Рабочая программа спецкурса Подготовка к ГИА по русскому языку. 9 класс
Рабочая программа
Спецкурс «Подготовка к ГИА по русскому языку»
9 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Спецкурс «Подготовка к ГИА по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса.
Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2014-2015 учебного года.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ГИА различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 34 занятия. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по трем направлениям: подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения и подготовка к выполнению тестовой части работы. Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом;
овладеть формами обработки информации исходного текста;
научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Оценки за работы не выставляются в классный журнал, но фиксируются в дневнике учителя. Оценивание ведется по балльной системе в соответствии с критериями оценки работ ГИА на экзамене за предыдущий год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практическая работа.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час).
Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (1ч)
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (1ч)
5.Контрольная работа № 1 Написание изложения. Анализ и оценка (2 ч)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 8 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (2ч.)
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)
5.Контрольная работа №2. Тестирование (2
Подготовка к выполнению тестовых заданий (19 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6 (1ч.)
2. Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 7 (1ч.)
3. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. Практическая работа №8 (1ч.)
4. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа № 9 (1ч.)
5. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 10 (1ч.)
6. Контрольная работа № 3 Тестирование (1 ч)
7. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 11. (1ч.)
8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 12 (1ч.)
9. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 13 (1ч.)
10. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 14 . (1ч.)
11. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №15. (1ч.)
12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа № 16 (1ч.)
13.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа № 17. (1 ч)
14.Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №18 (1ч.)
15. Контрольная работа № 4. Тестирование. (1 ч.)
16. Репетиционный экзамен ГИА. Анализ работ. (4ч)
Учебно-тематический план (34 часа)
№ п/п Название раздела Количество часов
1. Введение. Требования к экзамену. 1
2. Подготовка к написанию сжатого изложения. 6
3.
4. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Подготовка к выполнению тестовых заданий. 8
19
Календарно-тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ГИА по русскому языку» (34 часа)
№ уро-ка
Тема урока Кол-во
часов
план/
факт Тип урока
Форма
проведения
урока Планируемые результаты
обучения Формы ор-ганизации
учебно-
познава-тельной
деятельно-сти Оборудование,
ЭОР Система
контроля Да-та
по
пла-ну Да-
та
факт
1 Введение (1 час). Требования к экзамену. Система подготовки. 1 Урок усвоения нового материала Обзорная лекция Знать структуру работы, требования к проведению экзамена, систему подготовки.
Понимать важность процесса подготовки к экзамену.
Уметь ориентироваться в КИМах. Индивиду-альная ПК, выставка пособий, стенды, презентация, папка «Есть система – ГИА не страшен!» Фронталь-ный опрос 2 Подготовка к написанию сжатого изложения (6 часов).
Текст как единица языка. Тема, идея. Проблематика текста. 1 Урок повторения
Тренинг Знать определение, признаки и характеристику текста.
Уметь находить признаки текста.
Понимать тему, идею, проблематику текста. Коллек-
тивная Таблица, презентация, аудиозаписи,
тематическая папка, карточки, сборник Цыбулько «ЕГЭ 2015» (тексты) Работа по
карточкам
Практи-ческая работа №1 3 Структура текста изложения 1 Урок усвоения новых знаний
Анализ текста Знать композицию, логическую и грамматическую структуру текста. Уметь составлять план.
Понимать соотношение частей текста и их взаимосвязь Коллек-тивная Аудиозаписи,
тематическая папка, карточки, сборник Цыбулько (тексты) Краткий пересказ текста по плану 4 Микротемы и абзацы. 1 Урок актуали-зации знаний
Практикум Знать понятия микротемы и абзаца.
Уметь соотносить микротемы и абзацы.
Понимать назначение абзаца как пунктуационного знака. Коллек-тивная Аудиозаписи,
тематическая папка, карточки, сборник Цыбулько (тексты) Работа по карточкам 5 Главная информация в тексте. Ключевые слова. Способы сокращения текста. 1 Урок актуализа-ции знаний
Практикум Знать способы сжатия текста.
Уметь находить главную и второстепенную информацию в тексте., ключевые слова.
