Рабочая программа спецкурса по русскому языкуПодготовка к ЕГЭ по русскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»
муниципального образования «Николаевский район»
Ульяновской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ТМГ
_______________ Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол № _____________ ____(Ф.И.О.)______ ________________А.Г. Алмаевот «___ » ____ 201 г. «___» ________ 201 г. Приказ от __.___._______№___
Рабочая программа
Наименование учебного предмета спецкурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»_____________________
Класс__10
Уровень общего образования: средняя школа
Учитель:_____Рузанова Галина Валерьевна
Срок реализации программы 1 год, учебный год___2016-2017
Количество часов по учебному плану: всего ___35__ часов в год;
в неделю____1__ часов.
Планирование составлено на основе_ Программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (для 10-11 классов). Авторы: В.А. Исакова,
Л.Н. Курошина, Ульяновск, 2008 г.
Рабочую программу составил (а) _________________ ________________
подпись расшифровка подписиПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (для 10-11 классов), авторы: В.А. Исакова, Л.Н. Курошина, Ульяновск, 2008 г., при этом учтены изменения в КИМ 2016 года, в связи с этим изменены некоторые темы занятий.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Содержание учебного курса
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий ЕГЭ.
2. Орфоэпия.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Лексика и фразеология.
Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
4. Словообразование.
Основные способы словообразования частей речи.
5. Морфология.
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6. Грамматические нормы.
Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).
7. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
8. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
9. Синтаксис.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.
10. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
11. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
12. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
13. Подготовка к написанию сочинения (задание 25).
Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Орфоэпия
Должны знать:
• что изучает орфоэпия;
• основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
• проводить орфоэпический разбор;
• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
должны знать:
• что изучает словообразование;
• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
• как связано строение слова и его написание;
уметь:
• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
• определять способы образования слов;
• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
• что изучает лексикология и фразеология;
• основные понятия лексикологии и фразеологии;
• основные способы объяснения лексического значения слова;
• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
• определять прямое и переносное значение слова;
• находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
• что изучает морфология;
• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
• основные морфологические нормы;
уметь:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
• проводить морфологический разбор слова;
• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
• что изучает синтаксис и пунктуация;
• основные признаки словосочетания и предложения;
• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
• основные пунктуационные нормы;
• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
• пользоваться синтаксическими синонимами;
• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
• проводить пунктуационный разбор предложения;
• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
• что изучает орфография;
• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
• применять орфографические правила на письме;
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Тематическое планирование
Раздел Тема урока Кол-во часов
Введение Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ 2
Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ Современные орфоэпические нормы 2
Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. 1
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных 1
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных 1
Правописание наречий 1
Правописание предлогов 1
Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление 1
Образование форм повелительного наклонения глаголов 1
Образование форм деепричастий 1
Образование форм местоимений 1
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов 1
Чередующиеся гласные в корне слова 1
Правописание гласных в приставках 1
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий 1
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов 1
Согласные в корнях, приставках, суффиксах 1
Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. 1
Слитное, раздельное, дефисное написание слов 1
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. 1
Нормы литературного языка. Морфологические нормы 1
Лексические нормы (употребление слов) 1
Простое предложение. Члены предложения 1
Знаки препинания между однородными членами 1
Знаки препинания при обособлении определений и приложений 1
Другие случаи обособления второстепенных членов 1
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями 1
Классификация сложных предложений 1
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи 1
Знаки препинания в сложносочинённом предложении 1
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 1
Сложное предложение с разными видами связи 1
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во часов Содержание урока Домашнее задание Дата проведения
План факт
1-2 Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ 2 Познакомить с правилами сдачи ЕГЭ, изучить демоверсию, спецификацию, кодификатор Записи в тетради, работа с сайтом ФИПИ 3-4 Современные орфоэпические нормы 2 Изучение орфоэпических норм русского языка Работа с орфоэпическим словарём 5 Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. 1 Систематизировать знания по правописанию суффиксов существительных Записи в тетради 6 Образование форм различных степеней сравнения прилагательных 1 Систематизировать знания по образованию степеней сравнения прилагательных Тест 7 Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных 1 Обобщить знания об имени числительном Тест 8 Правописание наречий 1 Систематизировать знания о правописании числительных Записи в тетради 9 Правописание предлогов 1 Систематизировать знания о правописании предлогов Записи в тетради 10 Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление 1 Обощить знания по теме Тест 11 Образование форм повелительного наклонения глаголов 1 Обобщить знания по теме Тест 12 Образование форм деепричастий 1 Обобщить знания по теме Тест 13 Образование форм местоимений 1 Обобщить знания по теме 14 Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов 1 Повторить орфограммы Записи в тетради 15 Чередующиеся гласные в корне слова 1 Повторить орфограмму Тест 16 Правописание гласных в приставках 1 Систематизировать знания о правописании приставок Тест 17 Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий 1 Закрепить и повторить орфограммы Записи в тетради 18 Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов 1 Обобщить знания по теме Работа с таблицей в тетради 19 Согласные в корнях, приставках, суффиксах 1 Обобщить знания по теме Повторить правила 20 Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. 1 Повторить и закрепить орфограмму Тест 21 Слитное, раздельное, дефисное написание слов 1 Систематизировать знания по теме Тест 22 Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. 1 Систематизировать знания по теме Записи в тетради 23 Нормы литературного языка. Морфологические нормы 1 Обобщить знания по теме Записи в тетради 24 Лексические нормы (употребление слов) 1 Обобщить знания по теме Записи в тетради 25 Простое предложение. Члены предложения 1 Систематизировать знания по теме Тест 26 Знаки препинания между однородными членами 1 Закрепить ЗУН по теме Тест 27 Знаки препинания при обособлении определений и приложений 1 Закрепить ЗУН по теме Тест 28 Другие случаи обособления второстепенных членов 1 Закрепить ЗУН по теме Тест 29 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями 1 Закрепить ЗУН по теме Тест
30 Классификация сложных предложений 1 Систематизировать знания по теме 31 Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи 1 Знакомство с понятием о синтаксической синонимии 32 Знаки препинания в сложносочинённом предложении 1 Закрепить ЗУН по теме 33 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1 Закрепить ЗУН по теме 34 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 1 Закрепить ЗУН по теме 35Сложное предложение с разными видами связи 1 Закрепить ЗУН по теме Лист корректировки календарно-тематического планирования
2016-2017 учебный год
№ урока Тема Количество часов Причина корректировки Способ корректировки
по плану дано