Развитие социальной компетентности обучающихся через организацию внеурочной деятельности в учреждениях доп.образовании
Развитие социальной компетентности учащихся через организацию внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования
Т. Ю. Минкина
учитель начальных классов
ГОКУ СКШ г. Вихоревка
Ключевые слова: социализация; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; социальная компетентность; городской социум; толерантность.
Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ является ведущей проблемой педагогического коллектива. Уделяя большое внимание развитию социальной компетентности своих воспитанников, педагоги школы с 2012 г. организует внеурочную занятость детей через посещение учреждений дополнительного образования.
Осознавая ведущую роль школы в решении проблемы включения учащихся в активную жизнь среди сверстников, педагогический коллектив работает над развитием социальной компетентности учащихся через организацию внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Именно занятия наших воспитанников в кружках, секциях, где занимаются дети из «массовых» школ способствует формированию и развитию социально – адаптивных качеств личности учащихся с ОВЗ.
Уровень социальной готовности, позволяющей воспитаннику быть конструктивным в основных сферах деятельности в среднем повысился с 18% (2012 г.) до 56%(2014г.)
Мониторинг сформированности социальной компетенции учащихся
Компоненты
социальной компетентности Год
2012 2013 2014
1. Cформированность качеств законопослушного гражданина 24% 36% 42%
2. Культурный уровень 26% 32% 48%
3. Культура поведения 34% 45% 54%
4. Культура речи 28% 34% 51%
5. Эстетическая культура 14% 21% 42%
6. Экологическая культура 36% 48% 72%
Положительная динамика в развитии социальной компетентности учащихся очевидна.
Какие же учреждения дополнительного образования оказывают содействие коллективу школы?
Деятельность педагогического коллектива подчинена решению проблемы социализации детей с ОВЗ в ближайший социум. И здесь немаловажную роль играет физкультура и спорт, которые являются эффективным средством коррекции и компенсации, нарушенных и недоразвитых психофизических функций, способствуют проявлению личным качествам у таких детей, предоставляют возможности общения со сверстниками из общеобразовательных школ, а также обеспечивают развитие двигательной базы, что непосредственно влияет на развитие навыков самообслуживания, способствующих процессу адаптации детей.
Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.
В процессе библиотечных занятий развиваются восприятие, мышление, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Формируется представление о мире, человеке, обществе, принятых в нём нормах. Знакомясь с литературными персонажами, учащиеся имеют возможность осмыслить и обсудить их поступки, оценить их, что способствует формированию нормативности поведения, развивает коммуникативные свойства речи.
Целенаправленная работа педагогического коллектива по вовлечению учащихся в различные кружки и секции в городском социуме оказывает положительное влияние не только на повышение социальной компетенции, но и на формирование толерантного отношения к нашим воспитанникам со стороны различных творческих и спортивных объединений.