Понимать тему и идею текста. Коллек-тивная Тематическая папка, карточки,
схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) Практи-ческая работа №2 6
7 Контрольная работа №1 (сжатое изложение на основе аудиозаписи).
Анализ и оценка по критериям 2 Урок контроля
Изложение текста Знать требования к сжатому изложению.
Уметь строить сжатое изложение и оценивать его в соответствии с критериями. Индиви-дуальная Аудиозаписи,
тематическая папка Контроль-ная работа №1 8 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 часов).
Особенности сочинения рассуждения по данному тексту. 1 Урок актуали-зации знаний
Анализ текста Знать особенности сочинения-рассуждения.
Уметь оценивать в соответствии с критериями.
Понимать тему, идею, проблематику текста. Коллек-тивная Тематическая папка, карточки,
схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) Работа по карточкам
Практи-ческая работа №3 9
10 Позиция автора. Моя позиция. Аргументы. 2 Урок актуализа-ции знаний
Практикум Знать особенности рассуждения.
Уметь выделять позицию автора. Выражать собственную позицию, подбирать аргументы
Понимать смысл текста. Коллек-тивная Тематическая папка, карточки,
схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) Практи-ческая работа №4 11
12 Композиция сочинения. 2 Урок актуализа-ции знаний
Практикум Знать особенности рассуждения.
Уметь строить текст-рассуждение.
Понимать смысл текста. Коллек-тивная Тематическая папка, карточки,
схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) Практи-ческая работа № 5 13 Анализ сочинений. Виды ошибок. 1 Урок работы над ошибками
Корректи-ровка текста Знать виды ошибок.
Уметь работать с таблицей. Исправлять ошибки.
Понимать смысл текста. Индиви-дуальная Таблица «Виды ошибок», карточки Редакти-рование 14
15 Контрольная работа №2 (сочинение-рассуждение) 2 Урок контроля
Сочинение Знать особенности рассуждения.
Уметь строить текст-рассуждение.
Понимать смысл текста. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тексты) Контроль-ная работа №2 16 Подготовка к выполнению тестовых заданий (19 часов).
Главная информация текста 1 Урок обобщаю-щего повторения
Урок-тренинг Уметь производить анализ напечатанного текста и извлекать основную информацию из текста, находить предложение с обоснованием ответа на поставленный вопрос.
Понимать смысл текста. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты, задание 2)
КИМы Практи-ческая работа № 6 17 Лексическое значение слова. Группы лексических явлений. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Урок-тренинг Знать основные лексические понятия.
Уметь определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 6)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы Практи-ческая работа
№ 7 18 Средства выразительности речи. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Урок-тренинг Знать эпитет, олицетворение, метафору, сравнение, гиперболу.
Уметь квалифицировать средства речевой выразительности и находить их в тексте.
Понимать роль тропов в речи. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 3)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 8 19 Правописание приставок. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Урок-тренинг Знать основные правила (приставки на –з, -с; пре-, при-; ы-и после приставок).
Уметь находить орфограммы в словах текста в соответствии с тестовым заданием и объяснять их.
Понимать смысл правила для объяснения орфограмм.
Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 4)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 9 20 Правописание суффиксов и окончаний. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Урок-тренинг Знать основные правила (суффиксы и окончания причастий, прилагательных и глаголов, суффиксы наречий).
Уметь находить орфограммы в словах текста в соответствии с тестовым заданием и объяснять их.
Понимать смысл правила для объяснения орфограмм.
Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 5)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 10 21 Контрольная работа №3 (тестирование) 1 Урок контроля
Тестирова-ние Проверка умения выполнять задания 2 – 6. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько, контрольные тесты Контроль-ная работа №3 22 Словосочетание 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать виды связи слов в словосочетании.
Умение выделять словосочетания из предложения, определять способы связи, заменять один способ связи другим.
Понимать роль словосочетания как единицы языка. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 7)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 11 23 Виды предложений. Грамматическая основа. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать виды предложений.
Уметь выделять грамматическую основу предложения, характеризовать разные виды предложений Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 8)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 12 24 Обособленные члены. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать языковые явления простого осложненного предложения (обособленные члены).
Уметь расставлять и объяснять знаки препинания, находить обособленные члены в предложении.
