Рабочая программа спецкурса для 11 класса Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
МОУ СОШ им. Н.Г.Зырина р.п. Измайлово МО «Барышский район» Ульяновская область
Согласовано: УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР решением педагогического совета
от 29.08. 2015 года протокол № 1
_________________О.В. Лазарева Приказ ОУ № 246 от 29.08.2015 г «31» августа 2015 г
Председатель ___________ Жидкова В.Т
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Уровень образования (класс): среднее общее образование. 11 класс.
Количество часов 68
Учитель: Журавлева С.В.
Программа разработана на основе программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 10-11 классов» (кафедра филологического образования УИПК ПРО). Авторы В.А. Исакова, Л.Н. Курошина
Согласовано
на заседании МО учителей русского языка и литературы
МО «Барышский район»
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Руководитель МО_______________ /Борзова Н.И./
Пояснительная записка
Данная рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса составлена на основе программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 10-11 классов» (кафедра филологического образования УИПК ПРО). Авторы В.А. Исакова, Л.Н. Курошина ,ИПК ПРО г.Ульяновск, 2008 г. и с учетом следующих нормативных документов:
*Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
*СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 г.№19993 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10)
*Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.;
*Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 .03.2012 № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
* Письма Министерства образования и науки Ульяновской области №73-иогв-01-02/5194исх «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2015/2016 учебном году»
*Приказа Управления образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области от 16.07.2015г. № 224 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2015-2016 учебном году» ;
*Устава муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
* Годового календарного учебного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2015-2016 учебный год;
*Учебного плана на 2015-2016 учебный год;
* Положения о рабочей программе педагога( реализующего ФкГОС (2004г)
(принят на педагогическом совете 28.11.2013 г., протокол №31, утвержден директором школы, приказ № 350 от 30.11.2013 года).
Программа спецкурса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 11 классов, ориентирована на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Цели курса:
обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
повышать уровень грамотности учащихся.
Задача курса:
формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Общая характеристика предмета
В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной. И.П.Цыбулько.
Программа отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий 1-24 .
Структура контрольно-измерительных материалов изменена в 2014 уч. году .Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 25 заданий. Она включает задания с выбором ответа из 4-х предложенных; заданий, требующих краткого ответа, и задание творческого характера.
Задание 25 - это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.
Рабочая программа построена с учётом изменений КИМов. в 2014 году .
Все основные характеристики работы в целом сохраняются. В связи с необходимостью дифференциации содержания проверки в рамках государственной итоговой аттестации содержания обучения за курс основной (9 класс) и средней (полной) (11 класс) школы из экзаменационной работы по русскому языку исключены задания, проверяющие умение проводить фонетический (А-1) и морфемный (А-13) анализ слова. В экзаменационную работу включено задание базового уровня, проверяющее умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приёмы сжатия текста (задание 27).В 2014 году исключаются задания: А6-А12, А20, А24, В1-В6. Меняется нумерация заданий.
В КИМах 2015 года нет деления на части А,В,С. Каждый вариант содержит 25 заданий. Задание 25 творческого характера (сочинение-рассуждение).
Ряд заданий требует иной формулировки ответа (вместо выбора варианта ответа учащиеся должны выписать слово (слова), вставив пропущенные орфограммы или исправив ошибку: задания 2,4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13). Изменён критерий оценивания задания 7: установить соответствие между предложением и видом допущенной в нём грамматической ошибки. За правильные ответы на задание №7 учащиеся могут набрать 5 баллов. За задание 24 учащиеся могут набрать 4 балла.
Изменён критерий (К4) оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (задание 25) :
3 балла – один из 2-х аргументов взят из художественной, публицистической или научной литературы;
2 балла – 2 аргумента из жизненного опыта или только 1 аргумент из литературы;
1 балл – 1 аргумент из жизненного опыта;
0 баллов – нет аргументов.
Место учебного предмета Спецкурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» 11 класс в учебном плане
В 11 классе-6-дневная учебная неделя. Согласно годовому календарному учебному графику
11 класс учится 34 учебных недели.
В 11 классе на изучение программы Спецкурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» отводится 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Содержание учебной программы
1.Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы (1ч.)
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
2. Словосочетание. Виды синтаксической связи.(2ч.)
3.Простое предложение. (12ч.)
Члены предложения. Знаки препинания в простом предложении
Знаки препинания между однородными членами. Знаки препинания при обособлении определений и приложений.
Другие случаи обособления второстепенных членов. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения
4.Сложное предложение(12ч) .
Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами связи.
5. Работа с текстом.(7ч.)
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
6. Анализ языковых средств выразительности.(6ч.)
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
7. Подготовка к написанию сочинения (задание 25)(17ч.).
Знакомство с критериями оценки сочинения. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста.
8. Виды речевых и грамматических ошибо(4ч).
Этические нормы. Фактологические ошибки.
9.Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ(7ч.)
Учебно-тематический план
№
Тема, раздел
Количество часов
авторская программа
рабочая программа
1
Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы
1
2
Словосочетание. Виды синтаксической связи
2
3
Простое предложение.
12
4
Сложное предложение
12
5
Работа с текстом
7
6
Анализ языковых средств выразительности.
6
7
Подготовка к написанию сочинения (задание 25).
