D3CCD1A" \* MERGEFORMATINET
Сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие по легочной вене приносится кровь от легких, богатая кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в желудочек, где частично смешивается. Более насыщенная углекислым газом кровь по легочным артериям направляется в легкие. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Наиболее богатая кислородом кровь поступает к голове.
Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: большой и малый, или легочный. Ко всем органам тела поступает смешанная кровь.
Выделительная система. Продолговатые красно-бурые почки располагаются в полости тела по бокам позвоночника. Вредные продукты обмена веществ фильтруются почками и в виде мочи поступают в мочеточники. По стенке клоаки она стекает и наполняет мочевой пузырь. Стенки мочевого пузыря периодически сокращаются, и моча через клоаку выделяется наружу.
Обмен веществ. В связи со слабым развитием легких и движением смешанной крови по организму обмен веществ у земноводных вялый. По интенсивности он мало отличается от обмена веществ у рыб.
Температура тела земноводных непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, поэтому их относят к холоднокровным животным.
Нервная система у земноводных, как и у рыб, состоит из центрального и периферического отделов. В головном мозге сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Они почти скрывают сверху промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный с органами зрения. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения земноводных и их малоподвижный образ жизни. Условные рефлексы у земноводных вырабатываются медленно, для этого требуется много времени.
INCLUDEPICTURE "D:\\Setup\\res\\res15802042-6EA6-4824-BA2F-E95A4C9A070F" \* MERGEFORMATINET