Понимать обособление второстепенных членов. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 9)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 13 25 Вводные слова и обращения. Вставные конструкции. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать языковые явления простого осложненного предложения (обращения и вводные слова).
Уметь расставлять и объяснять знаки препинания, находить обращения и вводные слова в предложении. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 10)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 14 26 Простые и сложные предложения. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать простое и сложное предложения.
Уметь расставлять и объяснять знаки препинания.
Понимать состав и строение простого и сложного предложений. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 11)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 15 27 Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать виды сложных предложений.
Уметь расставлять и объяснять знаки препинания.
Понимать состав и строение сложного предложения. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 11)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 16 28 Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды подчинения. 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать виды сложных предложений.
Уметь расставлять и объяснять знаки препинания.
Понимать состав и строение сложного предложения. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 12)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 17 29 Сложные предложения с разными видами связи 1 Урок обобщаю-щего повторения
Практикум Знать виды сложных предложений.
Уметь расставлять и объяснять знаки препинания.
Понимать состав и строение сложного предложения. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько (тесты,
задание 13, 14)
Электронный тренажер
Презентация
КИМы
Папка
Таблица Практи-ческая работа
№ 18 30 Контрольная работа
№ 4 (тестирование) 1 Урок контроля
Тестирова-ние Проверка умения выполнять задания 7 – 14. Индиви-дуальная Сборник Цыбулько, контрольные тесты Контроль-ная работа №3 31
32
33
34 Репетиционный экзамен. Анализ работ. 4 Урок контроля
Тестирова-ние Итоговая проверка знаний. Индиви-дуальная Контрольные тесты Контроль-ные тесты УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
***Экран
***Мультимедиапроектор
***Компьютер
№ п/п Наименование
Программы
1. Спецкурс «Подготовка к ГИА по русскому языку. 9 класс».
Учебники
1.
2.
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9 класс. М., Просвещение, 2008.
Методические пособия
1. Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015.
2. С.С.Петровская, И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
3. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак. Сборник текстов для изложений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1986.
4. Н.А.Шапиро. Тексты для занятий по синтаксису в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2006.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Т.А.Долинина. Готовимся к ГИА. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2010.
И.С.Новикова. Изложения. Пособие для учителя. Минск: Современное слово, 1997.
Л.М.Рыбченкова, В.Л.Скляров. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., дрофа, 2004.
А.Ю.Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.
ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2015. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2015
ГИА. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2015.
Диски.
1.
2.
3.
4.
5. Русский язык. Весь школьный курс. 1С: Репетитор.
Русский язык. 5 – 11.Справочник школьника.
Страна Лингвиния (3 диска). Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей.
Н.А.Шапиро. А.В.Волкова. Подготовка к ГИА. 1С, 2015.
Электронные тренажеры для тренировки и контроля по всем темам программы (ПК, диск D, папка «Русский язык. К урокам»).
Словари
1.
* Орфографический словарь русского языка школьного типа.
Различные виды словарей (кабинет).
Демонстрационные, раздаточные и дидактические материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Грамматика русского языка в таблицах (опорные схемы-таблицы)). М.: Дрофа, 2007.
Русский язык в таблицах. 5 – 11.М.: Дрофа, 2007
Л.А.Шкатова. Подумай и ответь. Занимательные задания по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.
С.И.Львова. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007.
Г.М.Шипицына и др. Дидактические материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007.
Т.И.Воителева. Дидактический материал. Русский язык. 8 – 9.М.: Дрофа, 2007.Н.Г.Ткаченко. Сборник текстов для изложений. 190 вариантов. М.: АЙРИС-пресс, 1997.
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Раздаточный материал по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
Контрольные тесты
1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова. Тесты по темам программы, итоговые тесты, словарные диктанты, контрольные диктанты, тексты для изложений, задания для индивидуальной работы. – М.: ВАКО, 2015.
Интернет- ресурсы
Электронные словари: [Электронный ресурс] – http://www.slovary.ruГИА. Открытый банк заданий.
Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – http://www.gramota.ruРусский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] http://rus.1september.ru/rusarchive.phpЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/Уроки русского. Видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – http://www.urokirusskogo.ru/videouroki