Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный журналист
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 г. ТОМСКА
СОГЛАСОВАНО
на заседании научно-методическогосовета школы
Протокол № 1 от 31.08.2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 58 г. Томска
_________________ /С. А. Колбина/
Приказ № 348от31.08.2016 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Юный журналист»
(социальное направление)
Срок реализации: 2 года
Уровень: 5 – 6 классы
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю
Количество часов в год: 34 часа
Разработчик:
Лубяная Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
Пояснительная записка Стр.3
Планируемые результаты освоения учебного курса Стр.6
Содержание учебного курса Стр.10
Тематическое планирование Стр. 15
Приложение Стр. 19
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист» разработана на основе документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Мин.обр. и науки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
Приказ Мин.обр.науки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)
Методический конструктор внеурочной деятельности школьников, Д.В. Григорьев, к.пед.н., П.В. Степанов, к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы «Юный журналист»
Рабочая программа курса «Юный журналист» для 5 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения и методического пособия Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников – методический конструктор»
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружка «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Цель: познакомить со сферой массовой коммуникации, с основами журналистского мастерства для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования, расширения кругозора, развития владением словом.
Задачи
Обучающие:
знакомство с принципами журналистской деятельности
изучение основ социологии и журналистики
формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития
формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта
Воспитывающие:
формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения
привитие культуры общения с миром средств массовой информации
пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности
формирование потребности в постоянном повышении информированности
воспитание любви и уважения к школе
Развивающая:
развитие творческих способностей, индивидуального мышления
Межпредметные связи во внеурочной деятельности «Юный журналист»
Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 5-6 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история. Ведущие идеи внеурочной деятельности «Юный журналист»
Развитие творческих способностей учащихся, выявление и развитие журналистских задатков у детей и подростков, воспитание информационной культуры, формирование активной жизненной позиции:
информационная - освещать события школьной жизни;
выпускать школьную газету «Сорока»; на страницах газеты организовать обсуждение проблем учебной, научно-исследовательской, внеучебной деятельности школьников, проблем свободного времени;
знакомить школьников, проявивших интерес к журналистике, с особенностями этой профессии;
формировать у сотрудничающих с Клубом юного журналиста школьников начальные навыки создания журналистских материалов разных жанров, коммуникативную культуру;
проводить заочные интеллектуальные и творческие конкурсы;
способствовать развитию литературных наклонностей учащихся.
Место в учебной деятельности:
Данный курс внеурочной деятельности и направлен на реализацию социального направления во внеурочной деятельности и относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.Занятия проводятся 1час в неделю в году 34 часа .
Планируемые результаты освоения учебного курса
Формирование универсальных учебных действийЛичностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
• основы социально-критического мышления;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• вступать в диалог;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в месяц. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь лицея» и другие. Тематика определяется общим планом работы образовательного учреждения, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
Учащиеся должны знать:
-понятие макета;
-общие правила набора текста;
-форматы графических файлов;
-цветовые системы;
-основные термины работы со шрифтами;
-основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
-желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
-активная позиция во время занятий;
-выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Содержание учебного курса
5 класс
Раздел №1. Введение в журналистику.
Сообщение информации как главная функция журналистики. Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. Общая характеристика основных каналов распространения информации. Газета как старейшая форма СМИ. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста.
Раздел №2. Школьная газета как одна из форм средств массовой информации.
Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители, - их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории. Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания. Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель и «запасные» игроки. Ошибки, которые чаще всего допускают начинающие редакторы.
Тема №3. Дизайн школьной газеты.
Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.
Тема №4. Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты.
Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества. Журналистский текст, его специфика. Требование оперативности, объективности. Творческая индивидуальность и коллектив. Определение особенностей жанров: зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк.
Тема №5. Выпуск школьной газеты
План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.
Содержание практического раздела программы.
Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, презентация.
Типовые задания:
анализ и обсуждение школьных газет и других печатных изданий;
анализ и обсуждение концепции школьной газеты «Сорока»: содержание, структура, рубрики;
формирование школьной редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции;
создание «портрета» читателей школьной газеты, прогнозирование их ожиданий; приёмы изучения читательской аудитории (опрос)
создание проекта следующего номера школьной газеты: содержание, структура, рубрики в соответствии с планом внутришкольных мероприятий на 2011-2012 учебный год;
создание плана реализации проекта школьной газеты на 2011-2012 учебный год
сопоставительный анализ и обсуждение дизайна газет и журналов;
анализ дизайна школьной газеты;
создание дизайнерских эскизов следующего номера школьной газеты «Сорока».
