Описание опыта работы учителя «Формирование предметных знаний, развитие коммуникативной компетенции обучающихся через использование интерактивного обучения»


Описание опыта работы
Амосовой Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84» Советского района г.Казани
В 1994 году после окончания филологического факультета Казанского государственного университета я пришла в школу № 84 Советского района г. Казани, в которой работаю учителем русского языка и литературы.
Современные требования, предъявляемые к системе образования, диктуют новые условия к организации учебного процесса. На сегодняшний день одна из актуальных задач, стоящая перед учителем, – внедрение новых подходов к организации урока. Это в первую очередь связано с ориентацией обучения на развитие компетенций обучающихся. От школы требуется подготовка выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике; творчески мыслить; грамотно работать с информацией;  быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratoriesin Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (Learning Pyramid). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».
-57150-17399000лекция – 5%
чтение – 10%
аудио и видеопросмотр – 20%
демонстрация – 30%
групповое обсуждение – 50%
выполнение практических заданий – 75%
обучение других/немедленное применение знаний на практике – 90%
Преобладание интерактивных методов обучения, которые усиливают познавательную деятельность личности, придает отношениям обучающегося и учителя характер взаимопринимающего взаимодействия, создавая поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания. Ученик начинает оценивать процесс обучения с позиции полезности его результатов, осмысляет его. Это в значительной степени, на мой взгляд, должно послужить фундаментом для творческого саморазвития личности ученика.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации учителем познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый как совместная деятельность обучающихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
При подготовке выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации мы часто сталкиваемся недостаточным уровнем предметных знаний, с недостатком коммуникативных умений у учащихся.
Ученик, прочитав текст, иногда не только не способен создать собственное полноценное рассуждение на основе прочитанного, но и не может ответить на вопросы по содержанию этого текста. Эти наблюдения заставили меня пересмотреть цель моей работы.  Сегодня на каждом  уроке я ставлю своей целью  формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях общения. Понимание этого определило и выбор моей методической темы: «Формирование предметных знаний, развитие коммуникативной компетенции обучающихся через использование интерактивного обучения».
Первостепенной задачей для меня стало знакомство с интерактивными практиками и, как следствие, конструирование урока с использованием интерактивных методов и форм обучения. Интерактивный конструкт позволяет решать разнообразные образовательные задачи (обучающие, развивающие) путем варьирования и сочетания на уроке нескольких форм обучения: фронтальной, индивидуальной, парной, групповой.
Одной из технологий, приемлемых для формирования коммуникативной компетенции, является технология развития критического мышления, которая реализуется через следующие приемы и методы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту; поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; расположение ключевых слов, предложений в логической последовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы. Применение данной технологии обеспечивает достижение предметных, личностных, метапредметных планируемых результатов.
Одним из основополагающих компонентов развития коммуникативных умений учащихся является формирование потребности в самовыражении. Работа в этом направлении осуществляется во внеурочной деятельности. Для активизации творческого процесса, поддержания интереса к предмету был создан кружок «Основы журналистики» для учащихся 10-11 классов. Результатом работы кружка стал выпуск номеров газеты «Школьный вальс», редактор газеты в настоящее время обучается на факультет журналистики КФУ.
Большое внимание уделяю формированию у учащихся понимания ценности языка и уважительного отношения к нему. Результатами работы стала активность моих учеников в творческих конкурсах, высокие показатели выполнения задания с развёрнутым ответом, поступление в учебные заведения гуманитарного профиля.
Сформированность коммуникативной компетенции поможет выпускнику быть успешным и реализовать себя в любой деятельности в течение всей жизни.
Результативность участия выпускников в ЕГЭ