Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный журналист 1-4 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»
_______________Н.В. Джавадова
Приказ № ______
От «___» _________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный журналист»
(название программы)
Направление «социальное»
для 1-4 классов
Составитель:
Ольховская В.В.
учитель начальных классов
Рассмотрено:
на заседании МО начальных классов
Протокол № __ от «__» ________ 2015 г.
_________ /Лобанова Н.В.
2015-2016г г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Актуальность программы.
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества.
Использование информационных технологий привело к увеличению объ ма информации, к е быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
Цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещ нного культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.
Учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости и учащиеся находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся с нарушением зрения младших (2-4) классов.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей реб нка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к уч бе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Конечно, с центральными изданиями школьная печать конкурировать не может. Но это и не является ее задачей. Нашу школьную газету можно сейчас рассматривать как средство установления дружеских межличностных отношений среди младших школьников разных классов и внутри одного класса, средство создания в начальной школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Программа «Юный журналист» целесообразна для детей с нарушениями зрения для адаптации их в социум, способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.
Речевое развитие детей с нарушением зрения является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Поэтому просто необходимо привлекать учащихся к работе в кружке, посредством уроков которого они смогут не только пополнить свой
словарный запас, но и значительно расширить кругозор. У детей появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по русскому языку и чтению.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10лет. Программа рассчитана на 1 год
Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.
2. Дать представление о сущности журналистской профессии.
3. Познакомить со способами сбора информации.
4. Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.
5. Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.
6. Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
7. Учить давать самооценку результатам своего труда.
8. Обучить первоначальным навыкам работы в программе Word в процессе создания школьной газеты.
В работе кружка «Юный журналист» используются различные формы деятельности учащихся:
Методы подачи нового материала:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Приёмы организации работы:
Решение проблемных ситуаций.
Ролевые игры.
Объяснение.
Разбор речевых ошибок.
Презентация.
Распределение обязанностей.
Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела
К-во часов
УУД
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
1.
1. «История журналистики»
8ч
У обучающихся произойдёт формирование активной жизненной позиции и осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества; качествах, необходимых журналисту; развитие интереса к изучению русского языка.
2.
«Художественно-техническое оформление издания»
5ч
У обучающихся будут сформированы навыки художественно-технического оформления газеты.
Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе; формирование умения давать самооценку результату своего труда.
Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
У обучающихся будет сформировано представление об оформлении газеты и формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания.
3.
«Основы журналистики»
10ч
Формирование активной жизненной позиции; формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к языку, культуре.
Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе; формирование умения давать самооценку результату своего труда; самостоятельно формулировать тему
Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формирование уважения к собеседнику, читателям.
Учащиеся продолжат знакомство с жанрами публицистики, с изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами, формами подачи материала, информационной корреспонденцией; познакомятся с типами текста, системой текстовых публикаций номера, особенностями газетного слова, аналитическими жанрами; формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты; формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы.
4.
«Редакционно-издательская деятельность»
11ч
У обучающихся будут сформированы основы редакционно-издательской деятельности.
Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе; формирование умения давать самооценку результату своего труда
Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Углубление знаний о дизайне номера, подготовке информации, методах и приёмах распространения газеты, маркетинговых исследованиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
. Тема занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
1
Знакомство с планом работы. Анкета « Ваши предложения по работе творческого коллектива» .
2
История журналистики
6
Темы модуля: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Обзор детских и подростковых СМИ. Функции журналистики. Виды журналистских специализаций и профессий. Особенности журналистского труда. Качества, необходимые журналисту. Стиль работы журналиста. Тон, манеры.
Предполагаемый результат: у учащихся возникнет желание самостоятельно расширить знания по истории журналистики и применить их на практике.
3
«Художественно-техническое оформление издания»
9
Темы модуля: Имидж газеты и её номер. Заголовки в номере: виды заголовков в газете. Заголовки в номере: система рубрик в газете. Система иллюстрирования номера: фотоиллюстрации нефотографические иллюстрации, Особенности иллюстрирования изданий разных типов.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области художественно-технического оформления издания
4
«Основы журналистики»
9
Темы модуля: Как найти тему. Событие, факт. Современность, актуальность. Жанровая система номера: особенности жанров газетной публицистики. Жанровая система номера: интервью, диалог, беседа. Жанровая система номера: заметка, отчёт, репортаж, фоторепортаж. Жанровая система номера: художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон). Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Информационная корреспонденция: статья. Информационная корреспонденция: анонс. Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста. Система текстовых публикаций номера: основания, публицистические и официальные документы, статистические данные. Система текстовых публикаций номера: литературно-художественные публикации. Формы подачи материала. Эксперимент в журналистике. Особенности газетного слова. Информативный язык. Аналитические жанры: отчёт, опрос, анкета, комментарий.
Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового общения, будет сформирован базовый инструментарий журналисткой деятельности.
5
«Редакционно-издательская деятельность»
9
Темы модуля: Дизайн газетного номера. Подготовка журналистской информации. Отбор информации. Подготовка журналистской информации. Редактирование информации. Формирование номера. Методы и приёмы распространения газеты. Маркетинговые исследования.
Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере деятельности
Информационно-методическое обеспечение:
Печатные пособия
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999
4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: 2000
5. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001
6. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
7. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
8. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000
9. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
Цифровые ресурсы:
21.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ivanova T.P_vneurochka_Vvedenie-v-zhurnalistiku-5-klass.pdf
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
Оборудование:
Компьютер,
Диктофон
Подшивки газет
Ватманы
Маркеры
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты освоения курса предполагают:
бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении задач на занятиях;
развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания;
умение делать анализ имеющейся информации;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности:
узнали основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент», «информация», «фотокорреспондент», «издание», «вёрстка», «заголовок», «журналистская этика» и т.д.);
узнали основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж», «интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры («эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);
узнали различные способы сбора материала
Результаты обучения
Результаты первого уровня.
Приобретение знаний о стилях и типах речи; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
У ученика будут сформированы навыки:
Умение работать с разной литературой.
Результаты второго уровня.
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; давать характеристику текста публицистического стиля; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
У ученика будут сформированы навыки:
Умение брать и давать интервью.
Использование знаний основных жанров периодической печати.
Понятие макета;
Результаты третьего уровня.
Соблюдение стилевого единства в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
У ученика будут сформированы навыки:
умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
общие правила набора текста;
форматы графических файлов;
основные термины работы со шрифтами;
Результаты четвертого уровня.
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
У ученика будут сформированы навыки:
Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
общаться с людьми;
работать с дополнительной литературой;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Формой подведения итогов считать: выпуск тематических газет; организация интервью; создание и верстка гимназической газеты
15