17
8
Виды речевых и грамматических ошибок
4
9
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ
7
Итого
34
68
Календарно-тематическое планирование
№
Тема (раздел)
Кол час
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Дата проведения
По плану
Фактически
1
Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы
1
Урок изучения нового материала
Знать: синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении
2-3
Словосочетание. Виды синтаксической связи
2
Комбинированный урок
Знать: виды связи слов в словосочетании.
Уметь:
определять вид подчинительной связи слов в словосочетании
4-5
Простое предложение. Члены предложения
2
Урок-практикум
Знать: определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения.
Уметь: выделять грамматическую основу предложения, второстепенные члены, проводить синтаксический разбор простого предложения
6-7
Знаки препинания между однородными членами
2
Комбинированный урок
Знать: правила постановки знаков препинания ( в т.ч сложные случаи) в предложениях с однородными членами.
Уметь: находить однородные члены, расставлять и объяснять знаки препинания
8-9
Знаки препинания при обособлении определений и приложений
2
Комбинированный урок
Знать: правила обособления определений и приложений.
Уметь расставлять знаки препинания при обособлении определений и приложений
10-11
Другие случаи обособления второстепенных членов
2
Комбинированный урок
Знать: правила постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений.
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями
12-13
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями
2
Практикум
Знать: признаки вводных конструкций и обращений.
Уметь: отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями), расставлять знаки препинания
14-15
Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения
2
Изучение нового материала
Знать: правила постановки тире в простом предложении.
Уметь: ставить тире в простом предложении, выполнять синтаксический разбор простого предложения
16
Классификация сложных предложений
1
Комбинированный урок
Знать: группы сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях разных типов
17-18
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи
2
Комбинированный урок
Знать: синтаксические средства выразительности.
Уметь: использовать в речи синтаксические синонимы
19-20
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
2
Практикум
Знать: правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Уметь: использовать данные правила на практике (в т.ч. сложные случаи пунктуации в ССП)
21-22
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
2
Практикум
Знать: сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными Уметь: использовать данные правила на практике (в т.ч. сложные случаи пунктуации в СПП)
23-24
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
2
Практикум
Знать: правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Уметь расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
25-27
Сложное предложение с разными видами связи
3
Практикум
Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи
Уметь выполнять синтаксический разбор сложного предложения
28
Как писать сочинение. Требования к выполнению творческого задания
1
Знать: требования к выполнению творческой части.
Уметь: использовать полученные знания на практике
29-30
Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих
2
Практикум
Знать: функциональные стили речи и сферу их использования. Уметь: определять причинно-следственные связи между частями текста
31-32
Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)
2
Практикум
Знать: порядок анализа текста.
Уметь: анализировать текст
33-34
Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)
2
Практикум
Знать: порядок анализа текста.
Уметь: анализировать текст
35-36
Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)
2
Практикум
Знать: тропы.
Уметь: анализировать текст
37-38
Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза
2
Практикум
Знать: порядок анализа текста.
Уметь: анализировать текст
39-40
Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия
2
Практикум
Знать: порядок анализа текста.
Уметь: анализировать текст
41
Знакомство с критериями оценки творческой части
1
Изучение нового материала
Знать: критерии оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12)
42-43
Структура сочинения на основе предложенного текста
2
Изучение нового материала
Знать: структуру сочинения на основе предложенного текста.
Уметь: строить собственный текст в соответствии с критериями
44
Определение темы и проблематики текста
1
Практикум
Знать: понятия тема и проблема.
Уметь: определять основные темы и проблемы текста
45
Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы
1
Практикум
Знать: порядок анализа текста.
Уметь: анализировать текст
46-47
Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте
2
Практикум
Знать: требования к комментированию проблемы
Уметь: комментировать проблему, поднятую в тексте
48-49
Осмысление авторской позиции текста
2
Комбинированный урок
Знать: понятие авторская позиция. Уметь: осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте
50-52
Приёмы логического мышления. Аргумент
3
Комбинированный урок
Знать приёмы логического мышления.
Уметь последовательно и аргументированно излагать свои мысли
53-55
Типы аргументации в изложении собственной позиции
3
Комбинированный урок
Знать: типы аргументации.
Уметь: применять их в устной и письменной речи
56-57
Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки
2
Комбинированный урок
Знать: понятия микротема, абзац виды логических ошибок.
Уметь: членить текст на абзацы, определять микротемы
58-59
Виды речевых ошибок
2
Комбинированный урок
Знать: виды речевых ошибок.
Уметь: строить предложения грамотно
60-61
Виды грамматических ошибок
2
Комбинированный урок
Знать: виды грамматических ошибок.
Уметь: грамотно выражать свои мысли
62-68
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ
7
Практикум
Знать: требования к выполнению заданий ЕГЭ.
Уметь: выполнять задания ЕГЭ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М., “Просвещение. ЭКСМО”, 2008.;
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М., “Экзамен”, 2007.
И.П. Цыбулько. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. «Национальное образование».2013, 2014, 2015 годы изданий.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Орфоэпия
Должны знать:
что изучает орфоэпия;
основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
проводить орфоэпический разбор;
находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
должны знать:
что изучает словообразование;
систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
как связано строение слова и его написание;
уметь:
опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
определять способы образования слов;
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
определять прямое и переносное значение слова;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
что изучает морфология;
что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
основные морфологические нормы;
уметь:
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
проводить морфологический разбор слова;
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
что изучает синтаксис и пунктуация;
основные признаки словосочетания и предложения;
виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами;
проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
проводить пунктуационный разбор предложения;
находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
что изучает орфография;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.