РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» для 7-го класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом школы
протокол № 1
от «28» августа 2015г.
Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом Аннинского школьного округа
протокол № 1
от «28» августа 2015 г.
Утверждено.
Директор школы
______________М.В.Попова
приказ № 55
от «28» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
для 7-го класса
на 2015 – 2016 учебный год
количество часов в неделю: 0, 5
количество часов в год: 17,5
Составитель
: учитель русского языка
и литературы Хабарова Н.В.
Анна
2015
Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели.
знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы
Задачи:
формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
активизировать познавательную мыслительную деятельность;
развивать критическое мышление;
развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
прививать культуру общения;
воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
развивать творческие способности школьников осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
формировать творческие способности детей;
уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
ФЗ «Об образовании в российской Федерации» №273 ОТ 29.12.2012
приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. № 1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»
Устав школы.
Общая характеристика
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
выполнение творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Данный курс внеурочной деятельности и направлен на реализацию общекультурного направления во внеурочной деятельности и относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Разработана с учетом требований ФГОС основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и рассчитан на 17,5 часов (0,5 в неделю) для учащихся 6-го класса. Реализация программы предполагается в I полугодии 2014 – 2015 учебного года.
Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.
Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев при мам компьютерной верстки газеты).
Развитие творческих способностей обучающихся.
Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование уважения к собеседнику.
Формирование у учащихся толерантного сознания
Планируемые результаты
В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные
знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ
и умения
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т. п.);
- анкетирование;
- социологический опрос;
- участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;
- выпуск школьной газеты;
- посещение обучающих семинаров.
.
Содержание предмета
Вводная часть. Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности.
Жанры газетных материалов. Формирование представлений о профессии журналиста.
Жанры журналистики и их особенности. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Работа над газетой (редактирование, корректирование, макетирование)
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Стилистика написания газетных материалов, язык
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографии
Миссия школьной газеты
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката. Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику.
Анализ газетных материалов
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Итоговое занятие
Деловая игра «Журналист – око народное».Приглашение на занятие всех желающих.
Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Выпуск газеты с отчётом работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов (тем)
Количество часов (теория)
Количество часов (практика)
Всего часов
1
Вводная часть.
1
-
1
2
Жанры газетных материалов.
1
1
2
3
Работа над газетой (редактирование, корректирование, макетирование)
2
1
3
4
Стилистика написания газетных материалов, язык
2
2
4
5
Миссия школьной газеты
2
2
4
6
Анализ газетных материалов
1
1
2
7
Итоговое занятие
-
1
1, 5
ИТОГО
9
8
17, 5
Учебно-методическое обеспечение.
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. 3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
4. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов / С.М.Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 288 с.
Работа над словом. Язык, стиль и литературное редактирование газеты / Под ред. А.З.Окорокова. - Издание 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1974. - 207 с.
Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н.Засурского. М.: «Мысль», 1988.-575 с.
Эрнст О. Слово предоставляю вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров / Под ред. Е.Б.Моргунова. - М.: «Экономика», 1988. - 141 с.
8. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.9 . Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.10. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.11. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982. 12. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№
Дата (план)
Дата (факт)
Тема
Содержание занятия
Вводная часть.
1
Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности.
Жанры газетных материалов
2
Формирование представлений о профессии журналиста.
Жанры журналистики и их особенности
3
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Работа над газетой (редактирование, корректирование, макетирование)
4
Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.
5
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
6
Анализ новостных сообщений в разных газетах с точки зрения общественной значимости, интереса для читателя.
Стилистика написания газетных материалов, язык
7
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность.
8
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.
9
Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок.
10
Авторство. Подпись иллюстраций и фотографии
Миссия школьной газеты
11
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?
12
Выбор названия. Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее?
13
Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.
14
Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику.
Анализ газетных материалов
15
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта.
16
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт.
Итоговое занятие
17,5
Деловая игра «Журналист – око народное». Выпуск газеты с отчётом работы.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 415