Рабочая программа спецкурса по русскому языку 11 класс


Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312».
4.Программа по русскому языку для 10-11 классов ОУ. Авторы программы Н.Г. Гольцова, И.М. Шамшин, М.А. Мищерина, М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2016г.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.
6.СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993).
7. Программа по русскому языку для 10-11 классов ОУ. Авторы программы Н.Г. Гольцова, И.М. Шамшин, М.А. Мищерина, М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2016г.. 8. Учебный план МОУ Малонагаткинской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
На изучение русского языка в 11 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина "Русский язык 10-11 классы", учебник для общеобразовательных учреждений 6-е издание. Рекомендовано МО и Н РФ (экспертиза РАН и РАО 2007г) М., "Русское слово" 2014г.
Текущий контроль: контрольная работа: тест с элементами ЕГЭ
Промежуточной аттестацией является годовая отметка по предмету «Русский язык»
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Структура документа
Изучаемый в 11 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста.
Основная цель курса - повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведчекой компетентности учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Обоснованность:
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка в национальной школе. Материал курса русского языка в 11-м классе располагается следующим образом: синтаксис и пунктуация, культура речи, текст.
При этом особенностью программы является рассредоточенность орфографических сведений по всем разделам курса, что позволяет создать непрерывность в обучении грамотному письму.
Цели учебного предмета:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Место и роль курса в обучении:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для 11-го класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Происходит формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках.

Цели программы:
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах;
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции.
Сроки реализации программы: представленная программа реализуется в течение учебного года.
Общая характеристика учебного процесса:
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальныхи творческихспособностей школьника, развивает его абстрактно е мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи. Методы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос;
выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, мор-фологический, синтаксический, лингвистический);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
написание сочинений;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Логические связи данного предмета с другими предметами.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.). Данный предмет также связан с родным языком учащихся – татарским. При обучении учитываются языковые факты, аналогичные в русском и родном языках
Предполагаемые результаты:
Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
Усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка.
Осознание эстетической функции русского языка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
содержание, обеспечивающее формированиеКоммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формированиеязыковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формированиеКультуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.
Требования к уровню подготовки выпускникоВ:
в результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,словарно-орфографический).
Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..Сочинение - рассуждение.
Тест по материалам и в форме ЕГЭ.
Словарный диктант.
Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Эссе (классическое, аргументированное)
Календарно- тематическое планирование
Кол часов Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихсяВид
контроля Элементы
дополнительного содержания
(ЦОР) ДАТА
ПФ
1 Повторение изученного по разделам языкознания. Стилистика. Функциональные стили. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.
Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. Уметь написать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”. «Репетитор ЕГЭ»:
1. Лексическое значение слова
2. Разбор слова по составу.
3.Самостоятельные части речи».
4. Служебные части речи.
(свободный тренинг)
орфоэпический тренажёр 2 Основные принципы русской пунктуации. 1 Урок изучения нового материала (УИНМ) Умение раскрывать связь между интонацией и пунктуацией. — Фронтальная беседа-опрос «Репетитор ЕГЭ» 9.09 3 Контрольное тестирование 1 Тестирование Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Тест «Репетитор ЕГЭ»
(экзаменационный тест) 16.09 4 Словосочетание и виды синтаксической связи 1 Повторительно-обобщающий урок Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять 5словосочетание из п6редложения; подбирать си7нонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. — Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя.
— Индивидуальная работа по карточкам. «Репетитор ЕГЭ»
(свободный тренинг)
модули ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61310/?interface=teacher&class=50&subject=823.09 5 Предложение. Классификация предложений. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать классификацию предложений — Проверка домашнего задания, опрос Таблицы 30.09 6 Простое предложение Простое предложение. Тире в простом предложении. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. — Проверка домашнего задания: составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему; дифференцированное задание по вариантам.
— Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана теоретического материала. Таблица «Правописание НЕ с разными частями речи» 7.10. 7 Некоторые случаи согласования подлежащего со сказуемым. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать некоторые случаи согласования подлежащего со сказуемым — Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана теоретического материала Карточки, таблицы 14.10 8 Готовимся к ЕГЭ 1 Развитие речи ( Часть «С» ЕГЭ) Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста Сочинение «Репетитор ЕГЭ»
(экзаменационный тест) 21.10 9 Тире в неполном предложении. 1 Повторительно-обобщающий урок Уметь определять неполные предложения — Изучающее чтение статьи учебника.
— Выполнение тренировочных упражнений учебника.
— Комментированное письмо, объяснительное письмо.
— Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Таблица «Правописание безударных окончаний глаголов» 28.10 10 Однородные члены предложения и знаки препинания в них. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать основные единицы Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию языка, их признаки. — Упражнения на формирование навыков характеристики синтаксических единиц.
— Упражнения на закрепление правописных навыков.
— Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Таблицы «Правописание НЕ с разными частями речи», «Пунктуация в предложениях с однородными членами» 11.11 11 Обобщающие слова при ОЧ. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать обобщающие слова при ОЧ. — Упражнения на закрепление правописных навыков. Таблицы 18.11 12 Обособленные члены предложения Обособление определений 1 Повторительно-обобщающий урок Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах — Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника.