творческие работы учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.);
Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк).
Взаиморецензии.
6 класс
Тема №1. Журналистика как профессия.
Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокие знания в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.
Тема №2. Язык журналистики.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тема №3. Стилистические фигуры речи.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Тема №4. Композиция материала.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Тема №5. Жанры журналистики.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета.Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Содержание практического раздела программы.
Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, презентация.
Типовые задания:
Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора.
Создание творческих работ различных жанров (заметку «Мой сверстник в XXI веке»: репортаж спортивного соревнования; хронику «События дня», путевые заметки «Наше путешествие», интервью у преподавателя, очерк о друге)
Формы, методы, способы и средства реализации программы.
Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности учатся ставить перед собой цель, идти к намеченной цели, видеть перспективу развития.
В процессе работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация к обучению. Учащиеся совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.
Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации. В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.
Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия; практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
Выпуск школьной газеты;
Создание, публикация и защита своих работ;
Участие в конкурсе «Юный журналист»;
«Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровень воспитательных результатов:
Приобретение школьником новых социальных знаний
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
Вид внеурочной деятельности:
Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п Тематическое планирование Характеристика деятельности обучающихся1 Введение в журналистику Форма занятия: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра.
Виды деятельности:
Создание визитниц – презентация самого себя;
Создание кодекса чести журналиста.
2 Школьная газета как одна из форм средств массовой информации.
Форма занятия: групповая, творческая мастерская, исследование, ролевая игра.
Виды деятельности:
анализ и обсуждение школьных газет и других печатных изданий;
анализ и обсуждение концепции школьной газеты «Сорока»: содержание, структура, рубрики;
формирование школьной редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции;
создание «портрета» читателей школьной газеты, прогнозирование их ожиданий; приёмы изучения читательской аудитории (опрос)
создание проекта следующего номера школьной газеты: содержание, структура, рубрики в соответствии с планом внутришкольных мероприятий
3 Дизайн школьной газеты. Форма занятия: групповая и индивидуальная; исследование; творческая мастерская.
Виды деятельности:
сопоставительный анализ и обсуждение дизайна газет и журналов;
анализ дизайна школьной газеты;
создание дизайнерских эскизов следующего номера школьной газеты «Сорока».
4 Основы творческой деятельности журналиста.
Основные жанры школьной газеты. Форма занятия: групповая и индивидуальная; лекция, практикумы и творческие мастерские. Выход в аудиторию: «Интервью на заданную тему»; «Репортаж с места события» и пр.. Виды деятельности учащихся: Конспекты (освоение теоретического материала о публицистическом стиле) ;Творческие работы учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.);
Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк).
Взаиморецензии.
5 Выпуск школьной газеты на основе набранного материала Форма занятия: групповая и индивидуальная; «круглый стол», презентация.
Виды деятельности:
Презентация и обсуждение созданного материала.
Выпуск номера школьной газеты
6 класс
№
п/п Тематическое планирование Характеристика деятельности обучающихся1 Журналистика как профессия Форма занятия: групповая и индивидуальная; «круглый стол».
Виды деятельности:
Создание репортажа «Моя школа»
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
2 Язык журналистики. Форма занятия: групповая, творческая мастерская, исследование, ролевая игра.
Виды деятельности: Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова»
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления
Создание рассказа на тему «Об этом слове хочется рассказать».
3 Стилистические фигуры речи.
Форма занятия: групповая и индивидуальная; исследование; творческая мастерская.
Виды деятельности:
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры
4 Композиция материала.
Форма занятия: групповая и индивидуальная; лекция, практикумы и творческие мастерские.
Виды деятельности:
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения
Создание рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5 Жанры журналистики. Форма занятия: групповая и индивидуальная; лекция, практикумы и творческие мастерские.
Виды деятельности:
Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора
Создание журналистских текстов различных жанров:
заметку «Мой сверстник в XXI веке»
репортаж спортивного соревнования;
хронику «События дня»– путевые заметки «Наше путешествие»
интервью у преподавателя
очерк о друге.
Выпуск школьной газеты на основе набранного материала Форма занятия: групповая и индивидуальная; «круглый стол», презентация.
Виды деятельности:
Презентация и обсуждение созданного материала.
Выпуск номера школьной газеты «Сорока»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Принтер
Сканер
Экран
Фотоаппарат
Компьютер
Ксерокс
Диктофон
Перечень учебно-методического обеспечения
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1978.
Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Лениздат,1971.
Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004
Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2006
Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. СПб, 1999
Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000
Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2001
Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М. 2001
Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 1999
Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000
Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999
От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже 0-83 тысячелетий. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000
Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.
Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2007
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000
Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.. 1999
Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998
Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
Контролирующие материалы:
– самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
– семинары-практикумы по изученной теме;
– творческие конкурсы;
– публикации.
Методические рекомендации к проведению занятий:
Занятия в кружке «Юный журналист» могут строится по алгоритму:
Знакомство с теоретическим материалом по журналистике
Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов)
Отработка практических умений и навыков
Сбор и обработка информации
Создание журналистского текста в различных жанрах
Редактирование текста
Презентация и коллективное обсуждение
Календарно-тематическое планирование
«Юный журналист»
5 класс
№ занятия Календарные сроки Наименование тем Всего часов УУД
1 сентябрь Введение в журналистику 1 Личностные универсальные учебные действия
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
• основы социально-критического мышления;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные универсальные учебные действия
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
2 сентябрь Что такое массовая коммуникация. Роль СМИ в обществе. 1 3 сентябрь Основные каналы СМИ: газеты и журналы, радио и телевидение, интернет. 1 4 сентябрь Школьная газета в мире больших изданий. 1 5 октябрь Специфика школьной прессы как вида массмедиа. 1 6 октябрь Основные функции школьной газеты: образовательная, информационная, коммуникативная. 1 7 октябрь Школьная редакция. Её состав 1 8 октябрь Журналистская этика. 1 9 ноябрь Планирование работы школьной редакции. 1 Личностные универсальные учебные действия
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
• основы социально-критического мышления;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные универсальные учебные действия
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
10 ноябрь Концепция, главные задачи и цели нашей школьной газеты 1 11 ноябрь Основная группа читателей школьной газеты 1 12 ноябрь Планирование номера 1 13 декабрь Основное содержание, постоянная структура номера 1 14 декабрь Рубрики в школьной газете (информационные, развлекательные и др.) 1 15 декабрь Особенности газетного дизайна и его инструментарий 1 Личностные универсальные учебные действия
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
16 декабрь Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению 1 17 январь Текст, оформление разных типов текста 1 18 январь Фото, принцип отбора
1 19 январь Фотоиллюстрировани, подпись под фото. 1 20 февраль Публицистический стиль. 1 Личностные универсальные учебные действия
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Познавательные универсальные учебные действия
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
21 февраль Журналистский текст, его особенности 1 22 февраль Технология написания текста 1 23 февраль Тема и основная мысль 1 24 март Сбор информации, её обработка 1 25 март План текста. Редактирование 1 26 март Жанры. Зарисовка 1 27 март Заметка 1 28 апрель Интервью 1 29 апрель Рецензия 1 30 апрель Репортаж 1 31 апрель Портретный очерк 1 32 май План и содержание номера 1 Регулятивные универсальные учебные действия
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Коммуникативные универсальные учебные действия
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым
Познавательные универсальные учебные действия
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
33 май Структура номера 1 34 май Презентация проектов 1 Календарно-тематическое планирование
«Юный журналист»
6 класс
№ занятия Календарные сроки Наименование тем Всего часов УУД
сентябрь Журналистика как профессия 1 Личностные универсальные учебные действия
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
• основы социально-критического мышления;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные универсальные учебные действия
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
сентябрь Язык журналистики 2 сентябрь сентябрь Стилистические фигуры 4 октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь Композиция материала Личностные универсальные учебные действия
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
• основы социально-критического мышления;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные универсальные учебные действия
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
ноябрь ноябрь ноябрь декабрь Основное содержание, постоянная структура материала 1 декабрь Рубрики в школьной газете (информационные, развлекательные и др.) 1 декабрь Особенности газетного дизайна и его инструментарий 1 Личностные универсальные учебные действия
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
декабрь Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению 1 январь Текст, оформление разных типов текста 1 январь Фото, принцип отбора
1 январь Фотоиллюстрирование, подпись под фото. 1 февраль Журналистский текст, его особенности 2 Личностные универсальные учебные действия
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Познавательные универсальные учебные действия
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
февраль февраль Технология написания текста 1 февраль Тема и основная мысль 1 март Сбор информации, её обработка 1 март План текста. Редактирование 1 март Жанры журналистики. Зарисовка 1 март Заметка 1 апрель Интервью 1 апрель Рецензия 1 апрель Репортаж 1 апрель Портретный очерк 1 май Выпуск школьной газеты.
План и содержание номера 1 Регулятивные универсальные учебные действия
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Коммуникативные универсальные учебные действия
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым
Познавательные универсальные учебные действия
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
май Структура номера 1 май Презентация проектов 1