Примерная программа по географии Баранчикова Е.,2015 г.
Примерная ПрОГрамма
ОБЩеОБраЗОВаТеЛЬнОЙ
УЧеБнОЙ ДиСЦиПЛинЫ «ГеОГраФия»
для профессиональных образовательных организаций
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
УДК 372.891(075.32)
ББК 74.262.6я723я722
Б243
Н а у ч н ы й р у к о в о д и т е л ь —
Е.А.Рыкова, главный научный сотрудник
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования
А в т о р —
Е.В.Баранчиков, преподаватель кафедры экономической социальной географии
Московского педагогического государственного университета, кандидат географических наук, доцент
Р е ц е н з е н т ы:
В.Б.Пятунин, доцент кафедры методики преподавания географии
Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;
О.А.Давыденко, преподаватель географии высшей категории, методист ГБПОУ «Колледж связи № 54» г. Москвы
Баранчиков Е.В.
Б243 Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.
ISBN 978-5-4468-2607-0
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
УДК 372.891(075.32)
ББК 74.262.6я723я722
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Баранчиков Е.В., 2015
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2015
ISBN 978-5-4468-2607-0© Оформление. Издательский центр «Академия», 2015
СОДерЖание
Пояснительная записка ...................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины «География» ..............................5
Место учебной дисциплины в учебном плане ..................................................5
Результаты освоения учебной дисциплины ....................................................6
Содержание учебной дисциплины .................................................................7
Тематическое планирование ...........................................................................12
Примерные тематические планы ................................................................12
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ..................13 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «География» ..................................................................17
Рекомендуемая литература ............................................................................18
ПОяСниТеЛЬная ЗаПиСКа
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Программа учебной дисциплины «География» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для студентов, осваивающих специальности СПО технического и социальноэкономического профилей профессионального образования, необязательно.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: •личностных:
−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−креативность мышления, инициативность и находчивость; •метапредметных:
−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии; •предметных:
−владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
−сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
−владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Практические занятия
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Нанесение основных географических объектов на контурную карту.
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические занятия
Ознакомление с политической картой мира.
Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.
Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.
Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Практические занятия
Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научнотехнический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические занятия
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. Практические занятия
Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.
Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические занятия
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
Новейшие изменения политической карты мира.
Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
Особенности современного воспроизводства мирового населения.
Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
Языки народов мира.
Современные международные миграции населения.
Особенности урбанизации в развивающихся странах.
Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
Международный туризм в различных странах и регионах мира.
«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
Запад и Восток Германии сегодня.
Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
Особенности политической карты Африки.
Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
Географический рисунок хозяйства США.
Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
Особенности современного экономико-географического положения России.
Внешняя торговля товарами России.
Глобальная проблема изменения климата.
ТемаТиЧеСКОе ПЛанирОВание
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
по профессиям СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования —108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов;
по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов;
по специальностям СПО естественно-научного и гуманитарного профилей профессионального образования — 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Вид учебной работы Количество часов
Профили профессионального образования
технический,
естественно-научный, социальноэкономический технический, социальноэкономический естественно-
научный, гуманитарный
Аудиторные занятия. Содержание обучения Профессии СПО Специальности СПО Специальности СПО
Введение.
1. Источники географической информации 2 1 2
2. Политическое устройство мира 4 2 4
3. География мировых природных ресурсов 4 2 4
4. География населения мира 6 3 6
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства 2 1 2
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства 4 2 4
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства 8 4 8
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства 4 2 4
Окончание таблицы
Вид учебной работы Количество часов
Профили профессионального образования
технический,
естественно-научный, социальноэкономический технический, социальноэкономический естественно-
научный, гуманитарный
Аудиторные занятия. Содержание обучения Профессии СПО Специальности СПО Специальности СПО
6. Регионы мира
География населения и хозяйства
Зарубежной Европы 6 3 6
География населения и хозяйства Зарубежной Азии 8 4 8
География населения и хозяйства
Африки 4 2 4
География населения и хозяйства Северной Америки 4 2 4
География населения и хозяйства Латинской Америки 6 3 6
География населения и хозяйства Австралии и Океании 2 1 2
7. Россия в современном мире 4 2 4
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 4 2 4
Итого 72 36 72
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. 36 18 36
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего 108 54 108
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение.
1. Источники географической информации Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации.
Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии
2. Политическое устройство мира Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.
13
Продолжение таблицы
Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития
3. География мировых природных ресурсов Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.
Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.
Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана
4. География населения мира Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.
Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.
Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.
Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.
Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.
Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.
Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции.
Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.
Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.
Продолжение таблицы
Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.
Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.
Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.
Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.
Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.
Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами
6. Регионы мира География населения
и хозяйства Зарубежной
Европы Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.
Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.
Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании
География населения и хозяйства Зарубежной Азии Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.
Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.
Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.
Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии
15
Окончание таблицы
Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
География населения и хозяйства Африки Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки
География населения
и хозяйства Северной
Америки Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.
Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.
Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США
География населения
и хозяйства Латинской
Америки Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.
Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.
Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.
Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике
География населения и хозяйства Австралии и Океании Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.
Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы
7. Россия в современном мире Умение объяснять современные особенности экономикогеографического положения России.
Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.
Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Выделение глобальных проблем человечества.
Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения
УЧеБнО-меТОДиЧеСКОе и маТериаЛЬнО-ТеХниЧеСКОе ОБеСПеЧение ПрОГраммЫ УЧеБнОЙ ДиСЦиПЛинЫ «ГеОГраФия»
Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).
Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.
реКОменДУемая ЛиТераТУра
Для студентов
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д.Володихина. — М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. — М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2004.
18
интернет-ресурсы
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-
педии). www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной
организации при ООН (ФАО).
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
Учебное издание
Баранчиков Евгений Владимирович
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций
Редактор Г.Е.Конопля
Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова
Корректор Е.В.Кудряшова
Изд. № 101117354. Подписано в печать 29.07.2015. Формат 60×90/8. Усл. печ. л. 2,5.
ООО «Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1.
Тел./факс: (495) 648-0507, 616-00-29.