— Составление алгоритма решения пунктуационной задачи. Таблица «Правописание безударных окончаний глаголов» 25.11 13 Однородные и неоднородные определения 1 Повторительно-обобщающий урок Правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах — Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника. Таблицы 2.12 14 Обособление приложений 1 Повторительно-обобщающий урок Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов — Знакомство с теоретическим материалом учебника
— Тренировочные упражнения: комментированное письмо, распределительное письмо, самостоятельная работа с последующей самопроверкой; работа с графическими схемами. Таблица «Правописание безударных окончаний глаголов» 9.12 15 Обособление обстоятельств 1 Повторительно-обобщающий урок Знать правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
— Знакомство с теоретическим материалом учебника «Репетитор ЕГЭ»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61334/?interface=teacher&class=50&subject=816.12 16 Обособление дополнений 1 Повторительно-обобщающий урок Знать правила обособления дополнения.
Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, проверочный диктант.
— Знакомство с теоретическим материалом «Репетитор ЕГЭ»
(свободный тренинг)
модули ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61334/?interface=teacher&class=50&subject=823.12 17 Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения 1 Повторительно-обобщающий урок Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями.
Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование. «Репетитор ЕГЭ»(свободный тренинг)модули ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61391/?interface=teacher&class=50&subject=813.01 18 Сравнительный оборот 1 Повторительно-обобщающий урок Уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами — Комментированное письмо; объяснительный диктант.
— Упражнение на конструирование: создание предложений со сравнительными оборотами. Таблица «Правописание О-Е после шипящих» 20.01 19 Контрольный диктант 1 Диктант Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора Проверка знаний 27.01 20 Готовимся к ЕГЭ 1 Тест( Часть «А» ЕГЭ) Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Работа с тестами «Репетитор ЕГЭ» 3.02 21 Обособление вводных слов и обращений 1 Повторительно-обобщающий урок Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора.
Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. — Повторение морфологических разборов слов различных частей речи. «Репетитор ЕГЭ»(свободный тренинг)модули ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61400/?interface=teacher&class=50&subject=810.02 22 Вводные и вставные конструкции. 1 Повторительно-обобщающий урок Уметь определять вставные конструкции - Выполнение тренировочных упражнений, закрепление навыков синтаксического разбора «Репетитор ЕГЭ»(свободный тренинг) 17.02 23 Сложные предложения Понятие о сложном предложении. ССП и пунктуация в нем. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать признаки сложных предложений.
Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. — Выполнение тренировочных упражнений, закрепление навыков синтаксического разбора сложносочиненного предложения; закрепление навыков пунктуационного разбора предложения; особенности интонирования синтаксических конструкций Таблица «Пунктуация в сложных предложениях» 24.02 24 Случаи постановки знаков препинания перед союзом И. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать случаи постановки знаков препинания перед союзом И. — Выполнение тренировочных упражнений, закрепление навыков синтаксического разбора Таблицы 3.03 25 Синтаксический разбор сложносочиненного предложения 1 Повторительно-обобщающий урок Уметь делать синтаксический разбор сложносочиненного предложения - Выполнение тренировочных упражнений 10.03 26 Готовимся к ЕГЭ 1 Тест( Часть «А»и «В» ЕГЭ) Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Работа с тестами Таблица «Пунктуация в сложных предложениях 17.03 27 Сложноподчиненное предложение. Обособление придаточных предложений. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать признаки СПП предложений — Проверка домашнего задания (теоретический опрос-беседа по вопросам учителя; индивидуальные карточки-задания.Таблицы 31.03 28 Основные виды придаточных предложений. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать виды придаточных предложений - Выполнение тренировочных упражнений Таблица «Пунктуация в сложных предложениях 7.04 29 Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами КАК, ЧТО, ЧЕМ 1 Повторительно-обобщающий урок Знать признаки постановки знаков препинания - Выполнение тренировочных упражнений Таблицы 14.04 30 Разбор заданий вариантов ЕГЭ. Уровень А1 Повторительно-обобщающий урок Уметь работать с вариантами ЕГЭ Тренировочные упражнения ЕГЭ КИМЫ 21.04 31 СБП и пунктуация в нем 1 Повт Повторительно-обобщающий урок орительно-обобщающий урок Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. — Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; работа с материалом для наблюдения; дифференцированное задание.
— Развитие речи — создание текста-миниатюры на заданную тему. Таблица «Пунктуация в сложных предложениях 28.04 32 Предложения с разными видами связи 1 Повторительно-обобщающий урок Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных
предложениях. — Проверка домашнего задания (теоретический опрос-беседа по вопросам учителя; индивидуальные карточки-задания, самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой).
— Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; выполнение синтаксического разбора предложений; конструирование предложений; работа со словарем. модули ЭОР орфоэпический тренажёр
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61442/?interface=teacher&class=51&subject=85.05 33 Предложения с чужой речью Прямая речь и знаки препинания при ней 1 Повторительно-обобщающий урок Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь определять способ передачи чужой речи. — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; упражнения на конструирование; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой; лингвистический анализ текста. «Репетитор ЕГЭ»
(свободный тренинг) модули ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61474/?interface=teacher&class=51&subject=812.05 34 Изобразительно-выразительные средства, их использование. 1 Повторительно-обобщающий урок Знать Изобразительно-выразительные средства, их использование. — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; упражнения на конструирование; Таблицы 35 Итоговое тестирование 1 Тест Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Работа с тестами Компьютерные диски «Репетитор. Тесты по пунктуации и орфографии» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература ко всем разделам
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.
Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008
Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 1993 (и последующие издания).
Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997.
Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник. — М., 1993.
Виды разбора на уроках русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1984.
Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Орфография. — М., 1978; Пунктуация. — М., 1986.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)
Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесо-ва. — 2-е изд. — М., 1985.